Файл: Общая характеристика социальных пенсий в системе пенсионного обеспечения рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, и иное законодательство определяет разные правовые последствия в связи с установлением факта нетрудоспособности и признания лица таковым. Так, одни последствия предусмотрены для работников при применении норм трудового законодательства (ст. ст. 179, 183 ТК РФ), другие – при применении норм жилищного законодательства (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ), иные последствия предусмотрены семейным законодательством (ч. 1 ст. 85 СК РФ). Анализ норм действующих законов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, позволяет сделать вывод о том, что понятие «нетрудоспособность» неоднозначное, оно трансформируется в зависимости от того, норма какого закона применяется и устанавливает право на тот или иной вид социального обеспечения, в каком контексте оно употребляется.

Как правилонетрудоспособность рассматривается как определенное состояние человеческого организма (болезнь, бытовая травма, трудовое увечье). Причины признания лица нетрудоспособным и определение правовых последствий для него важны как с точки зрения применения норм социального обеспечения о предоставлении ему выплат (пособий, пенсии по инвалидности), так и норм трудового законодательства – признания причины отсутствия на работе уважительной, материальной ответственности работодателя при получении травмы на работе. Отдельные нормы устанавливают право на разные виды социального обеспечения и в том случае, когда лицо фактически здоровое, не имеющее ограничений к выполнению той или иной работы по состоянию здоровья, на основании закона признается нетрудоспособным. Это позволяет в праве социального обеспечения вести речь о признании его нетрудоспособным не только при определенном состоянии человеческого организма, препятствующим применению им своей рабочей силы, но и невозможности участия в трудовой деятельности в той или иной форме по тем или иным причинам общественного (социального) характера. Эти причины связаны с необходимостью ухода за малолетними детьми, в том числе за детьми до полутора лет, детьми до 14 лет, больными членами семьи, инвалидами первой группы или лицами, достигшими 80-летнего возраста и т.д. Кроме этого, признается лицо нетрудоспособным и в связи с не достижением возраста, позволяющего признать его субъектом трудового права или достижением им пенсионного возраста и т.д.

В связи с этим, можно отметить, что учеными выделяется «широкий» и «узкий» подходы к определению понятия «нетрудоспособность». В узком смысле «нетрудоспособность» можно разделить на полную или частичную, временную или постоянную. Признаки, критерии «нетрудоспособности» в узком смысле, т.е. по состоянию здоровья, можно ввести в легальное определение понятия. Подход к оценке здоровья и определения этого понятия различны. Так, Т.И. Акулина, С.М. Ковалевский указывают на известное определение здоровья, закрепленное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В научной литературе рассматривается «статус здоровья» и дается ему характеристика как интегрального понятия, обозначающего нечто большее, чем просто наличие или отсутствие каких-либо заболеваний. Далее отмечается, что в России в качестве русского перевода понятия «health status» обычно используется не буквальный его перевод – «статус здоровья», а перевод «состояние здоровья».


В широком смысле – фактически трудоспособное лицо, признается «нетрудоспособным» в силу конкретного закона, регулирующего обеспечение или пособием, компенсацией, или пенсией по случаю потери кормильца и т.д. Данное лицо включается в перечень «нетрудоспособных» в связи с тем, что оно по причинам общественного (социального) характера, названных выше, не занимается трудовой деятельностью, не имеет заработок, доход или признается таковым в зависимости от вида пенсии и статуса по достижению определенного возраста, указанного в законе.

Законодательство об обеспечении пенсиями, пособиями (по временной нетрудоспособности), компенсациями устанавливает различные правовые последствия признания лица нетрудоспособным также в зависимости от того в узком или широком смысле употребляется это понятие. Самое широкое понятие «нетрудоспособности» в пенсионном законодательстве раскрывается в нормах, устанавливающих право на пенсию по случаю потери кормильца. Так, анализ п. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, п. 3 ст. 8 Закона № 166-ФЗ, других норм законов, регулирующих пенсионное обеспечение, позволил сделать вывод о том, что в круг лиц, имеющих право на данный вид пенсии, включаются трудоспособные, но не работающие лица, в связи с их уходом за детьми, сестрами, братьями, внуками до 14 лет при условии отсутствия у этих детей родителей. Указание на то, что они признаются нетрудоспособными дано в качестве лишь перечисления лиц, но четкой формулировки определения, например, в статьях о понятиях, применяемых в целях настоящих законов, нет.

Глава 2. ВИДЫ ПЕНСИЙ НЕТРУДОСПОСОБНЫМ КАТЕГОРИЯМ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Социальная пенсия по возрасту
Право на социальную пенсию по старости предоставляется исключительно лицам, которые постоянно проживают на территории России. Лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ, социальная пенсия не назначается, социальная пенсия, которая была назначена, в период постоянного проживания после выезда не выплачивается.

Согласно ст. 11 ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам социальная пенсия назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию.

В соответствии со ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" социальная пенсия по возрасту устанавливается нетрудоспособным гражданам, которые постоянно проживают на территории России, и достигли возрасти возраста 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины). Лица, из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 50 и 55 лет).

6

Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у ее получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Тем не менее, для граждан которые проживают в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, физиологических и материальных затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, размер пенсии возрастает на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в данных местностях (районах). При переезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии устанавливается без учета районного коэффициента.

Размер социальной пенсии по старости исчисляется с учетом темпов роста инфляции в порядке, определенном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ"). Следовательно, социальная пенсия по возрасту назначаемая пожилым гражданам, не выплачивается во время выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.


2.2. Социальная пенсия по инвалидности
Признание гражданина инвалидом и определение иных юридических фактов, осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, который предусмотрен ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

На современном этапе при признании гражданина инвалидом применяются Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (ранее применялось Положение о признании лица инвалидом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965), в том числе с учетом изменений, внесенных в Постановление N 95 Постановлениями Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 247 и от 30 декабря 2009 г. N 1121.

Согласно ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.7

При этом ограничение жизнедеятельности, представляет собой отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.


Согласно ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по другим определенным ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" основаниям.

Таким образом, трудовая пенсия не может назначаться, если у инвалида полностью отсутствует трудовой стаж, а также при условии наступления инвалидности вследствие совершения самим инвалидом умышленного уголовного наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба собственному здоровью, что определено в судебном порядке (ст. 8 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ").

Если у этого лица есть пенсионные накопления, учетные в специальной части его индификационного лицевого счета, то накопительная часть трудовой пенсии назначается инвалиду к социальной пенсии.8 Однако, не ранее достижения им общего пенсионного возраста, определенного п. 3 и 4 ст. 10 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ", за исключением инвалидов детства, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, получающие накопительную часть независимо от возраста:

- лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов) - не ранее: женщинам по достижении возраста 40 лет, мужчинам по достижении возраста 45 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

-диспропорциональных карликов и инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, - не ранее: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, в случае наличия страхового стажа соответственно не менее 15 и 10 лет (ст. 37 ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации").

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, определенного стойким расстройством функций организма, появившегося в результате заболеваний, последствий дефектов либо травм, гражданину, который признан инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". При установлении гражданину группы инвалидности в это же время в соответствии с критериями и классификациями, предусмотренными пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, либо I степень ограничения) либо группа инвалидности определяется без ограничения способности к трудовой деятельности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.


Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) определяется на тот же срок, что и группа инвалидности.9

Категория "ребенок-инвалид" присваивается на 1 либо 2 года или до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Без определения срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями систем организма и функций органов.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности прописывается трудовое увечье, общее заболевание, инвалидность с детства вследствие ранения (увечья, контузии), инвалидность с детства, профессиональное заболевание, военное заболевание, травма, полученная во время военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, определенное законодательством РФ.10

При отсутствии документов, который подтверждают факт трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы либо иных предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, которые являются причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности заменяется со дня представления данных документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

При этом вышеперечисленные размеры пенсий, для граждан, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных физиологических и материальных затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, возрастают на соответствующий районный коэффициент, определяемый Правительством РФ в зависимости от местности (района) проживания, на весь срок проживания указанных граждан в данных местностях (районах). При выезде граждан из данных местностей (районов) на новое постоянное место жительства размер пенсии устанавливается без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ").