Файл: 1. Общая характеристика античной философии Досократическая философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Элейская школа

Элейская школа известна созданием доктрины Единого. Школа основана Ксенофантом из Колофона (570 до н.э.), родоначальником пантеизма2. Ксенофант объявил Бога вечным единством, пронизывающим Вселенную и управляющим ею своею мыслью. Его великий ученик Парменид Элейский (540-470 до н.э.) утверждал, что истинно только неподвижное неизменное бытие (алетейя – истина), а множественное и изменчивое – это иллюзия (докса – мнение, знание понаслышке).

Здесь своё яркое проявлениенашла идея тождества бытия и мышления. Согласно элеатам, «существующее существует, несуществующее не существует». Т.е. существует только бытие, небытия нет. Движения нет, есть только покой.

Ученик Парменида Зенон из Элеи (489-430 до н.э.) защищал этот идеализм от тех, кто утверждал, что существует множественность и движение. Зенон - первый философ, который сознательно использовал закон непротиворечия3, чтобы спорить со своими оппонентами. Он создаёт систему безвыходных положений – апорий, - которые заводят в тупик наш разум при попытке осмыслить немыслимое. Апории: «Дихотомия», «Стадион», «Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха».

Гераклит

Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), наоборот, доказывал, что всё постоянно меняется. Для него субстанциальным началом мира стал вечно живой огнь. Из огня всё выходит и в огонь погружается. Поэтому всё находится в постоянном движении (становлении), а покой - это иллюзия. Тем не менее, этот постоянный поток структурирован законом: Логос структурирует человеческую душу и постоянно меняющуюся Вселенную. Реальность подобна потоку огня в постоянном движении. Вы не можете войти в одну и ту же реку дважды, потому что на вас каждый раз текут новые воды.

Философы-примирители

Эмпедокл из Агригента (ок.490-ок.430 до н.э.) выступил примирителем противоположенных концепций абсолютного монизма Элеатов и духовного динамизма Гераклита, соединив в своих учениях как материальные простые элементы, так и духовные подвижные начала. Он утверждал, что мир состоит из различных комбинаций четырёх основных элементов: воды, земли, воздуха и огня. В центре Вселенной находятся две силы: притяжение и отталкивание, называемые
любовью и ненавистью, которые находятся в постоянном раздоре. Когда любовь преобладает, всё стремится к единению. Когда преобладает ненависть, все вещи распадаются, индивидуализируются. Ведётся вечная космологическая битва, так что, как кажется, один побеждает, другой переживает возрождение.

Анаксагор из Клазомен (500-428 до н.э.) также поддерживал существование принципа упорядочения, а также материальной субстанции и, рассматривая его как бесконечное множество нетленных первичных элементов, качественно различимых, он понимал божественный разум (или ум). Разум, или Ум (Нус), - причина всего движения. Нус - материальная (воздушная) субстанция, но она самая чистая и разреженная из вещей, и обладающая властью над всем остальным. Разум богоподобен, однороден, всемогущ и всеведущ и упорядочивает все явления. Эти размышления о разуме увели в дальнейшем Сократа от размышлений о физическом мире и направили к изучению человеческого существования.

Школа атомистов

Такие материалисты, как Левкипп (род. 450) и его более известный ученик Демокрит (460-370 до н.э.) учили, что конечными составляющими мира являются атомы (от греческого «неделимые»). Атомы простые, неделимые, внутренне плотные, однородные частицы, которые постоянно находятся в движении в пустоте пространства. Атомы мчатся в пустоте по прямолинейным траекториям. Атомы не могут самопроизвольно отклонится от прямой. Атомы различных типов не сводимы друг к другу. Душа человека тоже состоит из атомов. Атомистам удалось, с одной стороны, сохранить неизменную природу вещества, с другой - допустить множественность таких веществ. Демокрит сторонник детерминизма (жёсткой необходимости), по его мнению, случайности нет.

Материалисты были гедонистами, которые верили, что единственное, что хорошо - это удовольствие, и единственное, что плохо - это боль. Они не верили ни в богов, ни в безнравственность.

Другие

Последним из досократических натурфилософов был Диоген Аполлонийский из Фракии (род. 460 до н.э.). Он был философом-эклектиком, который принял многие принципы милетской школы, особенно принцип единственной материальной субстанции, который он назвал воздухом. Он объяснил естественные процессы применительно к процессам разрежения и конденсации этого первовещества. Он также принял космическую мысль Анаксагора.



Подводя итог, можно сказать следующее. Первыми философами были греки, жившие в 6-7 веках до н.э. у берегов Малой Азии. Они искали натуралистический и единый ответ на космологические вопросы: Что такое реальность? Каково объяснение мира? Есть ли одна фундаментальная субстанция, лежащая в основе реальности или много? Пифагор изложил теорию числового мистицизма, в которой математика приобрела духовный и космический смысл. Элеаты утверждали основы монизма, что реальность едина и что всё неизменно, включая время. Гераклит отверг идею единого бытия или неизменных субстанций, заявив, что всё в процессе живого огня. Плюрализм атомистов (атомистический материализм) примирил как монизм элеатов, так и теорию постоянного движения Гераклита, и стал предшественником современной теории атомной физики. Анаксагор попытался синтезировать работу своих предшественников, утверждая, что существует единство бытия, в котором всё есть часть всего остального, а Богоподобный разум, Нус, управляет Вселенной.


