Файл: Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СМК Ф 08 (ОП 02.04.05)
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»
(ЗапСибИФП)
Экономико-правовой факультет
Кафедра ________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Прокурорский надзор
на тему «Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»
вариант № 23
Выполнил(а): студент(ка) 3 курса
группы Ю-1232
ФИО
Проверил
Уч. степень, звание: _____________
ФИО
Оценка: _______________________
«__» ___________ 201__г.
_____________________
(подпись)
Нижневартовск
2015 г
Содержание
Введение 3
1. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 4
2. Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 6
3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 9
4. Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.
Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о защите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина.
И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.
В правовом государстве, которое у нас создается, приоритетным является соблюдение прав и свобод личности. Будучи принятой в Европейский Союз, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному соблюдению прав и свобод человека и гражданина, по созданию необходимых условий для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод.
1. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Выделение данного направления деятельности в качестве самостоятельного вида прокурорского надзора обусловлено положением Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Указанное положение, составляющее одну из основ конституционного строя, является определяющим в том, что правам и свободам человека и гражданина специально посвящена гл. 2 Конституции РФ, в которой, в частности, отмечается, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Прокуратура РФ относится к числу правоохранительных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора охватывает всю разностороннюю деятельность прокуратуры. Это обстоятельство обусловливает определение прокурорского надзора как гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и важнейшего направления деятельности прокуратуры.
Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться такого состояния в сфере прав и свобод человека и гражданина при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а с другой стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной, и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам), у которых есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.
Задачами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются:
защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, защита личных и общественных интересов; реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан; обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности;
использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений;
оценка правомерности решений по жалобам;
активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение профилактической направленности прокурорского надзора.
Правовую основу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляют положения Конституции РФ (ст. 2, 18, глава 2)1; Закона о прокуратуре2 (ст. 26-28); приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»3; соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»4 и др.
2. Предмет, объекты и пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Согласно Закону о прокуратуре (ст. 26)5 предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ.
Защите подлежат закрепленные в Конституции РФ личные права и свободы (право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др.), политические права и свободы (право на свободу мысли и слова, свободу совести, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирательные права и др.), социально-экономические права и свободы (право частной собственности, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.).
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина исключает любое ограничение прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ). Ограничение прав и свобод человека и гражданина может производиться федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В сферу прокурорского надзора входит соблюдение прав и свобод граждан Российской Федерации, граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
Предмет прокурорского надзора обусловливает необходимость прокурорам в своей работе руководствоваться конституционными принципами, определяющими значение, порядок и условия соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в частности, принцип равенства всех перед законом.
Объекты прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ч. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре6:
1) федеральные министерства;
2) государственные комитеты;
3) федеральные службы;
4) иные федеральные органы исполнительной власти;
5) представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации;
6) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
7) органы местного самоуправления;
8) органы военного управления;
9) органы контроля;
10) должностные лица;
11) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пределы прокурорского надзора за исполнением законов.
Предмет прокурорского надзора, определяемый ст. 26 Закона о прокуратуре7, охватывает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина входит в предмет не только рассматриваемой отрасли прокурорского надзора, но и в сферу прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, в ходе осуществления функции уголовного преследования.
Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленных ему полномочий, не подменяя иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре8).
3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина