Файл: 1. Общая характеристика античной философии Досократическая философия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Античная философия
План лекции
1. Общая характеристика античной философии
2. Досократическая философия
3. Классическая древнегреческая философия
4.Эллино-римская философия
Вопросы для самоконтроля
Рекомендуемая литература
1.Общая характеристика античной философии
Миф. Удивление. Разум. Аргументация. Философия. Этика как практическая философия. Периодизация античной философии.
Философия начинается с удивления, и даже сейчас это чувство заставляет людей философствовать. Глядя на небо, небесные тела, на Землю и саму жизнь, некоторые люди задавались вопросом - как возникла Вселенная? Они размышляли о структуре Мира. Как же он устроен, и почему природа такова? Есть одна фундаментальная субстанция, лежащая в основе всей реальности, или есть много оснований? Что действительно реально, а не иллюзорно?
Первыми философами были греки, жившие на Ионическом побережье Эгейского моря, в Милете, Колофоне, Самосе и Эфесе. Конечно, не только греки VII в. до н.э. начали интересоваться этими вопросами. В прежние времена и в других культурах на эти вопросы отвечала религия или миф. Древнегреческие мифы приписывают происхождение мирового порядка богам. С появлением философии произошли изменения в осознании и объяснении мира. Стало процветать чисто научное миропонимание. Греки использовали аргументы, чтобы доказать идеи. Они первыми систематически применяли разум ко всем областям природы и человеческого существования.
Великие цивилизации Египта, Китая, Ассирии, Израиля, Индии, Персии, Америки и Африки создавали произведения искусства, артефакты и передовые государства, но нигде не было ничего подобного. Древняя Индия была ближайшей цивилизацией для создания философии, но она всегда была связана с религией, с поисками спасения или побега от страданий. Древнекитайская мысль, возглавляемая Конфуцием, имела глубокое этическое измерение, но не
имела эпистемологии, философии науки или сформулированной логики.
Греческая философия, особенно начиная с Сократа, также имела практическую связь с этикой, но сократическая философия пошла глубже и дальше, чем этика, задаваясь вопросом о природе всего сущего, добывая знание ради самого себя, ища системное понимание метафизики и, используя диалектику (диалог) и логическую аргументацию, а не религию или интуицию. Сократ первым развил диалектический аргумент, а Аристотель изобрёл формальную логику, создал систему силлогизмов.
Обобщим характерные черты античной философии:
-
Космоцентризм – философия всегда охватывает весь Космос (Вселенную), в том числе и человека, который рассматривается как часть всеобщего космического целого, в котором воплощены все силы и «стихии», образующие Космос (человек как «микрокосмос»). -
Онтологизм – философия чаще всего понимается как учение о причинах и началах всего существующего, т.е. как онтология. -
Синкретичность – античной философии свойственны слитность и нерасчлененность проблем, в отличие от последующей философии. -
Наивность – античная философия многого достигла на понятийном уровне, однако она почти не знает законов природы, с позиций науки; в философских построениях ещё силен мифологический компонент. -
Рациональность – познание учитывает в первую очередь аргументы разума. Стоит также учитывать и то, что античные учёные-философы были далеки от научного экспериментирования. -
Абстрактность и отвлечённость от конкретных фактов (для раннего и классического периода античности). -
Практичность – философия призвана помочь людям в жизни (для этических учений классического периода и для большинства учений поздней античности).
Древнегреческая философия зародилась в 7-6 веках до нашей эры и просуществовала до 6 века нашей эры. Этот период времени называется периодом «античной философии», которая создала предпосылки не только для европейской философии
, но и для европейской культуры в целом. Античная философия не канула в далёкую историю, а сохраняет своё значение и поныне.
Периодизация античной философии:
1. Период до Сократа (7-6 вв. до н.э.) посвящён вопросам о сущности и начале мироздания, а также вопросам происхождения и построения пространства.
2. Классический период (5-4 вв. до н.э.) - период высокого расцвета греческой демократии, литературы, философии, искусства и др.; философия была ориентирована на проблемы человека, проблемы познания мира.
3. Эллино-римский период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) был отмечен кризисными явлениями в рабовладельческом обществе, политическим и экономическим упадком греческих городов-государств (полисов) и, наконец, распадом Римской империи; внимание уделялось поискам счастья, смыслу и предназначению человеческого бытия.
2. Досократическая философия
Особенности досократической философии. Натурфилософия. Космология. Первовещество. Наивный материализм. Стихийный материализм. Субстанция. Онтологизм. Учения досократиков. Фалес Милетский. Анаксимандр Милетский. Анаксимен. Пифагор Самосский. Ксенофант из Колофона. Парменид Элейский. Зенон Элейский. Единое. Бытие. Гераклит Эфесский. Эмпедокл из Агригента. Демокрит. Левкипп. Анаксагор из Клазомен. Диоген Аполлонийский.
Особенности досократической философии
Досократическая философия - это греческая философия развивавшаяся до Сократа (но включает в себя школы, современные Сократу, которые не были под его влиянием). В классической древности, досократические философы называли себя «физиками» (от греч. фюзис – природа), т.е. как бы «философами природы»). Диоген Лаэртий делит физиков на две группы, ионическую и итальянскую, во главе с Анаксимандром и Пифагором, соответственно.
Ни один из текстов досократиков не сохранился в полной форме. Всё, что доступно, - это цитаты более поздних философов (часто предвзятые) и историков, а также случайные текстовые фрагменты. Досократики отвергли традиционные мифологические объяснения явлений в пользу более рациональных объяснений. Эти философы задавали вопросы о «сущности вещей» (онтологизм): Откуда все берётся? Из чего всё создано? Как объяснить множественность вещей, встречающихся в природе? Как мы можем описать природу математически? Другие сосредоточились на определении проблем и парадоксов, которые стали основой для последующего математического, научного и философского исследования. Позже философы отвергли многие ответы, которые давали раннегреческие философы, но продолжали придавать большое значение их вопросам. Кроме того, предложенные ими космологии были обновлены более поздними разработками в науке.
Учения досократиков
Первые философы, так называемые «досократики», были стихийными материалистами (наивными материалистами) и натурфилософами, - они решали вопрос о том, как устроен мир через поиск субстанциальных(ого)1
первоначал(а) («архе»), которые они обнаруживали среди природных стихий. Они отвергали духовные и религиозные причины и искали природные объяснения реальности.
Милетская школа
Стандартно начало философии соотносят с именем Фалеса Милетского (625-545 до н.э.). Фалес использовал математические и астрономические исследования, чтобы делать предсказания (к примеру, предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э.). В этом смысле он, возможно, был первым учёным. Субстанциальное начало (архе) он видел в природной стихии - воде. Вода необходима для производства и жизнеобеспечения. Вода есть повсюду в различных агрегатных состояниях. Последователи Фалеса – представители милетской школы – дали различные теории первовещества.
Анаксимандр Милетский (612-545 до н.э.) принял в качестве первого вещества апейрон - неопределённое, беспредельное (бесконечное) вещество, из которого исходят противоположности: горячее и холодное, влажное и сухое. Он выдвинул теорию эволюции, основанную на необходимости адаптации видов к окружающей среде.
Анаксимен (585-528 до н.э.) взял за первовещество воздух, задумывая его как вечно меняющийся, путём сгущения и разжижения, переходящий в огонь, ветер, облака, воду и землю.
Пифагорейская школа
Пифагор Самосский (582-504 до н.э.) отверг материализм милетцев и выбрал утонченный спиритизм, математическую мистику, направленную на очищение всего человека, тела и души. Знания и музыка очистят душу, а гимнастика и медицина - тело. Всё живое (включая жизнь растений) имеет душу, связано друг с другом и участвует в переселении душ. Пифагорейцы были вегетарианцами. В конце каждого дня они спрашивали себя, какие обиды они совершили, какие обязанности пренебрегли, какую пользу они совершили. Тем не менее, пифагорейцы не были эгалитаристами, но придерживались социального порядка, напоминающего саму природу. Фундаментальное учение Пифагора состояло в том, что мир на самом деле не материален, а состоит из чисел. Числа являются вещами и составляют сущность реальности. Кстати, Пифагор впервые ввёл термин «философия», что в переводе с греческого означает любовь к мудрости.