Файл: Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СМК Ф 08 (ОП 02.04.05)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»

(ЗапСибИФП)

Экономико-правовой факультет

Кафедра ________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Прокурорский надзор

на тему «Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

вариант № 23
Выполнил(а): студент(ка) 3 курса

группы Ю-1232
ФИО
Проверил

Уч. степень, звание: _____________
ФИО

Оценка: _______________________

«__» ___________ 201__г.
_____________________

(подпись)

Нижневартовск

2015 г

Содержание



Введение 3

1. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 4

2. Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 6

3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 9

4. Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина 13

Заключение 16

Список использованной литературы 17


Введение

Прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о защите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина.


И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.

В правовом государстве, которое у нас создается, приоритетным является соблюдение прав и свобод личности. Будучи принятой в Европейский Союз, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному соблюдению прав и свобод человека и гражданина, по созданию необходимых условий для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод.
1. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Выделение данного направления деятельности в качестве самостоятельного вида прокурорского надзора обусловлено положением Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Указанное положение, составляющее одну из основ конституционного строя, является определяющим в том, что правам и свободам человека и гражданина специально посвящена гл. 2 Конституции РФ, в которой, в частности, отмечается, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Прокуратура РФ относится к числу правоохранительных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора охватывает всю разностороннюю деятельность прокуратуры. Это обстоятельство обусловливает определение прокурорского надзора как гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и важнейшего направления деятельности прокуратуры.


Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться такого состояния в сфере прав и свобод человека и гражданина при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а с другой стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной, и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам), у которых есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. 

Задачами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются:

защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, защита личных и общественных интересов; реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан; обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности;

использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений;

оценка правомерности решений по жалобам;

активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение профилактической направленности прокурорского надзора.

Правовую основу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляют положения Конституции РФ (ст. 2, 18, глава 2)1; Закона о прокуратуре2 (ст. 26-28); приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»3; соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»4 и др.

2. Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Согласно Закону о прокуратуре (ст. 26)5 предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражда­нина федеральными министерствами, государственными комите­тами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнитель­ными органами субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управле­ния и руководителями коммерческих и некоммерческих организа­ций.

Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ.

Защите подлежат закрепленные в Конституции РФ личные пра­ва и свободы (право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др.), политические права и свободы (право на свободу мысли и слова, свободу совести, право на объединение, право соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонст­рации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих предста­вителей, избирательные права и др.), социально-экономические пра­ва и свободы (право частной собственности, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и про­фессию, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.).

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина исключает любое ограничение прав по признакам социальной, расовой, наци­ональной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Кон­ституции РФ). Ограничение прав и свобод человека и гражданина может производиться федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В сферу прокурорского надзора входит соблюдение прав и свобод граждан Российской Федерации, граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства (двойное граждан­ство), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Предмет прокурорского надзора обусловливает необходимость прокурорам в своей работе руководствоваться конституционными принципами, определяющими значение, порядок и условия соблюде­ния прав и свобод человека и гражданина, в частности, принцип ра­венства всех перед законом.


Объекты прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ч. 1 ст. 26 Закона о прокурату­ре6:

1) федеральные министерства;

2) государственные комитеты;

3) федеральные службы;

4) иные федеральные органы исполнитель­ной власти;

5) представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации;

6) исполнительные органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации;

7) органы ме­стного самоуправления;

8) органы военного управления;

9) органы контроля;

10) должностные лица;

11) органы управления и руководи­тели коммерческих и некоммерческих организаций.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пределы прокурорского надзора за исполнением законов.

Предмет прокурорского надзора, определяемый ст. 26 Закона о прокуратуре7, охватывает соблюдение прав и свобод человека и граждани­на, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина входит в предмет не только рассматриваемой отрасли прокурорского надзора, но и в сферу прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу, администрациями органов и учреждений, испол­няющих наказание и назначаемые судом меры принудительного ха­рактера, в ходе осуществления функции уголовного преследования.

Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор должен действовать строго в рам­ках предоставленных ему полномочий, не подменяя иные государст­венные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешива­ясь в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре8).

3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина