Файл: Краткий конспект лекций по экономической теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на этот товар.

Степень интенсивности потребности. Если потребность в каком-то товаре очень велика (сигареты), то уровень цены при прочих равных условиях несущественно сказывается на объеме спроса.
6.2. Перекрестная эластичность спроса по цене

Перекрестная эластичность спроса а по цене - это есть изменение величины спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле (где Qx - значение спроса для товара х, Py – уровень цены товара у):


Показатель перекрестной ценовой эластичности или эластичности спроса на товар X по цене товара Y используется в экономических исследованиях для определения того, имеется ли связь в потреблении между рассматриваемыми товарами, а при наличии таковой — для выяснения, какой она носит характер.

Если Ecross > 0, т.е. с по­вышением цены на товар Yрастет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах), т.о. положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам).

Если Ecross < 0, т.е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими това­рами, т.о. отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам).

Если Ecross ≈ 0 , то товары могут быть «индифферентны» друг к другу, т.о. нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Знание перекрестной эластичности важно по двум причинам. Во-первых, перекрестная эластичность показывает реакцию на изменение цен продуктов, конкурирующих с данным.

Во-вторых, величина перекрестной эластичности позволяет четче очертить круг товаров-конкурентов.
6.3. Эластичность спроса по доходу


Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Коэффициент эластичность спроса по доходу вычисляется по формуле:



где Q- значение спроса рассматриваемого товара, I – уровень дохода.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем большее благо нужно семье, тем меньше его эластичность;

является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;

консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться как к предметам роскоши, так и к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

Знак эластичности спроса по доходу показывает нам отношение потребителя к данному товару.

Положительная эластичность спроса по доходу (Eincome > 0) будет означать, что данный потребитель считает данный товар полноценным (нормальным) и увеличивает его закупки при возрастании своего дохода.

Отрицательная эластичность спроса по доходу (Eincome < 0) свидетельствует, что данный товар для данного потребителя является неполноценным (его называют также худшим или низшим товаром), и последний при росте своего дохода будет сокращать потребление данного товара.

Если эластичность спроса по доходу, близкая к нулю(Eincome ≈0), то это показывает, что потребитель считает данный товар нейтральным и объем закупок данного товара при изменении дохода остается неизменным.

В том случае, когда эластичность спроса по доходу превышает единицу(Eincome > 1), а значит, приращение объема закупок такого товара превосходит приращение дохода данного потребителя, это скорее всего предмет длительного пользования или даже предмет роскоши (товар высшей категории).

Если коэффициент эластичности изменяется в пределах от 0 до 1 (0 < E

income < 1), то имеют место товары первой необходимости, при Eincome ≈ 1, мы сталкиваемся с товарами повседневного спроса.

Эластичность спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т. д.

Знание коэффициента эластичности спроса по доходу для тех или иных товаров важно, например, для предприятий розничной торговли, поскольку позволит им регулировать свои запасы и заказы таким образом, чтобы оптимально реагировать на возникающие изменения в конъюнктуре рынка.

Изменения уровня до­хода вызывают принципиально разное реагирование потребителя в от­ношении благ. Это послужило основой для выделения разных типов благ.

Нормальные блага — это блага, которые характеризуются положи­тельной убывающей эластичностью спроса по доходу. Для таких благ ха­рактерна положительная зависимость между изменением величины до­хода и изменением величины спроса, но ослабевающая с ростом дохода. Другими словами, каждое равновеликое увеличение дохода будет сопро­вождаться убывающим приростом величины спроса. Поэто­му для нормальных благ эластичность спроса по доходу всегда больше нуля, но меньше единицы.

Блага первой необходимости — это блага, спрос на которые практи­чески не зависит от уровня дохода, то есть является абсолютно неэлас­тичным по доходу.

Предметы роскоши — это блага, спрос на которые растет более быст­рыми темпами по сравнению с увеличением дохода. Эластичность спроса по доходу у таких благ всегда больше единицы.

