Файл: Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций:
1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Работа с обращениями (заявлениями, жалобами) о нарушении прав и свобод граждан является специфическим правом для прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Именно заявления и жалобы служат основным поводом, определяющим необходимость вмешательства прокурора. Информация о нарушении прав и свобод человека и гражданина может поступать в органы прокуратуры не только от лица, чьи права непосредственно нарушены,
2) но и от иных лиц, а также государственных органов и организации (третьих лиц);
3) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. Потребность в реализации данного полномочия прокурора возникает в случае, когда восстановление нарушенных прав требует обращения в органы, обладающие соответствующей компетенцией, а заявитель необходимой для этого информацией не обладает и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной консультативно-юридической помощи либо иных причин. Прокурор на личном приеме граждан, во время иных встреч, через средства массовой информации разъясняет им, какими правами и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются;
4) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. Обязанность принятия мер по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина связана с оперативным реагированием прокурора на ставшие ему известными факты незаконных действий и решений поднадзорных объектов. По каждому факту установленного прокурором нарушения им должны приниматься меры профилактического характера, направленные на устранение причин и условий, способствующих нарушениям прав и свобод граждан;
5) принимает меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших права и свободы человека и гражданина;
6) принимает меры по возмещению причиненного ущерба;
7) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входит на территорию и в помещения поднадзорных объектов;
8) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно имеет доступ к их документам и материалам;
9) проверяет исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. В частности, при проверках на предприятиях и в организациях анализирует выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивает правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций. Систематически проверяет исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия;
10) требует от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
11) требует от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
12) требует от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных организаций;
13) вызывает должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Законом о прокуратуре и Федеральным конституционным законом от 26 декабря 1997 г. (в ред. от 11 июня 2008 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации9» в целях усиления гарантий прав и свобод граждан Генеральная прокуратура РФ и Уполномоченный по правам человека осуществляют согласованные действия по следующим вопросам:
обмениваются информацией о нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина;
Генеральная прокуратура сообщает Уполномоченному по правам человека о результатах надзора за соблюдением прав и свобод граждан и мерах, принятых в их защиту;
Уполномоченный по правам человека информирует Генеральную прокуратуру об известных ему незаконных актах органов государственной власти, рассмотренных и признанных обоснованными жалобах граждан и лиц без гражданства, направленных в суд (в том числе в Конституционный Суд РФ) заявлениях в защиту прав и свобод граждан, нарушенных решениями или бездействием органов власти и должностных лиц.
Генеральная прокуратура РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ:
рассматривают каждое полугодие на совместных совещаниях результаты работы по защите основных прав и свобод граждан, разрабатывают планы совместных мероприятий по усилению их воздействия на правоприменительную практику;
изучают с выездом в отдельные субъекты Российской Федерации причины массовых нарушений прав и свобод граждан;
вносят государственным органам совместные предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур, а также о внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации;
обращаются с совместными заявлениями в средства массовой информации о грубых нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина, проводят по этим вопросам научно-практические конференции с привлечением широкой общественности.
С целью установления эффективного сотрудничества в реализации функций по защите прав и свобод человека и гражданина Генеральная прокуратура РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ образуют постоянно действующие рабочие группы из представителей аппаратов обоих ведомств.
4. Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина
Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их причин и условий, для восстановления нарушенных прав прокурор вправе использовать все предусмотренные законом средства прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение).
Действия, осуществляемые прокурором в целях предупреждения и пресечения нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения, и возмещения причиненного ущерба, определены Законом о прокуратуре (ст. 23, 24, 25, 27, 28):
1) при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Наряду с этим прокурор дает согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы;
2) в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших;
4) использует предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, тем самым решительно пресекает факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности;
5) прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
6) представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
7) в целях предупреждения нарушения прав граждан прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении проурорского надзора за исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых задач. В документах прокурорского реагирования излагаются правовая сущность, а также негативные последствия нарушений прав и свобод человека и гражданина, причины и условия, которые этому способствовали, ставится вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Фактическое устранение нарушений прав и свобод человека и гражданина должно контролироваться, на неисполнение требований прокурора необходимо принципиально реагировать.
При внесении представлений и протестов в каждом случае решается вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.
Прокурорам при осуществлении прокурорского надзора необходимо стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Прокуроры вправе использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Деятельность прокуроров по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивается, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.
Заключение
Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти задачи в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов, изложенных в разд. 7.1 учебника.
Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.
Следует подчеркнуть, что одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов.
В связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах.