Файл: Общая характеристика социальных пенсий в системе пенсионного обеспечения рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РФ

1.1 Понятие социальных пенсий и их особенности

1.2 Правовое регулирование социальных пенсий в Российской Федерации

1.3. Понятие «нетрудоспособность» в праве социального обеспечения

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЕНСИЙ НЕТРУДОСПОСОБНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Социальная пенсия по возрасту

2.2. Социальная пенсия по инвалидности

2.3. Социальная пенсия по случаю потери кормильца

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена тем, что объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Система пенсионного обеспечения в России представлена разными видами пенсионного обеспечения, в числе которых и социальная пенсия, которая назначается самой незащищённой категории граждан – гражданам, не способным, к трудовой деятельности, по причине инвалидности либо в силу преклонного. Всё это и определяет актуальность темы курсовой работы.

Целью данного является проведение комплексного исследования проблем обеспечения социальными пенсиями граждан в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Раскрыть сущность и содержание пенсии и изучить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения в России по социальным пенсиям;

2) Определить место в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации и рассмотреть отдельные виды пенсий, назначаемых нетрудоспособным гражданам;

4) Определить основные направления развития пенсионной системы России, в том числе по выплатам социальных пенсий.

Объектом исследования является социальные пенсии нетрудоспособным категориям граждан. Предметом исследования выступают место и роль социальных пенсий в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации, порядок назначения и выплаты социальных пенсии.

Структура работы. Работа состоит из трех глав. В первой главе освещается сущность и содержание пенсий, проводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы её назначения в РФ. Вторая глава посвящена рассмотрению видов пенсий, назначаемых нетрудоспособным категориям граждан. В третьей главе рассматриваются вопросы дальнейшего развития пенсионной системы Российской Федерации в краткосрочной перспективе, в том числе по вопросам социальных пенсий.



ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РФ


    1. Понятие социальных пенсий и их особенности


Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсия, представляет собой регулярную и, как правило, пожизненную денежную выплату нетрудоспособным гражданам со стороны государства либо других субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемую в закрепленных законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Пенсия является формой социальной защиты населения.1

Социальное обеспечение, являясь особым социальным институтом государства, представляет собой гарантию достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.

В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудо­вого стажа.2

Социальные пенсии назначаются без требования к трудовому стажу и выплачиваются в полной сумме без учета размера заработной платы. Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, либо вместо трудовой пенсии.




    1. Правовое регулирование социальных пенсий в Российской Федерации


Правовое регулирование социальных пенсий в России, основания возникновения права на пенсионное обеспечение и порядок его назначения устанавливается Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». Правовое регулирование вопросов государственного пенсионного обеспечения осуществляется согласно Конституции РФ. Так, в статье 7 Конституции установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.3 В статье 1 Федерального закона 4 закреплено, что в предусмотренных случаях Правительство РФ устанавливает порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан. К таковым случаям (имеющим отношение к теме курсового исследования), в частности, относятся:5

1) Установление органов, осуществляющих назначение, перерасчет размера, выплату и организацию доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);

2) Утверждение Перечня документов, необходимых для назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Постановление Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 г. «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);

3) Утверждение Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Постановление Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);


4) Утверждение Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Постановление ПФ РФ № 15п, Минтруда РФ № 18 от 16.02.2004 г. «Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Таким образом, необходимо выделить следующее. Социальные пенсии являются пенсиями по государственному социальному обеспечению. В отличии от трудовых пенсий, пенсии по социальные пенсии выплачиваются за счёт средств Федерального бюджета. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, в том числе, по каким-либо причинам не имеющим права на пенсию в связи с трудовой и другой общественно полезной деятельностью (к примеру, детям-инвалидам). Вопросы пенсионного обеспечения по социальным пенсиям в России регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также постановлениями Правительства РФ, Министерства труда и Пенсионного Фонда РФ, а также другими подзаконными актами, которые приняты в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ.

1.3. Понятие «нетрудоспособность» в праве социального обеспечения
Понятие «нетрудоспособность» довольно нечасто становится предметом научных исследований, хотя вопрос о том, как оно излагается в теории права социального обеспечения в современное время является весьма актуальным. Система социального обеспечения в России предусматривает, что ни один нетрудоспособный член общества не может быть оставлен без помощи государства, т.е. без средств к существованию. В каждом обществе, в силу разных жизненных обстоятельств, появляются лица, имеющие ограниченные возможности для реализации своих конституционных прав и свобод. Ими являются и нетрудоспособные лица, в том числе инвалиды, при причинении вреда здоровью, препятствующему продолжению им трудовой деятельности. В связи с нетрудоспособностью и наступлением неблагоприятных последствий для жизни лица законодательством на основании Конституции РФ предусмотрены различные виды социального обеспечения. Так, в ст. 39 Конституции РФ закреплены гарантии и разные основания наступления права на социальное обеспечение: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, наличие малолетних детей, иные случаи, установленные законом. Большая часть причин нетрудоспособности влечет за собой необходимость получения не только медицинской помощи, но и материальной, в связи с утратой заработка. «Случаи», указанные в Конституции РФ, связанные с жизнью и (или здоровьем) человека в законодательстве именуются «социальными рисками», позволяющими в дальнейшем вести речь о страховых случаях (ст.39 Конституции РФ).


Вопрос о нетрудоспособности и ее значении в праве социального обеспечения будет раскрыт в порядке постановки проблемы с целью более точного применения понятия во всех отраслях права.

Четко закрепленного и прописанного определения понятия «нетрудоспособности» в законодательстве не существует. В науке права социального обеспечения оно также не выработано. Это и создает трудности для правоприменителей. Подходы законодателя при признании лица нетрудоспособным и правовые последствия при предоставлении материальных и нематериальных видов обеспечения отличаются.

Различный подход законодателя к понятию «нетрудоспособность», кругу лиц, признаваемых таковыми, закрепления в федеральных законах и подзаконных актах предопределяет возникновение проблем на практике при установлении права на тот или иной вид обеспечения по всем законам о социальном обеспечении. Даже пенсионное законодательство, довольно нескладное и трудное, неоднозначно подходит к определению лиц, являющихся нетрудоспособными и имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, пенсию по инвалидности или при определении уровня обеспечения. Так, в пп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (далее – Закон № 166-ФЗ) при определении граждан, имеющих право на пенсию, указываются именно нетрудоспособные. Из п. 6 ст. 5 этого же закона вытекает, что эти граждане имеют право на социальную пенсию. Исходя из смысла этого закона, социальную пенсию имеют право получать лица, не имеющие трудового, и, прежде всего, в настоящее время, страхового стажа и заработка. Означает ли это, что законодатель суживает данное понятие, указывая на возможность получения только социальных пенсий нетрудоспособными лицами, хотя эти же виды пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) имеют право получать при наступлении определенных условий (стаж, возраст) те, кто ранее трудился и по другим федеральным законам. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ) устанавливает правовые последствия в виде страховых выплат в связи признанием лица нетрудоспособным по состоянию здоровья.

В государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2022-2023 гг. также определены разные виды поддержки гражданам, в том числе имеющим статус нетрудоспособного лица. Нетрудоспособность в ней определяется, как правило, в широком смысле этого слова, иногда независимо от фактического состояния здоровья лица.