ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ситуация 2. Допустим, что уполномоченный государственный орган решил, что производители несут убытки, потому что цены на какой-либо товар слишком низки. Государство может установить минимальную цену продаж («пол» цены, ниже которого она опуститься не может), например, на уровне Р2. В результате производители значительно увеличат объем выпуска (до Q2). Однако потребителям не требуется такое значительное количество товара, и величина спроса при цене Р2 будет всего Q1. На рынке возникнет излишек товара в размере Q2 – Q1. Не сумев продать весь товар, одни фирмы станут отправлять его на склады, другие – снижать цены, третьи и вовсе разорятся. Государство должно будет либо дотировать фирмы, либо выкупить излишки товара, чтобы каким-то образом избавиться от них, удалив с внутреннего рынка страны. Подобное может сложиться и в результате такой внешнеторговой политики, когда ограничивается импорт (а значит, уменьшается внутреннее предложение, растут цены) и стимулируется экспорт товара. Кроме того, государство, пытаясь стимулировать потребительский спрос, иногда тем или иным образом «заставляет» потребителей покупать товар.
Рассмотрим далее влияние параметров кривых спроса и предложения на распределение налогового бремени. Если спрос на облагаемый налогом товар не является абсолютно неэластичным, то цена продажи товара увеличивается на величину, меньшую величины налога. Налог распределяется в некоторой пропорции между продавцами и покупателями. Рассмотрим, от чего зависят данные изменения.
То, как распределяется налоговое бремя между производителями и потребителями, зависит от наклонов кривых спроса и предложения. На рис. 5.10 изображены относительно пологая кривая спроса и относительно крутая кривая предложения.
Рис. 5.10. Распределение налогового бремени при относительно пологом графике спроса и относительно крутом графике предложения.
Это означает большую степень изменчивости спроса, чем предложения, при изменении цены. В данном случае цена товара растет значительно слабее, чем величина налога, т.е. большая часть налога выплачивается продавцами, а меньшая – потребителями.
На рис. 5.11 приведена обратная ситуация – относительно крутой график спроса и относительно пологий график предложения. Это означает большую степень изменчивости предложения, чем спроса, при изменении цены. В таком случае большая часть налога перекладывается на потребителей, а не на производителей, так как цена товара вырастет почти на величину налога.
Рис. 5.11. Распределение налогового бремени при относительно крутом графике спроса и относительно пологом графике предложения.
Тема 6
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
Эластичность спроса по цене
Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений.
Эластичность спроса по цене – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях. Поскольку между величиной спроса и ценой имеется обратная зависимость, то эластичность спроса по цене является отрицательной величиной; экономисты используют абсолютное значение коэффициента эластичности. Для более детального анализа ценовой эластичности, рассмотрим следующие ее возможные случаи.
Уменьшение цены с 5 до 3 денежных единиц вызывает возрастание спроса с 3 до 6 единиц (рис. 6.1). На графике это тождественно переходу из точки А в точку В. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем аналогичное изменение цены, коэффициент эластичности больше 1; а падение цены вызывает рост доходов от продажи этого товара. Доход – цена, умноженная на количество проданных единиц товара.
S1
D
Рис. 6.1. Эластичный спрос
На графике спроса доход может быть показан как площадь прямоугольника под кривой спроса, причем его высота есть цена товара, а ширина – величина спроса. В этом случае сравнение площадей прямоугольников (до снижения цены и после) показывает, что доход увеличился после уменьшения цены с 15 до 18 денежных единиц. Эластичный спрос – ситуация, при которой величина спроса изменяется на больший процент, чем цена и поэтому общий доход возрастает по мере того, как падает цена.
Рисунок 6.2. иллюстрирует случай, когда величина спроса слабо реагирует на изменение цены. Здесь уменьшение цены с 5 до 3 денежных единиц вызывает увеличение величины спроса на 1 (с 3 до 4 единиц), а доход падает с 15 до 12 денежных единиц. На рисунке это тождественно переходу из точки А в точку В. Таким образом, процентное изменение величины спроса меньше, чем аналогичное изменение цены, в результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода. Это неэластичный спрос, под ним понимается ситуация, при которой величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена, и общий доход уменьшается по мере падения цены. Коэффициент эластичности изменяется в пределах от 0 до 1.
Рис. 6.2. Неэластичный спрос
С ледующий рисунок (рис. 6.3) иллюстрирует ситуацию, когда изменение цены и переход на рисунке из точки А в точку В, вызывает пропорциональное изменение величины спроса, и общий доход остается неизменным. Спрос с единичной эластичностью – ситуация, при которой цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, и общий доход остается неизменным при изменении цены.
Рис. 6.3. Спрос с единичной эластичностью
Два следующих рисунка иллюстрируют два крайних случая ценовой эластичности спроса (рис. 6.4 и рис. 6.5). При вертикальной кривой спроса – вне зависимости от цены величина спроса постоянна. Совершенно неэластичный спрос – ситуация, при которой кривая спроса представляет вертикаль, коэффициент эластичности равен 0.
Рис. 6.4. Совершенно неэластичный спрос
Кривая спроса может иметь строго горизонтальный характер; в этом случае выше указанной цены не может быть продана ни одна единица продукции, но как только цена упадет ниже, нет предела тому, как много товара может быть продано. Совершенно эластичный спрос – ситуация, при которой кривая спроса является горизонтальной и коэффициент эластичности равен бесконечности.
Рис. 6.5. Совершенно эластичный спрос.
Вычисление эластичности. Формула эластичности (точечной) Еd=%∆Qd/%∆p=((Q2-Q1)/Q1)/((р2-р1)/р1) , где Q2,Q1 - значения величины спроса в конкретных точках, р2,р1 – соответствующие им значения цены. Эта формула может быть применена для расчета эластичности в любой точке кривой. Она верна для любых изменений цены, если функция спроса является линейной.
Однако при таком подходе эластичность спроса оказывается различной для одной и той же кривой в зависимости от того, растет цена или снижается.
Известный математик и экономист Р.Аллен предложил использовать среднюю точку интервала, по которому происходит изменение, в качестве знаменателя дроби.
Для нахождения средней точки интервала достаточно взять сумму первоначального и конечного значений и разделить на два. Тогда формула дуговой эластичности или формула средней точки интервала примет вид:
Еd=%∆Qd/%∆p= (Q2 – Q1) : (Q2+ Q1)/(р2-р1):(р2+р1).
Факторы эластичности спроса по цене: Заменяемость. Чем больше хороших заменителей у данного продукта, тем эластичнее спрос на него. На чисто конкурентном рынке, где существует большое число идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, спрос для каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичным. Если один из конкурирующих продавцов кукурузы или пшеницы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем (вариант совершенно неэластичного спроса) является спрос диабетиков на инсулин, спрос наркозависимых на наркотики. В этом случае кривая спроса представляет собой вертикальную линию, то есть, потребитель вынужден потребить определенную дозу блага, какова бы высока не была его цена.
Удельный вес расходов на благо в доходе потребителя. Чем большее место занимают расходы на продукт в бюджете потребителя ( при прочих равных), тем выше эластичность спроса на него. Например, 10% рост цен на карандаши или жевательную резинку вызовет минимальную реакцию в плане изменения величины спроса. В то же время 10% рост цены на автомашины существенно уменьшит величину спроса.
Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен, например, повышение цен на хлеб или электроэнергию не приведет к существенному сокращению потребления. В то же время рост цен на предметы роскоши приведет к переориентации потребителей на заменители блага и приведет к уменьшению объемов потребления.
Фактор времени. Спрос на благо тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин в том, что потребители – люди привычки. Если цена на продукт растет, им необходимо время, чтобы найти заменитель. Другое объяснение связано с долговечностью продукта. Например, краткосрочный спрос на бензин менее эластичен, чем долгосрочный, поскольку в долгосрочном периоде неэкономные машины могут заменяться более экономичными.