ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Структура налогообложения – это распределение налогового бремени между субъектами экономических отношений, она зависит от эластичности спроса и предложения. Рассмотрим два примера.
А. Налог на бензин.
Пусть S1, D – это кривые предложения и спроса до введения налога (рис. 6.10). Первоначальная равновесная цена спроса составляла 1 долл за литр. Введенный налог в 50 центов вызовет перемещение кривой предложения в положение S2 и должен повысить цену до 1,5 долл. Однако, по мере повышения цены на бензин, потенциальные потребители сокращают потребление. В положении нового равновесия цена повысится до 1,4 долл. Таким образом, продавцы бензина после вычета налога получают 0,9 долл за литр вместо 1 долл и налоговое бремя распределяется так: 0,1 долл – на продавцов и 0,4 долл – на покупателей. Покупатели страдают больше продавцов, т.к. спрос менее эластичен, чем предложение.
Рис. 6.10. Налог на бензин
Б. Налог на квартплату
Рынок недвижимости - это рынок, где предложение менее эластично, чем спрос. Пусть первоначально равновесная квартплата составляет 500 долл в месяц (рис. 6.11). Введение налога в 250 долл смещает кривую предложения от S1 в положение S2 . Более высокая цена вынудит потребителей сократить объемы потребления. Это будет означать, что равновесная цена установится не на уровне 750 долл, а, например, на уровне 550 долл. На владельцев недвижимости придется основная тяжесть налога – 200 долл уплатит домовладелец, 50 долл – потребитель
S1
Эластичность и рост доходов производителей. Анализ концепции эластичности показывает, что производители могут повышать свои доходы путем снижения цены на товары, ценовая эластичность спроса на которые является высокой. В этом случае происходит рост величины спроса и рост совокупного дохода. Если же спрос является неэластичным, то в этом случае следствием снижения цены становится падение дохода производителей.
Тема 7.
ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
7.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект.
Равновесие потребителя и правило максимизации полезности
Домашние хозяйства — это экономические единицы, состоящие из одного или нескольких лиц, совместно принимающих решения о поставках на рынок факторов производства, о структуре и объеме приобретаемых благ (товаров и услуг).
Как потребители товаров и услуг, домохозяйства принимают решения, позволяющие им при соответствующих доходах и ценах иметь наибольшую суммарную полезность. Под полезностью следует понимать то удовлетворение, которое получает человек от потребления товаров и услуг. Различают общую (валовую, суммарную, совокупную) полезность (TU) и приращение полезности или предельную полезность (MU).
Общая полезность — удовлетворение, которое человек имеет от потребления в определенный промежуток времени данного количества блага или набора благ. Функция общей полезности выглядит как:
ТU = f (QA, … QN),(7.1)
где ТU — величина общей полезности; QA, … QN — объемы потребления благ А, … N.
Предельная полезность блага — это полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы этого блага:
MUА = ∆TU / ∆QА, (7.2)
где MUА — величина предельной полезности блага А; ∆ТU — прирост общей полезности; ∆QА — прирост количества блага А.
С увеличением количества потребляемого блага общая полезность сначала возрастает. Предельная полезность каждой дополнительной единицы блага с определенного момента неуклонно уменьшается. Общая полезность достигнет максимального значения, когда предельная полезность последней потребленной единицы блага станет равной нулю. При дальнейшем потреблении блага его предельная полезность будет отрицательной, а общая полезность начнет снижаться.
При фиксированных объемах потребления всех прочих благ зависимость общей и предельной полезности от потребления определенного блага (например, блага А) можно показать графически (рис. 7.1).
МUА
0
QА
QА'
ТU
ТUmax
0
QА
QА’
Рис. 7.1. Зависимость общей и предельной полезностей от потребления блага А
Чем большим количеством блага обладает человек в течение определенного периода времени, тем меньшую полезность приносит ему каждая дополнительная единицы этого блага. Названная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности или первого закона Госсена. Так, первая порция мороженого, купленного в жаркий летний день, доставит потребителю немалое удовольствие, вторая, возможно, принесет еще большую дополнительную полезность, но третья порция — уже меньшую, чем вторая и т.д. Это означает постепенное удовлетворение или насыщение потребности человека в благе.
Одной из самых сложных проблем в экономической теории является проблема измерения полезности. В XIX веке преобладал кардиналистский (количественный) подход, представители которого (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) пытались производить количественную оценку полезности. Однако по причине субъективности количественных оценок полезности данный подход в дальнейшем был признан неперспективным.
В ХХ веке полезность стали измерять ранжированием различных потребительских наборов в зависимости от удовлетворения, которое они дают потребителю. Этот подход называется ординалистским (порядковым) и является в настоящее время основным в анализе потребительского поведения. Наибольший вклад в разработку ординалистского подхода внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен, Дж. Хикс. Суть его в следующем: потребитель не способен определить полезность количественно, но он может сравнить полезность потребительских наборов и выбрать для себя наиболее предпочтительный.
В данной главе мы исследуем потребительский выбор на основе кардиналистского (количественного) подхода. Этот анализ методологически важен и предшествует изучению поведения потребителя на основе ординалистского подхода, который будет раскрыт в курсе «Микроэкономика».
Прежде всего оговорим следующие допущения:
денежный доход потребителя ограничен;
потребитель ведет себя рационально, т.е. так расходует свой доход, чтобы получить наибольшую общую полезность от приобретаемого набора потребительских благ;
потребитель может количественно оценить полезность блага;
предельная полезность блага убывает;
потребитель стремится иметь большее количество любого блага, т.е. предельная полезность каждого из потребляемых благ не становится отрицательной.
Задача анализа потребительского выбора заключается в том, чтобы ответить на вопрос, какой набор благ купит потребитель с учетом своих предпочтений, цен благ и величины дохода, т.е. какой потребительский набор благ из числа доступных принесет потребителю максимальную общую полезность.
Общая полезность потребителя будет максимальной при условии равенства взвешенных предельных полезностей:
MUA / PA = MUB / PB= …= MUN / PN. (7.3)
Это равенство означает, что предельная полезность в расчете на израсходованную денежную единицу будет одинаковой независимо от того, на покупку какого из благ она будет потрачена. Другими словами, потребитель распределяет свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. В этом заключается правило максимизации полезности, которое получило название второго закона Госсена.
Получение потребителем максимально возможной суммарной полезности при данных доходах и ценах товаров означает нахождение его в состоянии равновесия, которое отличается устойчивостью и нежеланием потребителя менять данный (максимизирующий полезность) потребительский набор на другой.
Если для потребителя изменятся цены товаров, доход или полезность различных благ, он перераспределит свои расходы между товарами, чтобы вновь уравнять взвешенные предельные полезности различных благ.
7.2. Организация как хозяйствующий субъект.
Классификация организаций
Важнейшим субъектом рыночной экономики является организация (фирма). Фирмы владеют одним или несколькими предприятиями (заводами, фабриками, шахтами, фермами и т.д.) и используют приобретенные у домохозяйств ресурсы для производства товаров и услуг. Основой развития рыночной экономики является свобода предпринимательской деятельности. Она означает, что фирмы, располагая определенными ресурсами, самостоятельно принимают решения по их использованию и несут материальную ответственность за эти решения.
Существуют различные критерии классификации организаций. Так, в зависимости от цели функционирования выделяют коммерческие и некоммерческие фирмы. Коммерческиефирмы стремятся максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Некоммерческие (илибесприбыльные)фирмы создаются с целью повышения уровня занятости, оказания различного рода социальных услуг.
С учетом форм собственности фирмы (организации) бывают государственными, частными и смешанными.
По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные фирмы.
В зависимости от размеров различают крупные, средние и мелкие фирмы .
В странах с рыночной экономикой мелкий бизнес образует самый крупный ее сектор, где работает значительная часть занятого населения. Малые фирмы отличаются динамичностью и гибкостью, чутко реагируют на дифференцированный спрос потребителей, обеспечивают значительную часть доходов государственного бюджета. Вместе с тем особенностью малого бизнеса является его нестабильность: ежегодно сотни малых фирм разоряются и прекращают свое существование.
Организационно-правовыми формами организаций являются единоличное владение, партнерство и корпорация (акционерное общество).
Единоличное владение — это фирма, принадлежащая одному владельцу, который осуществляет управление ею, получает весь доход от ее деятельности и по всем возникающим обязательствам несет личную ответственность. Немаловажные преимущества этой формы предпринимательской деятельности — возможность быстрой организации предприятия, сосредоточение получаемой прибыли в одних руках и работа на себя, а не на третьих лиц. Среди недостатков индивидуальных предприятий можно выделить полную финансовую ответственность, которая распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.), и ограниченность финансовых ресурсов. Единоличное владение является наиболее распространенной формой бизнеса в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.
Партнерство(товарищество) — это предприятие, которое образуется путем объединения капиталов двух и более предпринимателей. Партнерство легко учредить, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи, использовать разделение труда в управлении. Вместе с тем этой форме свойственны определенные недостатки. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов, хотя потенциал товариществ превосходит возможности частных фирм. Во-вторых, между членами партнерства нередко возникают разногласия (по вопросам определения целей и методов совместной работы, распределения доходов), которые могут привести к распаду фирмы. В-третьих,
А. Налог на бензин.
Пусть S1, D – это кривые предложения и спроса до введения налога (рис. 6.10). Первоначальная равновесная цена спроса составляла 1 долл за литр. Введенный налог в 50 центов вызовет перемещение кривой предложения в положение S2 и должен повысить цену до 1,5 долл. Однако, по мере повышения цены на бензин, потенциальные потребители сокращают потребление. В положении нового равновесия цена повысится до 1,4 долл. Таким образом, продавцы бензина после вычета налога получают 0,9 долл за литр вместо 1 долл и налоговое бремя распределяется так: 0,1 долл – на продавцов и 0,4 долл – на покупателей. Покупатели страдают больше продавцов, т.к. спрос менее эластичен, чем предложение.
Рис. 6.10. Налог на бензин
Б. Налог на квартплату
Рынок недвижимости - это рынок, где предложение менее эластично, чем спрос. Пусть первоначально равновесная квартплата составляет 500 долл в месяц (рис. 6.11). Введение налога в 250 долл смещает кривую предложения от S1 в положение S2 . Более высокая цена вынудит потребителей сократить объемы потребления. Это будет означать, что равновесная цена установится не на уровне 750 долл, а, например, на уровне 550 долл. На владельцев недвижимости придется основная тяжесть налога – 200 долл уплатит домовладелец, 50 долл – потребитель
S1
Эластичность и рост доходов производителей. Анализ концепции эластичности показывает, что производители могут повышать свои доходы путем снижения цены на товары, ценовая эластичность спроса на которые является высокой. В этом случае происходит рост величины спроса и рост совокупного дохода. Если же спрос является неэластичным, то в этом случае следствием снижения цены становится падение дохода производителей.
Тема 7.
ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
7.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект.
Равновесие потребителя и правило максимизации полезности
Домашние хозяйства — это экономические единицы, состоящие из одного или нескольких лиц, совместно принимающих решения о поставках на рынок факторов производства, о структуре и объеме приобретаемых благ (товаров и услуг).
Как потребители товаров и услуг, домохозяйства принимают решения, позволяющие им при соответствующих доходах и ценах иметь наибольшую суммарную полезность. Под полезностью следует понимать то удовлетворение, которое получает человек от потребления товаров и услуг. Различают общую (валовую, суммарную, совокупную) полезность (TU) и приращение полезности или предельную полезность (MU).
Общая полезность — удовлетворение, которое человек имеет от потребления в определенный промежуток времени данного количества блага или набора благ. Функция общей полезности выглядит как:
ТU = f (QA, … QN),(7.1)
где ТU — величина общей полезности; QA, … QN — объемы потребления благ А, … N.
Предельная полезность блага — это полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы этого блага:
MUА = ∆TU / ∆QА, (7.2)
где MUА — величина предельной полезности блага А; ∆ТU — прирост общей полезности; ∆QА — прирост количества блага А.
С увеличением количества потребляемого блага общая полезность сначала возрастает. Предельная полезность каждой дополнительной единицы блага с определенного момента неуклонно уменьшается. Общая полезность достигнет максимального значения, когда предельная полезность последней потребленной единицы блага станет равной нулю. При дальнейшем потреблении блага его предельная полезность будет отрицательной, а общая полезность начнет снижаться.
При фиксированных объемах потребления всех прочих благ зависимость общей и предельной полезности от потребления определенного блага (например, блага А) можно показать графически (рис. 7.1).
МUА
0
QА
QА'
ТU
ТUmax
0
QА
QА’
Рис. 7.1. Зависимость общей и предельной полезностей от потребления блага А
Чем большим количеством блага обладает человек в течение определенного периода времени, тем меньшую полезность приносит ему каждая дополнительная единицы этого блага. Названная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности или первого закона Госсена. Так, первая порция мороженого, купленного в жаркий летний день, доставит потребителю немалое удовольствие, вторая, возможно, принесет еще большую дополнительную полезность, но третья порция — уже меньшую, чем вторая и т.д. Это означает постепенное удовлетворение или насыщение потребности человека в благе.
Одной из самых сложных проблем в экономической теории является проблема измерения полезности. В XIX веке преобладал кардиналистский (количественный) подход, представители которого (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) пытались производить количественную оценку полезности. Однако по причине субъективности количественных оценок полезности данный подход в дальнейшем был признан неперспективным.
В ХХ веке полезность стали измерять ранжированием различных потребительских наборов в зависимости от удовлетворения, которое они дают потребителю. Этот подход называется ординалистским (порядковым) и является в настоящее время основным в анализе потребительского поведения. Наибольший вклад в разработку ординалистского подхода внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен, Дж. Хикс. Суть его в следующем: потребитель не способен определить полезность количественно, но он может сравнить полезность потребительских наборов и выбрать для себя наиболее предпочтительный.
В данной главе мы исследуем потребительский выбор на основе кардиналистского (количественного) подхода. Этот анализ методологически важен и предшествует изучению поведения потребителя на основе ординалистского подхода, который будет раскрыт в курсе «Микроэкономика».
Прежде всего оговорим следующие допущения:
денежный доход потребителя ограничен;
потребитель ведет себя рационально, т.е. так расходует свой доход, чтобы получить наибольшую общую полезность от приобретаемого набора потребительских благ;
потребитель может количественно оценить полезность блага;
предельная полезность блага убывает;
потребитель стремится иметь большее количество любого блага, т.е. предельная полезность каждого из потребляемых благ не становится отрицательной.
Задача анализа потребительского выбора заключается в том, чтобы ответить на вопрос, какой набор благ купит потребитель с учетом своих предпочтений, цен благ и величины дохода, т.е. какой потребительский набор благ из числа доступных принесет потребителю максимальную общую полезность.
Общая полезность потребителя будет максимальной при условии равенства взвешенных предельных полезностей:
MUA / PA = MUB / PB= …= MUN / PN. (7.3)
Это равенство означает, что предельная полезность в расчете на израсходованную денежную единицу будет одинаковой независимо от того, на покупку какого из благ она будет потрачена. Другими словами, потребитель распределяет свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. В этом заключается правило максимизации полезности, которое получило название второго закона Госсена.
Получение потребителем максимально возможной суммарной полезности при данных доходах и ценах товаров означает нахождение его в состоянии равновесия, которое отличается устойчивостью и нежеланием потребителя менять данный (максимизирующий полезность) потребительский набор на другой.
Если для потребителя изменятся цены товаров, доход или полезность различных благ, он перераспределит свои расходы между товарами, чтобы вновь уравнять взвешенные предельные полезности различных благ.
7.2. Организация как хозяйствующий субъект.
Классификация организаций
Важнейшим субъектом рыночной экономики является организация (фирма). Фирмы владеют одним или несколькими предприятиями (заводами, фабриками, шахтами, фермами и т.д.) и используют приобретенные у домохозяйств ресурсы для производства товаров и услуг. Основой развития рыночной экономики является свобода предпринимательской деятельности. Она означает, что фирмы, располагая определенными ресурсами, самостоятельно принимают решения по их использованию и несут материальную ответственность за эти решения.
Существуют различные критерии классификации организаций. Так, в зависимости от цели функционирования выделяют коммерческие и некоммерческие фирмы. Коммерческиефирмы стремятся максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Некоммерческие (илибесприбыльные)фирмы создаются с целью повышения уровня занятости, оказания различного рода социальных услуг.
С учетом форм собственности фирмы (организации) бывают государственными, частными и смешанными.
По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные фирмы.
В зависимости от размеров различают крупные, средние и мелкие фирмы .
В странах с рыночной экономикой мелкий бизнес образует самый крупный ее сектор, где работает значительная часть занятого населения. Малые фирмы отличаются динамичностью и гибкостью, чутко реагируют на дифференцированный спрос потребителей, обеспечивают значительную часть доходов государственного бюджета. Вместе с тем особенностью малого бизнеса является его нестабильность: ежегодно сотни малых фирм разоряются и прекращают свое существование.
Организационно-правовыми формами организаций являются единоличное владение, партнерство и корпорация (акционерное общество).
Единоличное владение — это фирма, принадлежащая одному владельцу, который осуществляет управление ею, получает весь доход от ее деятельности и по всем возникающим обязательствам несет личную ответственность. Немаловажные преимущества этой формы предпринимательской деятельности — возможность быстрой организации предприятия, сосредоточение получаемой прибыли в одних руках и работа на себя, а не на третьих лиц. Среди недостатков индивидуальных предприятий можно выделить полную финансовую ответственность, которая распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.), и ограниченность финансовых ресурсов. Единоличное владение является наиболее распространенной формой бизнеса в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.
Партнерство(товарищество) — это предприятие, которое образуется путем объединения капиталов двух и более предпринимателей. Партнерство легко учредить, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи, использовать разделение труда в управлении. Вместе с тем этой форме свойственны определенные недостатки. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов, хотя потенциал товариществ превосходит возможности частных фирм. Во-вторых, между членами партнерства нередко возникают разногласия (по вопросам определения целей и методов совместной работы, распределения доходов), которые могут привести к распаду фирмы. В-третьих,