Файл: Пособие включает описание порядка организации безопасного ведения открытых и подземных горных работ, выполнения расчетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 259
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Требования промышленной безопасности
к эксплуатации опасного производственного объекта
При эксплуатации опасного производственного объекта Федераль- ный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ возлагает ряд обязанностей как на эксплуатирую- щую организацию, так и на ее работников. В частности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
• соблюдать положения законов, нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной без- опасности;
• иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
• обеспечивать укомплектованность штата работников в соответ- ствии с установленными требованиями;
• допускать к работе лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний;
• обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
• иметь нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном произ- водственном объекте;
• организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
• обеспечивать наличие и функционирование необходимых при- боров и систем контроля за производственными процессами;
17 1.2. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
• обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопас- ности зданий;
• проводить диагностику, испытания, освидетельствование со- оружений и технических устройств;
• предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
• обеспечивать выполнение требований промышленной безопас- ности к хранению опасных веществ;
• разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
• заключать договор страхования риска ответственности за при- чинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
• выполнять распоряжения и предписания органов исполнитель- ной власти в области промышленной безопасности и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
• приостанавливать эксплуатацию опасного производственно- го объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоя- тельств, влияющих на промышленную безопасность;
• осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации по- следствий аварий;
• оказывать содействие государственным органам в расследова- нии причин аварии;
• принимать участие в техническом расследовании причин аварии;
• принимать меры по устранению причин и профилактике аварий;
• анализировать причины возникновения инцидента;
• принимать меры по устранению причин и профилактике инци- дентов;
• своевременно информировать органы исполнительной вла- сти в области промышленной безопасности, государственной власти и местного самоуправления и население об аварии на опасном произ- водственном объекте;
• принимать меры по защите жизни и здоровья работников в слу- чае аварии;
• вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
18 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности
• представлять в органы исполнительной власти в области про- мышленной безопасности информацию о количестве аварий и инциден- тов, причинах их возникновения и принятых мерах;
• планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий
• заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание
• в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирова- ния из числа работников;
• иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
• обучать работников действиям в случае аварии или инцидента;
• создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддерж- ки действий в случае аварии;
• поддерживать указанные системы в пригодном к использова- нию состоянии;
• организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Сведения об организации производственного контроля и о работниках, уполно- моченных его осуществлять, представляются в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Работники опасного производственного объекта обязаны:
• соблюдать требования нормативных правовых актов и норма- тивных технических документов, устанавливающих правила ведения работ и порядок действий в случае аварии или инцидента;
• проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
• незамедлительно ставить в известность непосредственного ру- ководителя или должностных лиц об аварии или инциденте;
• в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента;
• в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
19 1.3. Техническое расследование причин аварии
1.3. Техническое расследование причин аварии
Порядок проведения расследования причин аварии и оформления акта регламентируется Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ № 191 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка прове- дения технического расследования причин аварий на объектах, поднад- зорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Техническое расследование причин аварии проводится по каждо- му факту возникновения аварии специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального или территориального органа исполни- тельной власти в области промышленной безопасности. В состав комис- сии включаются:
• представители субъекта РФ или органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;
• представители организации, эксплуатирующей опасный произ- водственный объект;
• другие представители в соответствии с законодательством РФ.
Президент или Правительство РФ могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать ее председателя.
Комиссия может привлекать к расследованию экспертные органи- зации и специалистов в области промышленной безопасности, изыска- ний, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструктор- ских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.
Организация и ее работники обязаны представлять комиссии всю информацию, необходимую для осуществления ее полномочий.
Результаты расследования заносятся в акт, в котором указываются:
• причины и обстоятельства аварии;
• размер причиненного вреда;
• допущенные нарушения требований промышленной безопас- ности;
• работники, допустившие эти нарушения;
• меры, принятые для локализации и ликвидации последствий аварии;
• предложения по предупреждению подобных аварий.
20 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности
Материалы расследования направляются в федеральный или тер- риториальный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в иные заинтересованные государственные органы.
Финансирование расходов на расследование причин аварии осу- ществляется организацией, эксплуатирующей опасный производствен- ный объект, на котором произошла авария.
1.4. Экспертиза и декларация промышленной безопасности
Экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консерва- цию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; зда- ния и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуа- тацией опасного производственного объекта.
Экспертизу проводят лицензированные организации за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию или эксплуати- рующей опасный производственный объект. Результатом экспертизы является заключение. Заключение экспертизы, представленное в феде- ральный или территориальный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, рассматривается и утверждается в уста- новленном порядке.
Порядок осуществления экспертизы и требования к оформлению заключения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Экспертиза промыш- ленной безопасности может осуществляться одновременно с другими экспертизами.
Декларация промышленной безопасности предполагает: всесто- роннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ до- статочности мер по предупреждению аварий, готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, к локализации и ликви- дации последствий аварии; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий и размера ущерба в случае аварии.
21 1.4. Экспертиза и декларация промышленной безопасности
Перечень сведений, содержащихся в декларации и порядок ее оформления, определяются федеральным органом исполнительной вла- сти в области промышленной безопасности.
Разработка декларации обязательна для опасных производствен- ных объектов, на которых получаются, используются, перерабатывают- ся, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Количество опасного вещества на объекте, при котором необходима разработка декларации промышленной безопасности
Наименование опасного вещества
Количество, т
Аммиак
500
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содер- жание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата ам- мония превышает 90 % массы)
2 500
Нитрат аммония в виде удобрений (простые удобрения на основе нитра- та аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы)
10 000
Акрилонитрил
200
Хлор
25
Оксид этилена
50
Цианистый водород
20
Фтористый водород
50
Сернистый водород
50
Диоксид серы
250
Триоксид серы
75
Алкилы
50
Фосген
0,75
Метилизоцианат
0,15
Воспламеняющиеся газы
200
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах
50 000
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу
200
Токсичные вещества
200
Высокотоксичные вещества
20
Окисляющие вещества
200
Взрывчатые вещества
50
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды
200
22 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности
Обязательность разработки деклараций для объектов, не указан- ных в таблице, может быть установлена Правительством РФ или фе- деральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация уточняется или разрабатывает- ся вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта; изменения сведений, содержащихся в де- кларации промышленной безопасности; в случае изменения требований промышленной безопасности.
На опасных производственных объектах разрабатываются декла- рации в сроки, устанавливаемые Правительством.
Утверждает декларацию руководитель эксплуатирующей органи- зации, опасный производственный объект. Руководитель несет ответ- ственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в де- кларации.
Декларацию представляют органам государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, установленном Правительством РФ.
1.5. Обязательное страхование гражданской ответственности
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объ- ект, обязана страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Осуществляется страхо- вание в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обяза- тельном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
№ 225-ФЗ от 27.07.2010 г. Настоящий закон дает более широкое, в срав- нении с № 116-ФЗ, определение аварии, а также определяет страховые тарифы и размеры страховых выплат, который страховщик обязан вы- платить потерпевшим при наступлении страхового случая.
23 1.5. Обязательное страхование гражданской ответственности
Согласно настоящему Закону «авария на опасном объекте – это повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких от- ходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим». Как видно из этого определения, Закон объединя- ет понятия «авария» и «инцидент», представленные в № 116-ФЗ. Также
Закон относит к категории опасных объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (вы- шеперечисленные объекты, отнесенные в соответствии с № 116-ФЗ к опасным производственным объектам), и объекты, подлежащие вне- сению в Российский реестр гидротехнических сооружений в соответ- ствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности гидро- технических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 г.: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водопропускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наво- днений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов про- мышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от раз- мывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использо- вания водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Страховая сумма по договору обязательного страхования зависит от потенциальной опасности жизни и здоровью населения, которую представляет страхуемый опасный объект и она составляет:
1) для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений пред- усматривается обязательная разработка декларации промышленной без- опасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения:
а) 6 млрд 500 млн руб., если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3 000 человек;
24 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности б) 1 млрд руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 1 500 человек, но не превышает 3 000 человек;
в) 500 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 300 человек, но не превышает 1 500 человек;
г) 100 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 150 человек, но не превышает 300 человек;
д) 50 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 75 человек, но не превышает 150 человек;
е) 25 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 10 человек, но не превышает 75 человек;
ж) 10 млн руб., для иных опасных объектов, в отношении кото- рых предусматривается обязательная разработка декларации промыш- ленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения;
2) для опасных объектов, в отношении которых законодатель- ством о промышленной безопасности опасных производственных объ- ектов или законодательством о безопасности гидротехнических со- оружений не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротех- нического сооружения:
а) 50 млн руб., для опасных производственных объектов химиче- ской, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
б) 25 млн руб., для сетей газопотребления и газоснабжения, в том числе межпоселковых;
в) 10 млн руб., для иных опасных объектов.
25 1.6. Федеральный, государственный и профсоюзный надзор и контроль соблюдения правил...
Размеры страховых выплат по договору обязательного страхова- ния составляют:
1) два миллиона рублей в части возмещения вреда лицам, понес- шим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца);
2) не более 25 тыс. руб. в счет возмещения расходов на погребе- ние каждого потерпевшего;
3) не более двух миллионов рублей в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего;
4) не более 200 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпев- шего. Нарушение условий жизнедеятельности – ситуация, которая воз- никла в результате аварии на опасном объекте и при которой на опреде- ленной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;
5) не более 360 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего – физического лица, за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности;
6) не более 500 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего – юридического лица.
к эксплуатации опасного производственного объекта
При эксплуатации опасного производственного объекта Федераль- ный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ возлагает ряд обязанностей как на эксплуатирую- щую организацию, так и на ее работников. В частности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
• соблюдать положения законов, нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной без- опасности;
• иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
• обеспечивать укомплектованность штата работников в соответ- ствии с установленными требованиями;
• допускать к работе лиц, удовлетворяющих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний;
• обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
• иметь нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном произ- водственном объекте;
• организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
• обеспечивать наличие и функционирование необходимых при- боров и систем контроля за производственными процессами;
17 1.2. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
• обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопас- ности зданий;
• проводить диагностику, испытания, освидетельствование со- оружений и технических устройств;
• предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
• обеспечивать выполнение требований промышленной безопас- ности к хранению опасных веществ;
• разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
• заключать договор страхования риска ответственности за при- чинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
• выполнять распоряжения и предписания органов исполнитель- ной власти в области промышленной безопасности и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
• приостанавливать эксплуатацию опасного производственно- го объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоя- тельств, влияющих на промышленную безопасность;
• осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации по- следствий аварий;
• оказывать содействие государственным органам в расследова- нии причин аварии;
• принимать участие в техническом расследовании причин аварии;
• принимать меры по устранению причин и профилактике аварий;
• анализировать причины возникновения инцидента;
• принимать меры по устранению причин и профилактике инци- дентов;
• своевременно информировать органы исполнительной вла- сти в области промышленной безопасности, государственной власти и местного самоуправления и население об аварии на опасном произ- водственном объекте;
• принимать меры по защите жизни и здоровья работников в слу- чае аварии;
• вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
18 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности
• представлять в органы исполнительной власти в области про- мышленной безопасности информацию о количестве аварий и инциден- тов, причинах их возникновения и принятых мерах;
• планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий
• заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание
• в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирова- ния из числа работников;
• иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
• обучать работников действиям в случае аварии или инцидента;
• создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддерж- ки действий в случае аварии;
• поддерживать указанные системы в пригодном к использова- нию состоянии;
• организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Сведения об организации производственного контроля и о работниках, уполно- моченных его осуществлять, представляются в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Работники опасного производственного объекта обязаны:
• соблюдать требования нормативных правовых актов и норма- тивных технических документов, устанавливающих правила ведения работ и порядок действий в случае аварии или инцидента;
• проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
• незамедлительно ставить в известность непосредственного ру- ководителя или должностных лиц об аварии или инциденте;
• в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента;
• в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
19 1.3. Техническое расследование причин аварии
1.3. Техническое расследование причин аварии
Порядок проведения расследования причин аварии и оформления акта регламентируется Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ № 191 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка прове- дения технического расследования причин аварий на объектах, поднад- зорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Техническое расследование причин аварии проводится по каждо- му факту возникновения аварии специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального или территориального органа исполни- тельной власти в области промышленной безопасности. В состав комис- сии включаются:
• представители субъекта РФ или органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;
• представители организации, эксплуатирующей опасный произ- водственный объект;
• другие представители в соответствии с законодательством РФ.
Президент или Правительство РФ могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать ее председателя.
Комиссия может привлекать к расследованию экспертные органи- зации и специалистов в области промышленной безопасности, изыска- ний, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструктор- ских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.
Организация и ее работники обязаны представлять комиссии всю информацию, необходимую для осуществления ее полномочий.
Результаты расследования заносятся в акт, в котором указываются:
• причины и обстоятельства аварии;
• размер причиненного вреда;
• допущенные нарушения требований промышленной безопас- ности;
• работники, допустившие эти нарушения;
• меры, принятые для локализации и ликвидации последствий аварии;
• предложения по предупреждению подобных аварий.
20 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности
Материалы расследования направляются в федеральный или тер- риториальный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в иные заинтересованные государственные органы.
Финансирование расходов на расследование причин аварии осу- ществляется организацией, эксплуатирующей опасный производствен- ный объект, на котором произошла авария.
1.4. Экспертиза и декларация промышленной безопасности
Экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консерва- цию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; зда- ния и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуа- тацией опасного производственного объекта.
Экспертизу проводят лицензированные организации за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию или эксплуати- рующей опасный производственный объект. Результатом экспертизы является заключение. Заключение экспертизы, представленное в феде- ральный или территориальный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, рассматривается и утверждается в уста- новленном порядке.
Порядок осуществления экспертизы и требования к оформлению заключения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Экспертиза промыш- ленной безопасности может осуществляться одновременно с другими экспертизами.
Декларация промышленной безопасности предполагает: всесто- роннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ до- статочности мер по предупреждению аварий, готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, к локализации и ликви- дации последствий аварии; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий и размера ущерба в случае аварии.
