Файл: Диагностика экологических знаний детей 1 Что такое природа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Беседа на выявление экологических знаний детей подготовительной группы
Цель: выявить уровень экологических знаний детей.
Материал: картинки с изображениями аквариума, животных, насекомых, растений и др. в соответствии с заданиями.
Методика проведения.
Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы:
1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?

2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)

3. Какие условия необходимы для комнатных растений?

4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов).

5. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)

6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)

7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.

8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?

9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка).

10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)

11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (например, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?

13. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних).

14. Назови и покажи птиц на картинке (более 8).
Критерии оценки ответов:

1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.

2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.

3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Подсчёт результатов:

17 - 24 - низкий уровень

25 - 39 - средний уровень

40 -51 - высокий уровень
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть следующим:

• Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями?

• Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи их, назови. Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые? Как мы ухаживаем за ними?

• Кто живет в клетке? Как называется наша птица? Какие условия нужны для того
, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не болела?

• Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?

• Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них) делаешь?

Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий:

• Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их. Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их. Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так хорошо растут? Какие растения тебе нравятся больше других? Почему? Что мы делаем, чтобы растениям было еще лучше?

• Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются? Что они делают у нас на участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Как этих птиц можно назвать одним словом? Почему люди должны помогать птицам зимой?

• Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие явления бывают зимой? Что зимой бывает с растениями - с деревьями, травой? Как они выглядят? Почему зимой растения не растут? Каких условий им не хватает?

• Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?

Диагностика экологических умений детей

Цель: выявить уровень практических экологических умений детей.
1. Создание желания.

Три варианта:

- Познавательная мотивация: хочешь полить, чтобы узнать, как они будут себя чувствовать? Если ребёнок соглашается, идём дальше.

- Если у ребёнка не появилось желание, используем практическое приглашение к деятельности: я поливаю, хочешь помочь мне?

- Если ребёнок снова не соглашается, то используем игровой персонаж: мишка не умеет, ему надо помочь.

2. Задание детям. Выбор растения.

Подбери растение, которое нужно полить.

3. Выбор средства труда.

Вопрос: «Где взять воду?»

Для детей необходимо приготовить лейку и ведро с водой.

Вопрос: «Почему нельзя брать воду из-под крана?»

4. Мера полива.

Задания:

Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё» или «нет».

Покажи мишке, как нужно правильно поливать, когда польёшь, скажешь «всё»

Лейку надо держать двумя руками, носик должен упираться в край горшка.



Правильный полив – постепенно.

Неправильный полив – сверху и под корень.

Вопрос: «Как ты узнал, что полив закончен?» (Если вода вышла на поддон)

5. Единство цели и мотива.

Вопросы:

«Что ты хотел сделать?»

«Что получилось?» (Хотел помочь растению, полил…)

Отмечается:

Достигли или нет результата;

Количество ошибок.

Ответы и действия фиксируются в таблице:

Ф.И. реб.

Принятие цели

Выбор растения

Выбор средств труда

Трудовые действия

Мера полива

Анализ

«+» или «- (какая мотивация: познавательная, практическая или игровая)

Правильно «+», неправильно «- признаки, записываем речь детей

Правильно «+», неправильно «- Почему? (записываем речь детей)

Процесс полива

Как узнал?

Уровни развития практических умений

Высокий: достигают результата самостоятельно и качественно.
Средний: достигают результата с помощью взрослого, неправильно выбирают воду или не знают меры полива.

Низкий: не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают воду для полива, неправильные трудовые действия, не знают меры полива.

Диагностика экологической мотивации детей

Методика «Альтернатива» (В. Я. Ясвин)

Цель: определить тип мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает ребенку выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа.
1. Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:
А) с красивой окраской?
Б) С интересным поведением?
2. Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:
А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?
Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?
3. После отдыха с родными в лесу ты:
А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?
Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?
4. Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:
А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?
Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?
5. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:
А) Ничего, я еще маленький.
Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу.
Оценка результатов деятельности
За каждый ответ А – 1 балл, за ответ Б – 2 балла.
Высокий уровень (9 - 10 баллов)
* Ребенок осознанно на первое место ставит интересы природы. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к вопросам. Интересуется охраной природы и бережным отношением к ней.

Средний уровень (7 - 8 баллов)
* Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Не проявляет особого интереса к бережному отношению, природой больше интересуется с эстетической точки зрения.
Низкий уровень (5 - 6 баллов)
* Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуется красотой природы, а не чистотой.