Файл: Пособие включает описание порядка организации безопасного ведения открытых и подземных горных работ, выполнения расчетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.6. Федеральный, государственный и профсоюзный надзор
и контроль соблюдения правил охраны труда
и промышленной безопасности
Федеральный надзор организуется и осуществляется в соответ- ствии с законодательством РФ в целях проверки выполнения органи- зациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. Федеральный надзор осу- ществляется на принципах самостоятельности и независимости от под- надзорных организаций.
Осуществляют надзор федеральный или территориальные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности. Долж- ностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности при исполнении должностных обязанно- стей имеют право:

26 8. Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств...
• посещать организации, эксплуатирующие опасные производ- ственные объекты;
• знакомиться с документами, необходимыми для проверки вы- полнения организациями требований промышленной безопасности;
• проверять правильность проведения технических расследова- ний инцидентов и достаточность мер, принятых по результатам рассле- дований;
• выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;
• давать указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы;
• давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы их жизни и здоровью;
• привлекать к административной ответственности лиц, винов- ных в нарушениях требований промышленной безопасности;
• направлять в правоохранительные органы материалы о привле- чении указанных лиц к уголовной ответственности;
• выступать в суде по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу вследствие нарушений требований про- мышленной безопасности;
• осуществлять иные предусмотренные законодательством дей- ствия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.
Государственный надзор при строительстве, реконструкции, ка- питальном ремонте опасных производственных объектов осуществля- ется уполномоченными федерального органа исполнительной власти или субъекта РФ в соответствии с законодательством о градостроитель- ной деятельности.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществля- ет Федеральная инспекция по труду, которая в своей деятельности ру- ководствуется положениями Трудового кодекса Российской Федерации
(ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Кодекса об административных право- нарушениях (КоАП РФ) от 01.07.2002 № 195-ФЗ; Федерального закона
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате- лей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници- пального контроля» № 294-ФЗ от 01.05.2009 г.


27 1.6. Федеральный, государственный и профсоюзный надзор и контроль соблюдения правил ...
Задачи инспекции:
• обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
• обеспечение соблюдения работодателями трудового законода- тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру- дового права;
• обеспечение работодателей и работников информацией о наи- более эффективных средствах и методах соблюдения положений трудо- вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа- щих нормы трудового права;
• доведение до сведения соответствующих органов государ- ственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоу- потреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нор- мативных правовых актов.
Согласно статье 357 ТК РФ, сотрудники Федеральной инспекции труда имеют право:
• в целях проведения инспекции беспрепятственно в любое вре- мя суток посещать организации всех форм собственности;
• запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления и безвозмездно получать от них докумен- ты, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• изымать для анализа образцы используемых или обрабатывае- мых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и со- ставлять соответствующий акт;
• расследовать несчастные случаи на производстве;
• предъявлять работодателям обязательные для исполнения пред- писания об устранении нарушений трудового законодательства, о вос- становлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности;
• приостанавливать работу организаций, подразделений и обору- дования, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
• направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении их деятельности вследствие нарушения требований охра- ны труда;

28 8. Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств...
• отстранять от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
• запрещать использование и производство несертифицирован- ных или не соответствующих требованиям охраны труда средств инди- видуальной и коллективной защиты;
• выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, тех- ническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
• выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
• привлекать к административной ответственности лиц, вино- вных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, со- держащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами;
• направлять в правоохранительные органы материалы о привле- чении указанных лиц к уголовной ответственности;
• предъявлять иски в суд и выступать в качестве экспертов в суде по искам о возмещении вреда здоровью работников, причиненного на производстве.
Предписание, выданное сотрудником Федеральной инспекции труда, может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в те- чение десяти дней с момента получения.
Виды проверок, осуществляемых органами Федерального и госу- дарственного надзора:
• плановая – не чаще одного раза в 2 года. О проверке инспек- торы обязаны предупредить заранее по телефону. План составляет ин- спекция. Проверка ранее установленного срока возможна при несчаст- ном случае или угрозе жизни работника;
• контрольная (повторная) – проверка выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в процессе плановой проверки.
Проверки можно избежать, если самостоятельно предоставить доку- менты об устранении нарушений;
• целевая – по жалобе работника;


29 1.6. Федеральный, государственный и профсоюзный надзор и контроль соблюдения правил ...
• тематическая – по жалобе работника, желающего скрыть свое имя;
• комплексная – проверка соблюдения трудового законодатель- ства на фирме в целом;
• совместная – проводится совместно с другими контролирующи- ми органами в случае поступления от них информации о нарушениях.
Максимальный срок проверки – месяц. Для проверок по жалобам ограничений срока нет.
Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных право- вых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений закреплено ст. 370 ТК РФ. Для контроля общероссийские, межрегиональные и территориальные про- фессиональные союзы могут создавать правовые и технические инспек- ции труда с полномочиями, утверждаемыми общероссийскими профес- сиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любые организации, где работают члены данного профсоюза, для проверок соблюдения трудово- го законодательства, законодательства о профсоюзах, выполнения усло- вий коллективных договоров, соглашений. Профсоюзы и их инспекции труда взаимодействуют с федеральным или территориальным органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в уста- новленной сфере деятельности.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
• осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудо- вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа- щих нормы трудового права;
• проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече- ния безопасности работников;
• принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• получать информацию о состоянии условий и охраны труда, о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
• защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью на производстве;

30 1. Основы законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности
• предъявлять требования о приостановке работ в случаях непо- средственной угрозы жизни и здоровью работников;
• направлять представления об устранении выявленных наруше- ний трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
• осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы- полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективны- ми договорами и соглашениями;
• принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
• принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан- ных с нарушением трудового законодательства и обязательств, предус- мотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с из- менениями условий труда;
• принимать участие в разработке проектов федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ, содержащих нормы тру- дового права;
• обращаться в соответствующие органы с требованием о при- влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового за- конодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Уполномоченные по охране труда профсоюзов имеют право бес- препятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вно- сить обязательные для рассмотрения предложения об устранении нару- шений требований охраны труда.
Работодатели обязаны в недельный срок сообщить в профсоюз- ный орган о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.
Лица, виновные в нарушении законодательства в области про- мышленной безопасности, несут ответственность в соответствии с за- конодательством Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные требования Конституции РФ в области обеспечения безопасности труда.
2. Укажите основные требования Федерального Закона «О промыш- ленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ.


31
Контрольные вопросы и задания
3. Дайте определения понятиям «промышленная безопасность»,
«авария», «инцидент».
4. Перечислите критерии, согласно которым предприятия (цехи, участки, площадки) идентифицируются как опасные производственные объекты.
5. Назовите федеральные органы исполнительной власти в обла- сти промышленной безопасности.
6. Укажите назначение и содержание декларации промышленной безопасности.
7. Какие требования предъявляются к техническим устройствам, эксплуатируемым на опасном производственном объекте?
8. Перечислите обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
9. Перечислите обязанности работников опасного производствен- ного объекта.
10. Каков состав комиссии по техническому расследованию при- чин аварии?
11. Назовите объекты экспертизы промышленной безопасности.
12. Что предполагает декларация промышленной безопасности?
13. От чего зависит страховая сумма по договору обязательного страхования от потенциальной опасности жизни и здоровью населения, которую представляет страхуемый объект?
14. От чего зависят размеры страховых выплат по договору обяза- тельного страхования потерпевшим или понесшим ущерб в случае ава- рии на опасном производственном объекте?
15. Перечислите основные права должностных лиц, осуществля- ющих федеральный и государственный надзор и контроль за соблюде- нием правил охраны труда и промышленной безопасности.
16. Перечислите основные задачи Федеральной инспекции по труду.
17. Укажите виды проверок, осуществляемых органами феде- рального и государственного надзора.
18. Перечислите основные права профсоюзных инспекторов тру- да и уполномоченных по охране труда профессиональных союзов.

32
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЕДЕНИИ ГОРНЫХ РАБОТ
2.1. Общие требования безопасности при добыче
полезных ископаемых подземным способом
В соответствии с требованиями № 116-ФЗ «О промышленной без- опасности опасных производственных объектов» горные предприятия, на которых ведутся горные работы по добыче полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также работы по обогащению полезных ископаемых, относятся к опасным производственным объ- ектам работы в подземных условиях. Поэтому при эксплуатации этих объектов обязательно соблюдение требований промышленной безопас- ности, изложенных в парагафе 1: идентификация объекта и его реги- страция в государственном реестре опасных производственных объек- тов; экспертиза промышленной безопасности проектной документации; разработка декларации промышленной безопасности и ее экспертиза; страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, окружающей природной среде в случае аварии; обязательное медицинское освидетельствование работников при при- еме на работу и периодическое в процессе их трудовой деятельности; обеспечение работников согласно утвержденным нормам сертифициро- ванными спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защи- ты (СИЗ); планирование и осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Для поступающих на работу и переводимых на другую обязатель- ны: инструктажи по безопасности труда; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; обучение оказанию первой помощи по- страдавшим. Повторный инструктаж проводится не реже чем каждые
6 месяцев. Проверка знаний безопасных методов и приемов работы – не реже 1 раза в год. При изменении характера работы, после несчаст- ных случаев, аварий или грубых нарушений Правил безопасности про- водится внеплановый инструктаж.


33 2.1. Общие требования безопасности при добыче полезных ископаемых подземным способом
Добыча полезных ископаемых подземным способом осуществля- ется в соответствии с требованиями «Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом» ПБ 03-553-03, утвержденных поста- новлением Ростехнадзора № 30 от 13 мая 2003 г.
Согласно этим правилам объектом ведения подземных горных ра- бот является ряд подземных горных выработок, находящихся в единой вентиляционной системе, а также производственные здания и сооруже- ния на поверхности. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны заключать договора на обслуживание со специализированными профессиональными аварийно-спасательными формированиями – во- енизированными горноспасательными частями (ВГСЧ), создавать соб- ственные горноспасательные формирования.
Медицинское освидетельствование подземных работников долж- но осуществляться не реже 1 раза в год, для выполняющих работы по- вышенной опасности обязательный выборочный медицинский осмотр перед началом.
На всех разведываемых, подготавливаемых к отработке и разра- батываемых месторождениях выявляется склонность пород к горным ударам, газо- и геодинамическим явлениям. При наличии таких опасно- стей проектирование, строительство, эксплуатация шахт производятся с учетом этих факторов.
На шахтах должен быть организован и осуществляться учет спустившихся в шахту и выехавших на поверхность. Порядок учета осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной руко- водством шахты. Все выехавшие из шахты обязаны немедленно сдать светильники в ламповую. Если через 1 час после окончания смены све- тильники сданы не всеми спускавшимися в шахту, то ламповщик обязан немедленно сообщить диспетчеру и руководителю шахты фамилии не сдавших светильники. Ответственность за организацию учета несет на- чальник шахты.
Всем спускающимся в шахты, опасные по газу, взрыву пыли и самовозгоранию полезного ископаемого, выдаются индивидуаль- ные изолирующие самоспасатели. На остальных шахтах допускаются фильтрующие самоспасатели. Разрешается групповое хранение само- спасателей на участках в количестве, превышающем на 10 % наиболь-

34 2. Общие требования безопасности при ведении горных работ шую численность людей в смене. Самоспасатели группового хранения должны находиться на участках в специальных ящиках, обеспечиваю- щих их исправность и сохранность. Места хранения самоспасателей обозначаются знаками и освещаются условным светом. С местом их хранения ознакамливаются все подземные работники. Ответственность за сохранность при групповом хранении возлагается на начальника участка (заместителя), за обеспеченность – на начальника шахты. Про- верка самоспасателей на исправность осуществляется ежеквартально начальником пылевентиляционной службы с участием представителей горноспасательного формирования. Результаты проверки оформляются актом.
Все подземные рабочие обучаются пользованию самоспасателя- ми. Повторная проверка знаний правил пользования самоспасателями – не реже 1 раза в 6 месяцев.
На шахте должно быть не менее 2 отдельных выходов на поверх- ность с разными направлениями вентиляционных струй. Другие выхо- ды без постоянного обслуживания должны охраняться или закрываться снаружи на запоры, свободно открывающиеся изнутри. Горизонт, этаж, блок должны иметь не менее 2 отдельных выходов на смежные горизон- ты или к стволам. Запасные выходы проверяются не реже 1 раза в ме- сяц с записью в специальном журнале. В выработках и их пересече- ниях устанавливают освещаемые или из светоотражающих материалов указатели направления к выходам на поверхность и расстояния до них.
Если выходами на поверхность служат вертикальные стволы, они до- полнительно оборудуются лестницами. Лестница в одном из них может отсутствовать, если в стволе два подъема с независимым электропита- нием. В стволах глубиной более 500 м лестницы могут отсутствовать, если в обоих стволах по два подъема с независимым электропитанием.
В вертикальных стволах глубиной до 70 м при наличии лестниц в обо- их стволах механический подъем в одном из них может отсутствовать.
Угол наклона лестницы не более 80°, ширина не менее 0,4 м, расстояние между ступеньками – не более 0,4 м.
Все вновь поступившие ознакамливаются с главными и запасны- ми выходами из шахты на поверхность путем непосредственного про- хода от места работы по выработкам и запасным выходам в сопрово- ждении лиц технического надзора. Повторные ознакомления – через