Неполноценное благо — это благо, спрос на которое сокращается с ростом доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по до­ходу для таких благ имеет отрицательное значение, то есть меньше нуля.
6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения

Эластичность предложения по цене представляет собой степень реагирования величины предложения на изменение цены товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на один процент. Еs=%∆Qs/%∆p
.

Значение коэффициента эластичности предложения по цене изменяется в пределах от нуля до плюс бесконечности. Методика расчета эластичности по цене тождественна расчету эластичности спроса по цене. Однако, если реакция величины спроса на изменение цены слабо зависит от временного интервала, то важнейшим фактором эластичности предложения, в соответствии с которым и определяются периоды, становится время.

Кратчайший (мгновенный период – реализации подлежит уже произведенный товар). Это означает, что товар поступает в продажу по установившейся цене и предложение подстраивается под спрос. Кривая предложения принимает вертикальный характер, коэффициент эластичности предложения равен нулю (рис. 6.6).


Рис. 6.6. Совершенно неэластичное предложение

Краткосрочный период – производитель в определенной мере может отреагировать на изменение рыночной цены путем изменения переменных факторов: интенсивность труда, количество материалов, товарных запасов и т.п. Кривая предложения отклоняется от вертикали по закону предложения и принимает положительный наклон. В результате роста спроса произойдет изменение количества предлагаемой продукции и относительно кратчайшего периода меньшее изменение цены (рис. 6.7).


Рис. 6.7. Эластичность предложения в краткосрочном периоде

Долгосрочный период – производители могут изменить производственные мощности, обновить оборудование, изменить численность фирм в отрасли. Кривая предложения стремится к горизонтали. Если мы имеем отрасль с растущими издержками, то кривая предложения восходящая; если с постоянными - принимает горизонтальный вид. В этом случает увеличение спроса будет приводить к росту объемов производства и реализации, если отрасль с растущими издержками, то при этом произойдет и рост цен, а в случае постоянных издержек – цены сохранятся на прежнем уровне (рис. 6.8).




Рис. 6.8. Эластичность предложения в долгосрочном периоде.

В
се возможные варианты эластичности предложения по цене можно представить следующим образом (рис. 6.9). Предложение S1 совершенно неэластично, коэффициент эластичности предложения по цене равен нулю; предложение S2 неэластично, он изменяется в пределах от нуля до 1; предложение S3 единично эластично, равен 1; предложение S4 эластично, больше 1; предложение S5 эластично, равен бесконечности:

Рис. 6.9. Эластичность предложения по цене: 5 вариантов.

На эластичность предложения влияют следующие факторы:

Типы предлагаемых товаров и услуг. Предложение ряда товаров требует значительных затрат, улучшения технологии, поэтому увеличить их производство можно лишь по истечении времени, в коротком же промежутке времени их предложение неэластично.

Наличие свободных производственных мощностей. Чем их больше, тем в большей мере можно увеличить производство, а значит и предложение более эластично. Чем более загружены мощности, тем предложение менее эластично.

Возможность длительного хранения продукции. При увеличении возможности длительного хранения продукции растет эластичность предложения, так как в случае роста цен производители могут легко увеличить объем предлагаемого товара за счет запасов.

Ситуация на рынке. Если имеет место дефицит, продавцы реализуют товар по высоким ценам и предложение неэластично. Насыщение рынка сопровождается падением цен, и предложение становится эластичным.

Временной интервал. Чем длиннее временной период для приспособления к конъюнктуре рынка, тем эластичнее предложение.


    1. Практическое значение анализа эластичности

Рассмотрение теоретических аспектов эластичности позволяет перейти к анализу возможностей использования полученных знаний на практике по следующим направлениям.

Эластичность и аграрный сектор экономики. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции неэластичен и коэффициент эластичности спроса по цене колеблется в границах 0,2 - 0,25. Поэтому увеличение сельскохозяйственного производства благодаря погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены, так и суммарные доходы фермеров.

Эластичность и структура налогообложения