Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственная и муниципальная служба.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Механизмы профилактики коррупции на государственной службе»
1. Теоретические аспекты профилактики коррупции на государственной службе
1.1. Понятие, сущность и классификация коррупции
1.2. Причины и условия коррупции в системе государственной службы
2.1. Общая характеристика Правительства Новосибирской области
2.2. Анализ механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области
2.3. Проблемы механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра « Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Государственная и муниципальная служба
Тема: «Механизмы профилактики коррупции на государственной службе»
Выполнил Алекман Наталья Николаевна
(Ф.и.о. студента)
______________________________
(специальность)
13411 группа_______________
(№ группы)
Проверил
_______________________________
(звание, должность преподавателя
Зенков М.Ю………………
(Ф.и.о. преподавателя)
Новосибирск 2016 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
-
Теоретические аспекты профилактики коррупции на государственной службе………………………………………………………………………3-
Понятие, сущность и классификация коррупции…………………….5 -
Причины и условия коррупции в системе государственно
-
службы………………………………………………………………….9
-
Анализ антикоррупционных механизмов и нормативно-правовой базы в системе государственного регулирования…………………...12
-
Анализ механизмов профилактики коррупции на государственной службе на примере правительства Новосибирской области………….........................................................................................18-
Общая характеристика правительства Новосибирской области…...18 -
Анализ механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области……………………………………………….23 -
Проблемы механизмов профилактики коррупции в Новосибирской области…………………………………………………………………27
-
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….33
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена рядом объективных предпосылок, среди которых особое место занимают механизмы профилактики коррупции в государственных органах власти. Развитие правоотношений государственных органов власти невозможны без изменения способов и методов государственного регулирования.
Коррупция в системе государственной службы оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие государства, мешает воплощению в жизнь национальных проектов, способствует уменьшению доверия граждан к органам государственной власти, зарождает негативное отношение к государственной службе и государственным служащим, препятствует поступательному развитию рыночной экономики.
Коррупция является существенной системной проблемой для России. Несмотря на то, что отдельные взгляды на проблемы коррупции на государственной службе рассматриваются в многочисленных публикациях российских авторов, как в рамках теории права, так и государственного муниципального управления, рассмотрение механизмов профилактики коррупции является актуальной на сегодняшний день. В данной курсовой работе предпринята попытка их комплексного анализа и предложены рекомендации по их устранению.
Степень разработанности проблемы: интерес к изучению механизмов профилактики коррупции на государственной службе нашел свое отражение в исследованиях российских авторов: А.Н. Аринина, В.Э. Бойкова, Р.А. Лаптева и др.
Цель работы – изучение механизмов профилактики коррупции на государственной службе на примере Правительства Новосибирской области.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи работы:
-
раскрыть понятие, сущность и классификацию коррупции; -
выявить причины и условия коррупции в системе государственной службы; -
проанализировать антикоррупционные механизмы и нормативно-правовую базу в системе государственного регулирования; -
дать общую характеристику Правительства Новосибирской области; -
проанализировать механизмы профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области; -
выявить проблемы механизмов профилактики коррупции в Правительстве Новосибирской области и дать рекомендации по решению указанных проблем.
Объектом исследования является Правительство Новосибирской области.
Предметом исследования - деятельность Правительства Новосибирской области в сфере профилактики коррупции.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, законодательные и нормативно-правовые акты.
В качестве методов исследования использовались методы анализа данных, нормативно-правовых актов и литературных источников.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Для написания работы использовались 35 источников литературы.
1. Теоретические аспекты профилактики коррупции на государственной службе
1.1. Понятие, сущность и классификация коррупции
Корни коррупции скрываются в механизме осуществления государственной власти. С появлением общества и его социальным расслоением, возникла объективная потребность в государстве, как некой организованной форме управления социальными группами с противоречивыми интересами. Такая форма организации спасла общество от саморазрушения и создала условия для дальнейшего развития.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам.
Первый трактат с обсуждением коррупции – «Артхашастра». – опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н.э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом» [28, С. 35].
В России истоками терпимого восприятия коррупции является период кормления, т. е. тот период, когда существовала система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках [31, С. 386].
Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата.
По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX-XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран [32, С. 52].
Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.
Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4], в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Понятие коррупции очень многогранно, тем точнее надо разделить ее по видовым признакам для того, что бы легче было понимать, с чем и как бороться.
Видовая классификация коррупции различна. Толкачев В.В. [35] разделяет коррупцию по четырем видам в зависимости от сферы деятельности:
1. По субъектному составу на:
-
высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве РФ, Федеральном Собрании РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, и иных федеральных органах, а также на уровне субъекта РФ. Данный вид коррупции охватывает высшее чиновничество и сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену – это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д. На этом уровне происходит и политический протекционизм, и непотизм, и клиентизм, и лоббизм, и проведение «грязных» выборных компаний, и подкуп избирателей; -
низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления; -
особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях, сотрудники которых (коммерческих или некоммерческих) также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы представляемых организаций, в пользу третьих лиц, или организаций, получающих от этого свои выгоды. Например, получение кредитных средств под несуществующие инновационные проекты с последующим исчезновением, как денег, так и людей, получающих их.