Файл: 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание политического сознания заключается в отражении (через систему программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций) экономических от ношен и истого или иного общества и их реализацию через отношение к власти, в центре которого стоит вопрос о государстве. Поэтому идеологическая функция политики, с одной стороны, служит узакониванию государственной власти, а с другой – оправданию различных актов социального возмущения.

Являясь одним из моментов духовно-практической деятельности, политика теснейшим образом связана с правовойсферой общества, включающей правовое сознание и правовую деятельность как совокупность правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев, в силу чего право является нормативной сферой жизнедеятельности общества,

Другой регламентирующей сферой является одна из древнейших форм общественного сознания – мораль, понимаемая как совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Регулирование отношений между людьми мораль, в отличие от нрава, осуществляет благодаря общественному мнению. Содержание нравственных норм и категорий исторически изменчиво, но основные принципы и понятия морали заключают в себе и общечеловеческое, вечное начало (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Главные функции морали – регулятивная, оценочно-императивная и познавательная, но ей присущи также воспитательная, прогностическая и коммуникативная функции.

Особое место в обществе занимают эстетические отношения и эстетическая деятельность, наиболее концентрированным выражением которой является искусство – особая форма отражения и выражения жизни (природной и социальной действительности, внутреннего мира человека) в форме художественных образов, представляющих собой единство объективного и субъективного (реальный мир в восприятии художника); единичного и общего (неповторимость каждого образа и элемент собирательности, типичного в нем); рационального и эмоционального (определенная информация через призму чувственных переживаний). Однако создание произведения искусства – это лишь одна сторона эстетической деятельности, другая же, не менее важная сторона "бытия" произведения – это процесс его эстетического восприятия, чем и определяется главная функция искусства – эстетическая, наряду с которой оно выполняет и такие функции, как познавательная, воспитательная, идеологическая, коммуникативная.


Огромную мировоззренческую роль в обществе исторически играла религия, основывающаяся на вере в сверхъестественное, господствующее над человеком и не подвластное ему. Как общественное явление религия имеет социальные (объективные факты общественной жизни), гносеологические (стремление человека к познанию и объяснению окружающего мира) и психологические (отрицательные эмоции и переживания человека, неудовлетворенность реальной жизнью) корни и включает религиозное сознание, представленное религиозной психологией и религиозной идеологией, и религиозную деятельность, объединяющую религиозные действия и религиозные институты. Главными функциями религии наряду с мировоззренческой, являются миротворческая, иллюзорно-компенсаторная, идеологическая, воспитательная и коммуникативная.

 

Задания для самопроверки.

1.  Раскройте особенности взаимодействия общественной психологии и идеологии как сфер общественного сознания.

2.  Охарактеризуйте различия понятий «тип» и «форма» государства, их роль в исследовании политического бытия общества.

 


Тема 6. Движущие силы и субъекты социального развития. Человек и исторический процесс

 

Вопросы темы:

1.  Движущие силы и субъекты социального развития. Интерес как детерминанта деятельности. Народ – движущая сила и субъект исторического процесса.

2.  Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей.

 

Цели и задачи изучения темы.

Цели и задачи – выяснить движущие силы и субъекты социального развития, раскрыть реальные причины, стимулирующие деятельность людей, а также охарактеризовать роль личности и народа как социальных общностей в историческом процессе.

 

Изучив данную тему, студенты должны:

Знать: категории «движущие силы» и «субъекты» социального развития и причины, стимулирующие деятельность людей; роль народа как социальной общности в историческом процессе; философское понятие «личность» и роль личности как субъекта социальной деятельности, а также роль исторических личностей.

Уметь: охарактеризовать понятия «движущая сила» и «субъекты» социального развития и показать их различия; определить детерминанты социальной деятельности; обосновать роль народа как социальной общности в историческом развитии; раскрыть роль личности как субъекта истории и охарактеризовать роль исторических личностей.

Приобрести навыки: анализа категорий: «движущая сила», «субъекты» социального развития, «народ» как социальная общность, «личность», «историческая личность»; определения собственной мировоззренческой позиции и самостоятельного анализа роли народа и личности в социальном развитии.

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

·     движущие силы истории;

·     субъекты социального развития;

·     интересы;

·     народ;

·     толпа;

·     человек;

·     личность;

·     индивидуальность;

·     индивид;

·     историческая личность;

·     выдающаяся личность;

·     самосознание;


·     свобода выбора;

·     свободный выбор;

·     ответственность;

·     авторитет.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.

 

История человеческого общества, как было показано ранее, – закономерный исторический процесс, но в то же время – продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто действует в истории, являясь ее движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий.

Анализ человеческой истории под углом зрения ее движущих сил позволяет выяснить те реальные силы, которые участвуют в историческом процессе, и, прежде всего те, которые определяют необходимость, содержание, направление и темпы важнейших социальных преобразований.

История общества – это целостный процесс, который складывается из сложного взаимодействия и противоборства различных классов, наций, народов, индивидов, т. е. история осуществляется через взаимную деятельность различных общностей. Поэтому движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса.

От понятия «движущие силы» следует отличать понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории. При этом общая тенденция состоит в том, что в сознательное, историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. Но даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено.

Характеристика движущих сил и субъектов истории предполагает также и ответ на вопрос: что побуждает людей к деятельности?

Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются интересы. Они обусловливаются, прежде всего, господствующими в данном обществе экономическими отношениями и положением классов, социальных групп, личностей в системе общественных отношений. Интересы побуждают людей к определенным действиям, диктуют цели и средства этих действий, выступают их внутренним мотивом.


Учитывая дискуссионный характер и неоднозначность понимания природы интереса, подчеркнем, что интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Но характер деятельности людей, их активности зависит от степени осознания обществом, классом или личностью объективно существующего интереса.

Итак, осознанные интересы приобретают значение идеальных побудительных сил целенаправленной деятельности людей. Без учета интересов различных социальных групп общества невозможно научное понимание путей его развития, в том числе и реформирование российского общества.

Социальная философия, исследуя закономерности общественных процессов, анализирует возможности разных общностей и личностей воздействовать и направлять социальное развитие. Поэтому проблема субъекта истории – это прежде всего вопрос о роли народа и личности в историческом процессе.

Этот вопрос неоднозначно решался в истории философии. В философско-социологическом анализе понятие «народ» имеет разные значения. При этом следует учитывать, что данное понятие является наименее разработанным в социальной философии. Народ отождествляют с населением страны, региона или этносом (например, народ коми); либо рассматривают как социально-политическую общность (американский народ); нередко понятие «народ» используют в значении труженики, простые люди.

В философском анализе необходимо различать понятия «народонаселение» и «народ»: первое шире по объему, т.е. народ составляет часть населения. Критерием различия этих понятий является заинтересованность тех или иных классов, групп людей в прогрессивных для данного времени социальных изменениях. Поскольку в ходе общественного развития изменяются эти задачи, меняется само содержание прогресса, неизбежно изменяется социальный состав тех слоев, которые на данном этапе составляют народ. Поэтому народ – это исторически изменяющаяся, внутренне неоднородная общность людей, включающая ту часть населения, те классы, слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития страны на определенном этапе.

Для характеристики «народа» как объективно складывающейся социальной общности важны также и определенные субъективно-сознательные факторы