Файл: Практическая работа 2 по дисциплине основы управления выполнила пиховкина анастасия группа юс122. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ»

ВЫПОЛНИЛА ПИХОВКИНА АНАСТАСИЯ

ГРУППА ЮС-122.2
ЗАДАНИЕ №1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1.В настоящее время в правовой науке большое внимание уделяется вопросам, касающимся понятия государственное управление. Связано это с тем, что существует множество подходов к изучению данного аспекта в теории, однако с другой стороны правоприменительная практика сталкивается с проблемой отсутствия рассматриваемого понятия, хотя в названиях различных документов эта категория начала встречаться достаточно часто (ст. 216 Трудового Кодекса РФ1, ст. 5 Кодекса торгового мореплавания РФ2). Но стоит отметить, что единого определения изучаемого термина до сих пор выработано не было.

Ю.М. Козлов пишет, что государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.
Г.В. Атаманчук указывает, что государственное управление есть организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, сохранения или преобразования, опирающегося на его властную силу.
Ю.Н. Старилов говорил о возможности рассматривать государственное управление в узком и широком смысле. В узком смысле это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных и исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В широком смысле государственное управление – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность представительных органов, судов, прокуратуры.
Анализ различных подходов к раскрытию понятия государственного управления дает возможность разделить их на три группы. В первой группе государственное управление рассматривается как совокупность исполнительно-распорядительных функций государства.
Второй подход основывается на том, что государственное управление осуществляется всеми органами государственной власти: исполнительной, законодательной, судебной. Данный подход характеризует государственное управление как организующее, направляющее и регулирующее воздействие всех государственных органов на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, опирающееся на государственные властные функции.

Третий подход объединяет в себе первый и второй подходы и предлагает два понимания государственного управления: в узком смысле – как деятельность исполнительных органов государственной власти и широком – как упорядоченная деятельность всех органов государственной власти.
На основании вышеизложенных подходов следует заметить, что ограничение государственного управления лишь деятельностью органов исполнительной власти по реализации норм законодательства вряд ли можно считать оправданным. И законодательная, и судебная власть реализуют функции управления, поскольку и та, и другая существуют для упорядочивания внутренней системы, которой является государство. Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Система органов исполнительной власти не может функционировать при отсутствии законодательной базы. Ведь деятельность исполнительных органов основана на реализации правовых норм, при их отсутствии возникает вопрос о целесообразности функционирования этой ветви власти. Деятельность судебных органов направлена на разрешение внутрисистемных противоречий, в данном случае можно говорить о властном воздействии субъекта управления на объекты управления с целью согласования их воли и устранения противоречий. Функционируя совместно, все три ветви государственной власти образуют единый, целостный аппарат, реализующий государственное управление в полном объеме.
Проанализировав существующие определения и подходы, представляется возможным сформулировать следующее понятие государственного управления: это осуществляемое на основе законов и иных нормативных актов целенаправленное воздействие государственных органов на общественные отношения, для их упорядочения, преобразования и изменения в соответствии с целями государственной политики. Также предполагается целесообразным внести в действующее Российское законодательство термин государственное управление, с учетом рассмотренных научных подходов и формулировок.

2. Местное самоуправление — важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

Понятие «местное самоуправление» рассматривается с различных позиций и трактуется в разных смыслах: в социально-философском — как вид социальной самоорганизации; в политико-правовом — как форма народовластия и способ решения гражданами вопросов местного значения; с функциональной точки зрения — как род профессиональной деятельности — управление. В то же время местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который в сочетании с принципом ее разделения, определяет систему управления демократического правового государства.


В отечественной и зарубежной литературе до настоящего времени нет единого понимания местного самоуправления. В определении природы, сущности и основных характеристик данного явления следует обратиться к первоосновам понятия «местное самоуправление».

Существуют разные виды самоуправления, выделяемые в зависимости от того, кто, где, как и чем управляет. Самоуправление как способ, основанный на совместном решении людьми их общественных дел, присущ человеческому обществу со времен первобытно-общинного строя. Как социальный институт оно имело место даже в условиях абсолютной монархии XV—XVI вв. Так, черные волости, в отличие от поместных и вотчинных земель, управлявшихся приказчиками, ключниками, посельскими, «составляли самостоятельные общины и пользовались полным самоуправлением». Интересно отметить, что в начале XIII в. в России выходил даже специальный еженедельный журнал «Самоуправление», являвшийся фактом городского, сельского, земского и областного общественного управления.

Институт самоуправления применяется за рубежом, в том числе в развитых странах. Самоуправление трактуется как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в компании. При этом демократизация общества не исключает самоуправления его частей, где в качестве каждой части может рассматриваться объект любого территориального деления. Ибо демократия — это, прежде всего и главным образом, есть контроль общества за властью, тогда как управление, а вместе с тем и самоуправление предполагает выполнение и других функций. Но в этом смысле местное самоуправление включает в состав своих функций как минимум контроль действий администрации.