21 1.4. Экспертиза и декларация промышленной безопасности
Перечень сведений, содержащихся в декларации и порядок ее оформления, определяются федеральным органом исполнительной вла- сти в области промышленной безопасности.
Разработка декларации обязательна для опасных производствен- ных объектов, на которых получаются, используются, перерабатывают- ся, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Количество опасного вещества на объекте, при котором необходима разработка декларации промышленной безопасности
Наименование опасного вещества
Количество, т
Аммиак
500
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содер- жание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата ам- мония превышает 90 % массы)
2 500
Нитрат аммония в виде удобрений (простые удобрения на основе нитра- та аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 % массы)
10 000
Акрилонитрил
200
Хлор
25
Оксид этилена
50
Цианистый водород
20
Фтористый водород
50
Сернистый водород
50
Диоксид серы
250
Триоксид серы
75
Алкилы
50
Фосген
0,75
Метилизоцианат
0,15
Воспламеняющиеся газы
200
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах
50 000
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу
200
Токсичные вещества
200
Высокотоксичные вещества
20
Окисляющие вещества
200
Взрывчатые вещества
50
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды
200
22 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности
Обязательность разработки деклараций для объектов, не указан- ных в таблице, может быть установлена Правительством РФ или фе- деральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация уточняется или разрабатывает- ся вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта; изменения сведений, содержащихся в де- кларации промышленной безопасности; в случае изменения требований промышленной безопасности.
На опасных производственных объектах разрабатываются декла- рации в сроки, устанавливаемые Правительством.
Утверждает декларацию руководитель эксплуатирующей органи- зации, опасный производственный объект. Руководитель несет ответ- ственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в де- кларации.
Декларацию представляют органам государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, установленном Правительством РФ.
1.5. Обязательное страхование гражданской ответственности
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объ- ект, обязана страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Осуществляется страхо- вание в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обяза- тельном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
№ 225-ФЗ от 27.07.2010 г. Настоящий закон дает более широкое, в срав- нении с № 116-ФЗ, определение аварии, а также определяет страховые тарифы и размеры страховых выплат, который страховщик обязан вы- платить потерпевшим при наступлении страхового случая.
23 1.5. Обязательное страхование гражданской ответственности
Согласно настоящему Закону «авария на опасном объекте – это повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких от- ходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим». Как видно из этого определения, Закон объединя- ет понятия «авария» и «инцидент», представленные в № 116-ФЗ. Также
Закон относит к категории опасных объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (вы- шеперечисленные объекты, отнесенные в соответствии с № 116-ФЗ к опасным производственным объектам), и объекты, подлежащие вне- сению в Российский реестр гидротехнических сооружений в соответ- ствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности гидро- технических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 г.: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водопропускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наво- днений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов про- мышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от раз- мывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использо- вания водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Страховая сумма по договору обязательного страхования зависит от потенциальной опасности жизни и здоровью населения, которую представляет страхуемый опасный объект и она составляет:
1) для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений пред- усматривается обязательная разработка декларации промышленной без- опасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения:
а) 6 млрд 500 млн руб., если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3 000 человек;
24 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности б) 1 млрд руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 1 500 человек, но не превышает 3 000 человек;
в) 500 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 300 человек, но не превышает 1 500 человек;
г) 100 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 150 человек, но не превышает 300 человек;
д) 50 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 75 человек, но не превышает 150 человек;
е) 25 млн руб., если максимально возможное количество потер- певших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в ре- зультате аварии на опасном объекте, составляет более 10 человек, но не превышает 75 человек;
ж) 10 млн руб., для иных опасных объектов, в отношении кото- рых предусматривается обязательная разработка декларации промыш- ленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения;
2) для опасных объектов, в отношении которых законодатель- ством о промышленной безопасности опасных производственных объ- ектов или законодательством о безопасности гидротехнических со- оружений не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротех- нического сооружения:
а) 50 млн руб., для опасных производственных объектов химиче- ской, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
б) 25 млн руб., для сетей газопотребления и газоснабжения, в том числе межпоселковых;
в) 10 млн руб., для иных опасных объектов.
25 1.6. Федеральный, государственный и профсоюзный надзор и контроль соблюдения правил...
Размеры страховых выплат по договору обязательного страхова- ния составляют:
1) два миллиона рублей в части возмещения вреда лицам, понес- шим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца);
2) не более 25 тыс. руб. в счет возмещения расходов на погребе- ние каждого потерпевшего;
3) не более двух миллионов рублей в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего;
4) не более 200 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпев- шего. Нарушение условий жизнедеятельности – ситуация, которая воз- никла в результате аварии на опасном объекте и при которой на опреде- ленной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;
5) не более 360 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего – физического лица, за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности;
6) не более 500 тыс. руб. в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего – юридического лица.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26