Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература Практическое задание 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всемирная слава доктора человеческих душ Чехова связана с образом русской интеллигенции, погруженной в себя. Неприспособленные к новой жизни людей, которые тяготятся бездушным и приземленным миром наживы.
Толстой – психологизм (доминантная черта), народная мысль, теория “опрощения”. “Война и мир”, “Детство”, “Отрочество”.
Своеобразие психологизма Л.Н. Толстого было отмечено еще Н.Г. Чернышевским. Он писал: «Особенность графа Л.Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует сам процесс… едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым своеобразием…»[1]. В центре внимания писателя – «диалектика души», процессы последовательного развития чувств и мыслей. Посмотрим, с помощью каких художественных средств Толстой передает процессы внутренней жизни героев в романе «Война и мир». Одним из таких художественных средств является портрет. Описания внешности в романе не просто детализированы – персонажи изображены во всем спектре их душевных движений, чувств и состояний. «Есть живописцы, которые знамениты искусством уловлять отражение луча на быстро катящихся волнах, трепетание света на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях облаков: о них по преимуществу говорят, что они умеют уловлять жизнь природы. Нечто подобное делает граф Толстой относительно таинственных явлений психической жизни», – писал Чернышевский.
И вся «психическая жизнь» героев Толстого отражается в описании их внешнего облика. Писатель использует так называемый динамический портрет, рассредоточивая детали внешности героя на протяжении всего повествования. Но в романе есть и статические портреты, близкие к творческой манере Лермонтова, Тургенева. Однако если у этих писателей неизменяющийся, монологический портрет характерен для главных героев, то у Толстого «стабильный портрет» характерен для второстепенных и эпизодических героев. Таковы в романе портреты тетушки Мальвинцевой, масона Баздеева, французского офицера, с которым Пьер борется в окопе в день Бородинского сражения. Стабильный портрет характерен и для героев, «закрытых» для живой, подлинной жизни, которым недоступны живые чувства (описание внешности Элен Безуховой).
Пастернак – тонкий психологизм, глубокий символизм, переход от конкретных ситуаций к размышлениям о вечном, метафорическая насыщенность (доминантная черта).
“Февраль. Достать чернил и плакать”. “Весна”.
Пастернак - поэт ассоциаций. Уже в ранних стихотворениях (1910-е гг.) появляются основные черты, присущие поэтическому видению мира Пастернака, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может вбирать признаки другого, а события и чувства передаются с помощью будто бы случайного набора неожиданных ассоциаций, пронизанных эмоциональным напряжением, при помощи которых они и сливаются:
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Открытие Пастернака - в том, что он запечатлевает мир, в котором воплощена красота Божьего замысла, мир, который дан ему «в вечную зависть», мир, который нужно каким-то образом охватить и воплотить.
По Пастернаку, задача поэта состоит в том, чтобы запечатлеть мгновение, которое сопоставимо с вечностью, в которое проецируется вечность. Поэт должен изобразить неисчерпаемость мгновения:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек.
Один Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
Борис Леонидович Пастернак - один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Его поэзия сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций.
Солженицын – библейские мотивы, классический эпос, многообразие форм иронии (доминантная черта). “Бодался теленок с дубом”.
В творчестве Солженицына постоянно сосуществовали художественность и публицистичность, публицистичность взяла верх в конечном итоге. Поэтому наиболее ценными в литературном отношении представляются его ранние произведения, написанные в 1950-60-е годы, к которым относятся рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор». В центре внимания писателя две основные темы: изображение русского национального характера, образа простого человека из народа, а также трагическая история России ХХ века. Герои Солженицына — люди, обладающие естественной, природной нравственностью, истоки которой в культуре всего русского народа. Это сближает их с любимыми героями Л. Н. Толстого. Естественная нравственность дает силы выжить в условиях, физически невыносимых для человека, и не просто выжить, но и не потерять собственного достоинства, не предать себя.
Задание 5
Ответ на задание:
Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь.
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.
Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…
Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.
Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.
Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:
Николай Алексеевич | мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. |
Надежда | красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека. |
Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла.
-
Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства. -
Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его. -
Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку. -
Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.
Задание 6
Ответ на задание:
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним: “тот старый клен головой на меня похож”. Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Поэт тосковал по селу, в котором он вырос, рассказывал о своей привязанности к дому, отцу и матери. Эта тема присутствует во всем творчестве Сергея Александровича. Отечество значит для него очень много, ведь в этом понятии заключается все то, что он любит и помнит с малых лет. Поэт тоскует по отчему дому, испытывает грусть, поэтому предается воспоминаниям о природе, среди которой раньше жил, рисует перед читателем иллюстрации прекрасной «голубой Руси» с ее красотой. Вспоминает оставленный дом и мать, которая стала заметно старее.
Мысли поэта были сосредоточены не только на личных волнениях, но и на общественных. По его мнению, революция не могла спасти крестьянство, она лишь подавляла его, навсегда меняя образ села. В 1918 году автор не мог дать точную оценку происходящему, ведь новая страна только начинала свой путь. Поэтому в произведении видно не протест системе или ее осуждение, а лишь грусть по прошедшим временам и слабый страх настоящего.
“Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее: “В три звезды березняк над прудом”, “Золотою лягушкой луна”. Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть”, “…седина у отца пролилась в бороде”.
Задание 7
Ответ на задание:
Военная тема звучит во многих произведениях русской классики. Так, в романе Шолохова «Тихий дон» показана гражданская война, страшная тем, что восстают против друг друга близкие люди. У человека в условиях войны рушатся нравственные устои, обесценивается мораль. «Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал», - говорит Прокофич о молодых казаках. Но есть в этом бессмысленном кровопролитии и место человеческой доброте и жертвенности. Это видно на примере Ильичны, которая решает отправить Дуняшу с детьми, а сама остается, не бросает родной дом, даже если красные займут хутор.
Военная тема звучит и в романе Л. Толстого «Война и мир». Во время борьбы с Наполеоном некоторые персонажи, как и Ильична, сохраняют человечность. Например, Наташа Ростова во время пожара в Москве противостоит желанию родителей использовать подводы для перевозки личных вещей и требует помочь переправить через реку раненых. Девушка пристыжает старших Ростовых за их малодушное отношение.
В историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.