3. Классическая древнегреческая философия


Школа софистов. Протагор. Горгий. Риторика. Конвенция. Атеизм. Сократ. Этика. Диалектика. Диалог. Добродетель как знание. Платон. Теория эйдосов. Учение о душе. Знание как припоминание. Учение об идеальном государстве. Аристотель. Метафизика. Конечная цель. Учение о материи и форме. Представления о справедливом государстве. Сократические (или Сократовские) школы. Мегарская школа. Элидо-эретрийская школа. Киники. Киренаики.
Школа софистов

В V веке в Афинах возникла новая профессия - софистика, а её представителей называли софистами. Они процветали в результате исторической необходимости, как для греческого образования, так и для решения гражданских споров. В число видных софистов входят Протагор (490-420 до н.э.) из Абдер во Фракии, Горгий (487-376 до н.э.) из Леонтин на Сицилии, Гиппиус (485-415 до н.э.) из Алиса в Пелопоннесе и Продик (465-390 до н.э.) с острова Цеос.

Софисты были светскими релятивистами, циничными в отношении религиозных и идеалистических ценностей, стремились к материальному и политическому успеху в демократическом обществе. Их инструментом в убеждении людей были риторика и ораторство. Они отвергли поиски досократических философов как бесполезные спекуляции. Среди общих особенностей софистов указывают следующее:

  • В центре внимания софистов был человек. Протагор: «Человек мера всех вещей…».

  • Софисты были секуляристами - агностиками или атеистами по религии, циничными по отношению к религии как механизму социального контроля. Боги изобретены, чтобы функционировать как невидимая, всевидящая полицейская сила.

  • Софисты разработали искусство риторики, процесс использования языка для убеждения. Они стремились выиграть дебаты, а не найти истину. Аристотель назвал их риторику «грязной борьбой в споре».

  • Софисты превратили образование в бизнес. Они были первыми учителями, которые получали оплату за свои услуги, взимая плату за обучение «мудрости» и «добродетели».

  • Софисты были прагматиками. Истина - это то, что выгодно. Т.е. истина субъективна, следовательно, всё истинно.

  • Софисты считали, что эгоизм был естественным и правильным.

  • Софисты были релятивистами, утверждая, что каждый человек обладает своей собственной мерой истины.

Софисты бросили вызов традиционным ценностям и нравам древнегреческого общества. Они подорвали религию и мифы. Они утверждали, что государство основано на власти, соглашениях и обычаях, а не на абсолютной неизменной истине.


Сократ

Резкий поворот происходит в философском исследовании под влиянием Сократа (470-339 до н.э.). Он отвергал цинизм и прагматизм софистов, так же, как и космологические искания. Как сказал Цицерон, «Сократ первый свёл философию с неба, поселил в городах, ввёл в дома и заставил рассуждать о жизни и нравах, о добре и зле»4. Сократ родился в Афинах. Его отец был каменщиком, а мать – повивальной бабкой. Он провел свою юность, изучая философию природы под опёкой Архелая, ученика Анаксагора. Однако, он отказался от следования натурфилософии. Возможно, он был подстегнут к новым поискам софистами или стремлением возразить им.

Интересна практическая философия Сократа в отношении этики. Сам Сократ был необычайно хорошим человеком, скромным, мудрым, самоуправляемым, мужественным, честным и обеспокоенным благополучием других. Этика или моральная философия Сократа имела следующие отличительные черты:

  • Внимание к вопросам человека.

  • Уход за душой - это главное, что имеет значение. Какая польза от того, чтобы обрести весь мир и потерять свою душу? Какая польза от того, чтобы жить в идеальном обществе, если я не вижу никакой ценности в самой жизни или в моей жизни?

  • Самопознание является предпосылкой для хорошей жизни. Неизученная жизнь не стоит жизни. «Я знаю, что я не знаю» и «Познай самого себя» - говорил Сократ.

  • Добродетель - это знание. Нет слабости воли в поступках, есть незнание. Зло - это невежество. Знание доброго ведёт к добрым поступкам. Постигнутое знание формулируется в понятии. Для поиска истинных понятий Сократ вёл свои знаменитые диалоги, основанные на диалектике и иронии.

  • Вы не можете нанести вред хорошему человеку, - пытаясь навредить другому, вы нанесёте вред себе. Доброе хорошо для вас, и плохое тоже плохо для вас.

  • Автономия этики: Сократ считает, что Бог выбирает этику, потому что она есть добро.

Этика Сократа не имеет выхода за пределы реальной жизни (боги и загробная жизнь не включаются в оправдание морали). Добродетельность и этичность связаны с правильным функционированием души и могут быть постигнуты только разумом.

Сократ оказался неугоден богатым и влиятельным гражданам и был казнён под предлогом за якобы развращение афинской молодежи и за неверие в богов города. Однако это философское мученичество сделало Сократа ещё более великой фигурой. Сократ трудов не писал, мы знаем о нём из диалогов Платона и трудов его других учеников.