Любая сложная система предполагает, уже в силу своего иерархического строения, наличие самоуправления: ее подсистемы испытывают на себе не только внешние управляющие воздействия, но и, в меру своей самостоятельности (автономии) или независимости от центра, вырабатывают сами определенные меры — внутренние воздействия.

Появление термина «местное самоуправление» относят к концу XVII в. После Английской буржуазной революции он отражал, прежде всего, состояние общества, которое управлялось с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников30. Понятие «самоуправление» в Англии трактуется как особенность организации английской внутренней государственной власти.


При характеристике местного самоуправления используются различные понятия. Так, понятие «муниципалитет» происходит от латинского municipium (munis — тяжесть, тягота, бремя и capio или pecipio — беру, принимаю, что означает взять бремя на себя; управлять делами самостоятельно).

Не случайно, что термин «самоуправление» понимают по-разному в различных странах. В работах немецких ученых оно встречается как selbstverwaltung, иногда его заменяют английским slfgovernment, но чаще всего в английской и американской литературе используется термин local government, что означает местное самоуправление. Любопытно, что во Франции соответствующего термина не существует вообще, и он заменен там понятиями «децентрализация», или «муниципальная власть» (pouvoir municipal). Можно сказать, что во французской литературе применяется ряд понятий: les libertes locales, или местные свободы, выражение la decentralisation administrative — административная децентрализация и pouvoir local, означающее собственно местное самоуправление, хотя дословный перевод означает локальную или местную власть, но способы формирования этой власти населением на муниципальных выборах, а также функции, ею выполняемые, позволяют в известной степени рассматривать понятие pouvoir local и «местное самоуправление» как тождественные, однако это не означает, что между ними не существует различий.

В европейской литературе наиболее распространенным определением термина «самоуправление» является определение Г. Еллинека: «Самоуправление— это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».

В российской истории понимания термина «местное самоуправление» в первую очередь следует упомянуть таких исследователей данного явления, как А.И. Васильчиков, Н.И. Лазаревский, М.А. Курчинский. В России сам термин «местное самоуправление» был введен в оборот в 1785 г.. Во второй половине XIX в. к местному самоуправлению относилось земское и городское самоуправление. В этот же разряд входило самоуправление национальных окраин. С точки зрения содержания, местным самоуправлением признавалась коллективная деятельность общины по решению вопросов локального значения. Так, М.А. Курчинский полагал, что «самоуправление на местах представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом».

А.И. Васильчиков дает несколько определений понятия «местное самоуправление». По его мнению, «самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества; это участие в известном размере допускается во всех государственных организациях, и при самых централизованных формах правления. Местным жителям предоставляется все-таки весьма обширный и многосложный круг действий, преимущественно по тем предметам ведомства, которые могли бы обременить центральную администрацию чрезмерными расходами и заботами управления». По мнению А.И. Васильчикова, «самоуправление представляет собой систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления с соответствующими правами». Уточняя определение понятия «местное самоуправление», он отмечает, что «полное понятие о местном самоуправлении у тех народов, где оно
действительно существует, сложилось из трех простых и непосредственных действий: раскладки податей, расходования земских сборов, о местном судах и расправе».

А.И. Васильчиков рассматривает местное самоуправление как один из видов управления. «Самоуправлением, — пишет он, — называется такой порядок управления, при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями — земскими обывателями».

Н.И. Лазаревский утверждал, что «самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением».

Наиболее известные в настоящее время зарубежные теоретики местного самоуправления И. Редлих и П. Ашлей определяют местное самоуправление как осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву (common law).

В Словаре русского языка СИ. Ожегова под понятием «управлять» понимается «направлять ход, движение; руководить действиями»; «самоуправление» же — «право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, автономии».

Большая советская энциклопедия в качестве основного признака самоуправления выделяет принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне.

3. В теории государственного управления сложились три основных подхода к формулированию основных ценностей государственного управления :
• правовой подход;

• политический подход;

• управленческий подход.

Согласно правовому подходу ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права (наличие справедливых законов, подчиненность власти только праву, действенная защита прав человека), защиты прав граждан (равенство и недискриминация - равный подход ко всем гражданам).
Согласно политическому подходу в качестве ценности государственного управления выступает максимально лучшее воплощение воли народа, а именно: участие, оперативность, ориентация на консенсус. Под ценностью «участие» понимается участие граждан в процессе принятия государственных решений, как непосредственно, так и через общественные институты, включая институты гражданского общества. Под ценностью «оперативность» понимается быстрота реагирования власти на запросы общества. Под ценностью «ориентация на консенсус» понимается использование механизмов посредничества и иные способы для достижения общего согласия при принятии решений в интересах всех членов общества.