Файл: Краткий конспект лекций по экономической теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для социальной рыночной экономики характерны следующие особенности: плюрализм форм собственности, значительная доля и роль государственной собственности ( при развитом институте частной собственности); сочетание принципов экономической свободы и социальной справедливости и защиты; государственное регулирование экономики как на макро-, так и на микро- уровне; значительная доля государственного бюджета в ВВП и значительное перераспределение национального дохода через систему налогов и государственных расходов; активная социальная политика государства, развитая система социальной защиты и поддержки населения. Социальная рыночная экономика характерна для Швеции, ФРГ, Австрии и других европейских стран.

В Конституции Республики Беларусь наша страна определяется как социальное государство. В соответствии с данной установкой белорусская экономическая модель характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. По своим сущностным характеристикам белорусская экономическая модель близка к национальным моделям европейских стран, однако, в то же время она имеет ряд особенностей, связанных с тем, что экономическая система Беларуси все еще находится в состоянии трансформации.

Для белорусской экономической модели характерны следующие черты: сильная и эффективная государственная власть, призванная обеспечить политическую стабильность, безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок; развитие частного сектора наряду с государственным, однако, не в ущерб национальным интересам;понимание процесса приватизации не как самоцели, а как средства поиска заинтересованного инвестора и создания эффективного собственника; эволюционный характер процессов разгосударствления и приватизации;смешанный характер системы ценообразования, значительная роль государственного регулирования в стратегически важных сферах экономики;многовекторность внешнеэкономической политики, активизация интеграционных процессов со странами СНГ;сильная социальная политика, ориентированная не только на помощь нуждающимся, но и на инвестиции в человеческий капитал (здоровье человека, его образование, культурное и профессиональное развитие личности).



Тема 5

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

5.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса
Каждый человек имеет определенные потребности, которые можно удовлетворить с помощью благ. При взаимодействии индивидов с внешним миром потребности выражаются в виде спроса на конкретные товары и услуги.

Величина (объем) спроса – это максимальное количество блага, которое потребители покупают по определенной цене в единицу времени при прочих неизменных условиях. Величина спроса зависит от цены данного товара. Как известно из повседневной жизни, чем выше цена товара, тем меньше возможности и желания у потребителя купить данный товар (если, конечно, последний можно заменить каким-то другим). Эта функциональная зависимость составляет содержание закона спроса: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса.

Проиллюстрируем закон спроса графически (рис. 5.1). По горизонтальной оси будем откладывать количество товара (величину спроса) Q (от англ. quantity – количество), по вертикальной – цену товара Р (от англ. price – цена).

Допустим, по цене 8 денежных единиц потребители хотят и имеют возможность купить 2 единицы товара. Если цена снизится до уровня 6, величина спроса увеличится до 4. Дальнейшее снижение цены товара до уровня 4 денежных единицобусловит рост величины спроса до 6 единиц. Если точки 1, 2, 3 с координатами (8;2), (6;4), (4;6) соединить линией, получим график зависимости величины спроса от цены, или график функции спроса. Его обычно обозначают через D (от англ. demand – спрос).




Рис. 5.1. График функции спроса.
На рис. 5.1 график функции спроса представлен прямой линией, но это лишь частный случай. График может иметь различную форму, и потому обычно говорят о кривой спроса.

Когда при изменении цены товара изменяется величина (объем) покупок на рынке, говорят об изменении величины спроса. На графике это отражается движением по кривой спроса (из точки 1 в точку 2, затем в точку 3, и наоборот). Если цена остается неизменной, а на спрос влияют неценовые факторы, то говорят об изменении спроса. При этом смещается сама кривая спроса (рис. 5.2).





Рис. 5.2. Изменение спроса.
Когда спрос снижается, на графике кривая спроса смещается влево–вниз (из положения D1 в положение D2). Снижение спроса означает, что за ту же цену (например, Р3) потребитель покупает меньшее количество товара – не Q2, а Q1 (сдвиг кривой влево), или за то же количество товара (например, Q2) он готов заплатить меньшую цену – не Р3, а Р1 (сдвиг кривой вниз). Когда спрос возрастает, графически это иллюстрируется смещением кривой вправо–вверх (из положения D1 в положение D3). Увеличение спроса означает готовность потребителя платить большую цену (например, Р4, а не Р2) за прежнее количество товара Q3 (сдвиг кривой вверх), или желание и способность купить большее количество товара (Q4, а не Q3) за ту же цену Р2 (сдвиг кривой вправо).

Неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются прежде всего, цены на другие блага – блага-субституты и комплементарные блага. Блага-субституты – это различные блага, которые потребитель может использовать для удовлетворения одной и той же потребности (например, ржаной и пшеничный хлеб). Конечно, абсолютные заменители найти трудно, но в той или иной степени товары могут заменять друг друга. Комплементарные блага – это блага, которые потребляются вместе, дополняют друг друга (чай и сахар, автомобиль и горючее).

Изменение ситуации на рынках товаров-субститутов и комплементарных благ может существенно изменить спрос на рассматриваемое благо. Например, если в год неурожая ржи вырастет цена на ржаной хлеб, то можно ожидать, что потребители станут покупать его меньше, зато возникнет дополнительный спрос на пшеничный хлеб. Другой пример: если вырастет цена на горючее, то желание и возможность потребителя пользоваться автомобилями снизятся, и спрос на автомобили упадет.

Итак, спрос на товар А изменяется прямо пропорционально изменению цены на товар В, если А и В – товары-субституты, и обратно пропорционально изменению цены на товар С, если А и С – на товары-комплементы.

Другим неценовым фактором изменения спроса являются вкусы потребителей
. Размер спроса потребителей зависит от веяний моды, сезона, рекламы и т.д. Например, увлечение здоровым образом жизни снижает спрос на продукты с высоким содержанием холестерина.

Неценовым фактором, влияющим на спрос, является также доход потребителей. Человек с высоким доходом в состоянии покупать больше разных товаров, но если доход снизится, то и его покупательные возможности станут скромнее. Обычно, когда речь идёт о так называемых «нормальных товарах», спрос на них изменяется в том же направлении, что и доход потребителя. Но существуют товары, спрос на которые увеличивается со снижением дохода и уменьшается с его ростом, так называемые «товары низшей категории». Например, человек, материальное положение которого значительно улучшилось, может отказаться от потребления дешевых продовольственных товаров и питаться более качественными и дорогими.

К неценовым фактором также относят потребительские ожидания относительно возможного изменения цен или доходов в будущем.

Спрос со стороны отдельного потребителя – это индивидуальный спрос. Все потребители данного товара создают рыночный спрос. На рыночный спрос помимо перечисленных выше факторов, определяющих индивидуальный спрос, влияет также количество потребителей на рынке.
5.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
Второй, помимо спроса, рыночной силой, определяющей цену товара, является предложение. Фирма занимается производством и продажей благ с целью получения дохода.

Величина (объем) предложения – это некоторое количество благ, которое отдельный производитель (продавец) или группа производителей (продавцов) могут произвести и продать по определенной цене в единицу времени при данных условиях. Стандартным случаем является прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Эта зависимость отражена в законе предложения: при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается.

Графическая интерпретация закона предложения представлена на рис. 5.3 в виде кривой предложения.




Рис. 5.3. График функции предложения.
Допустим, по цене 4 денежных единицпродавцы смогут предложить на рынок 2 единицы товара (точка 1). Если цена вырастет до 6, то продавцы предложат больше товара – 4 (точка
2). Дальнейший рост цены до 8 денежных единиц будет сопровождаться ростом предложения товара на 2 единицы (точка 3). Существует множество таких точек, и если их соединить между собой, получится кривая предложения S (от англ. supply – предложение). Заметим, что график функции предложения – не обязательно прямая линия (как на рисунке), он может иметь иную форму.

Следует различать изменение величины предложения и изменение предложения. Первое показывает зависимость величины предложения от цены и иллюстрируется движением по кривой предложения. Второе является следствием воздействия неценовых факторов предложения и определяет сдвиг кривой предложения (рис. 5.4).




Рис. 5.4. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов.
Рост предложения означает, что производители захотят и смогут продать то же количество товара (Q3) по меньшей цене (P1) (сдвиг кривой вниз) или большее количество товара (Q4) за ту же цену (P3) (сдвиг кривой вправо). Рост предложения иллюстрируется смещением кривой предложения вправо–вниз (из положения S1 в положение S3).

Уменьшение предложения означает, что производители захотят и смогут продать то же количество товара (Q2) за большую цену (P4) (сдвиг кривой вверх), или меньшее количество товара (Q1) за ту же цену (P2) (сдвиг кривой влево). Снижение предложения иллюстрируется смещением кривой влево-вверх (из положения S1 в положение S2).

Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение. Так как предложение напрямую зависит от производственных издержек, то при росте издержек предложение уменьшается, при снижении – увеличивается. Издержки могут изменяться под влиянием многих факторов, в частности:

  • технологии производства;

  • цен на производственные ресурсы;

  • государственной политики налогообложения и дотирования;

  • погодных условий (если речь идет о сельскохозяйственной продукции).

Так, если производитель, усовершенствовав технологию производства, увеличит объем производства с менее пропорциональным ростом издержек, или (что то же самое) снизит издержки производства на единицу продукции, то рыночное предложение возрастет. Если подорожают производственные ресурсы (например, работники потребуют повысить им заработную плату, и работодатель вынужден будет согласиться), то издержки производства возрастут и рыночное предложение товара уменьшится. Если государство увеличит налоги, то предложение снизится, а если оно выделит дотации производителям, то предложение возрастет.