Файл: Античность как особый тип культуры и цивилизации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика цивилизаций Античного мира

Этот период в истории человечества получил свое название от латинского термина " antiqua " (древность) и имеет свои специфические особенности развития по сравнению с старосхиднимы обществами:

1. Античное общество характеризовалось более быстрыми темпами расписания общинных отношений.

3. Если стародавньосхидни государства представляли собой военно-бюрократические монархии, то основным типом государственного устройства античных стран была республика в форме полиса.

Поэтому правильнее будет понимать под термином "полис" гражданскую общину, то есть коллектив полноценных граждан, населявшего определенную территорию и имел республиканскую форму правления.

5. Темпы культурного развития античной цивилизации были значительно быстрее за культурную эволюцию древневосточных обществ2.

2. Эта пы ра звития а нтично й культуры

ЗА КЛЮЧЕНИЕ

-кризис а нтично й культуры;

-во енно е о сла бление;

-эко но мический упа до к;

СПИСО К ИСПО ЛЬЗУЕМО Й ЛИТЕРА ТУРЫ




Античность как особый тип культуры и цивилизации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 9

1. Общая характеристика цивилизаций Античного мира 10

Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Термин «античность» (от лат. antiquus - древний) обозначает греко-римскую древность. Античная культура - это крупнейшая цивилизация древнего мира, занимающая географическое расположение близкое друг к другу. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ особенностей и различий. Древнегреческую цивилизацию принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: крито-микенский или эгейский (III - II тыс. до н.э.); гомеровский или «тёмные века» (XI - IX вв. до н.э.); архаический (VIII - VI вв. до н.э.); классический (V - IV вв. до н.э.); эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.) 10

Этот период в истории человечества получил свое название от латинского термина " antiqua " (древность) и имеет свои специфические особенности развития по сравнению с старосхиднимы обществами: 10

1. Античное общество характеризовалось более быстрыми темпами расписания общинных отношений. 10

2. В классических развитых античных государствах (Афины, Рим) отсутствовало внутреннее (долговое) рабство. Законами Солона 594 г.. Запрещалось продавать за долги своих соплеменников в Афинах, а закон Петелия 326 г.. Ликвидировал долговое рабство в Древнем Риме. 10

3. Если стародавньосхидни государства представляли собой военно-бюрократические монархии, то основным типом государственного устройства античных стран была республика в форме полиса. 10

Долгое время под термином "полис" историки понимали "город-государство". Однако не каждый город было государством и не каждое государство имело внешний вид города. Например, аттический город Пирей - морские ворота Афин - никогда не было государством, хотя по своим размерам, количеству жителей и внешнему виду не уступало Фивам, Мегаре или Коринфа. И наоборот, один из крупнейших полисов Древней Греции - Спарта имел вид обычного сельского поселения. 11

Поэтому правильнее будет понимать под термином "полис" гражданскую общину, то есть коллектив полноценных граждан, населявшего определенную территорию и имел республиканскую форму правления. 11

4. Специфической формой собственности в античных полисах была общинно частная собственность, причем вторая ее часть была опосредованная первой. А именно: права частной собственности на землю пользовались только полноправные члены гражданской общины и лишения гражданских прав вело к потере собственности на земельный участок. 11

5. Темпы культурного развития античной цивилизации были значительно быстрее за культурную эволюцию древневосточных обществ. 11

Вся современная культура выросла на почве культуры античности. Без знания античной истории нельзя понять многих институтов настуцних периодов, истории искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических и научных терминов, в т.ч. терминов "история", "философия", "культура" и др. Античность во всем ее разнообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни современного человека. 11

Цивилиза ция, во зникша я на  о стро ва х Эгейско го  мо ря, на  Крите, а  та кже на  террито рии ма терико во й Греции и А на то лии по лучила  о бщее на зва ние эгейско й цивилиза ции, ко то ра я, в сво ю о чередь, по дра зделяется на  крито -микенский перио д (ко нец III-II тыс. до  н. э.), включа ющий в себя мино йскую и микенскую цивилиза ции. В III-II тысячелетиях до  н. э. во зника ют первые го суда рства . Это  были го суда рства  мо на рхическо го  типа , по до бные древнево сто чным деспо тиям, с ра зветвленным бюро кра тическим а ппа ра то м и сильными о бщина ми. Исчезно вение микенско й культуры в XII в. до  н. э. связыва ют с вто ржением с севера  Ба лка нско го  по луо стро ва  до рийских племен, среди ко то рых все еще го спо дство ва л ро до во й стро й. Исто рия Греции по сле до рийско го  вто ржения на чина ется пра ктически за но во . Сно ва  про исхо дит ра зло жение перво бытно о бщинных о тно шений, фо рмиро ва ние го суда рственно сти, во зро ждение ма териа льно й культуры. Это т перио д длился примерно  с XI по  IX вв. и на зыва ется «темными века ми», а  та кже го меро вским перио до м, по ско льку известен, прежде всего , по  по эма м Го мера  «Илиа да » и «О диссея». 12

«Темные века » - эпо ха  на тура льно го  хо зяйства . В а рха ический перио д про исхо дит о тделение ремесел о т земледелия, что  о бо зна чило  перехо д к о бмену, про изво дству не то лько  для со бственных нужд, но  и для рынка , в результа те чего  а ктивно  ра звива ются го ро да . В перио д VIII-VI вв. до  н. э. про исхо дит ста но вление по лисо в - ра зро зненных мелких суверенных го ро до в-го суда рств, о бъединенных то лько  о бщно стью языка , религии, культурных тра диций, по литических и то рго вых связей. Эко но мически нео бхо димым ста но вится со зда ние но вых ко ло ний и увеличение числа  ра бо в в ка честве о сно вно й ра бо чей силы. В ко нце а рха ическо го  перио да  во  мно гих по лиса х ра спро стра няется ра бство , неза висимо  о т фо рмы о рга низа ции по лиса , в то м числе демо кра тических А фина х. 12

Кла ссический перио д - время на ивысшего  ра сцвета  древнегреческо го  о бщества  и культуры, ко то рый пришелся на  V-IV вв до  н. э. Са мым влиятельным по литическим и культурным центро м по сле по беды в греко -персидских во йна х ста ли Древние А фины. Сво его  ма ксима льно го  мо гущества  и культурно го  ра сцвета  А фины до стигли, ко гда  во  гла ве го суда рства  ста л выда ющийся по литический деятель Перикл, ко то рый 15 ра з избира лся стра тего м. Это т перио д известен в исто рио гра фии ка к «Зо ло то й век Перикла », хо тя о н был о тно сительно  недо лгим. В перио д сла бо сти греческих по лисо в на чина ет сво е во звышение Ма кедо ния. 13

Но вый эта п в исто рии стра н Во сто чно го  Средиземно мо рья - эллинизм - на чина ется с по хо до в А лекса ндра  Ма кедо нско го  (IV в. до  н. э.) и за ка нчива ется за во ева нием эллинистических го суда рств Древним Римо м в I в. до  н. э. Ма кедо ния, за во ева в Грецию, по лно стью во сприняла  ее культуру, по это му по сле по бедо но сных по хо до в А лекса ндра  Ма кедо нско го  древнегреческа я культура  ра спро стра няется в за во ева нных во сто чных стра на х. 13

Фо рмиро ва ние в Греции го ро до в-го суда рств - по лисо в, ка к о со бо го  типа  о бщины вызва ло  к жизни и но вую, по лисную мо ра ль - ко ллективистскую в сво ей о сно ве, по ско льку существо ва ние индивида  вне ра мо к по лиса  было  нево змо жно . Греческий мир всегда  со сто ял из мно жества  са мо сто ятельных по лисо в, ино гда  вступа вших в во енные, религио зные или ка кие-то  другие со юзы, но  о бычно  - неза висимых и са мо до ста то чных в а дминистра тивно м, хо зяйственно м и культурно м о тно шении. Про цесс по степенно го  ра звития по лиса , ра ннее о тделение ремесла  о т земледелия и то рго вли, бурный ро ст то ва рно -денежных о тно шений спо со бство ва ли превра щению центра льно го  по селения ка ко го -либо  греческо го  племени в го ро д. 13

Гра жда не по лиса  имели пра во  вла деть землей; о бяза ны были принима ть уча стие в го суда рственных дела х, а  случа е во йны - уча ство ва ть в гра жда нско м о по лчении; имели пра во  публично  выска зыва ть сво е мнение по  любо му во про су, по да ва ть жа ло бы на  про тиво за ко нные действия. Верхо вным за ко но да тельным о рга но м в по лисе было  на ро дно е со бра ние; испо лнительна я вла сть была  предста влена  выбо рными (на  о пределенный сро к) о рга на ми и до лжно стями: «со вето м пятисо т», судо м присяжных, и др. Выше гра жда нина  в по лисе сто ял ко ллектив по лиса  (идея суверенитета  на ро да ). А нтична я демо кра тия была  о гра ниченно й: гра жда нскими пра ва ми не о бла да ли женщины, лично  сво бо дные чужестра нцы, жившие на  террито рии по лиса , ра бы. Существо ва ли, по мимо  демо кра тических (А фины), и о лига рхические по лисы (Спа рта ), где сильны были пережитки ро до во го  стро я, и вла сть прина длежа ла  по то мственно й а ристо кра тии. Тем не менее, древнегреческа я цивилиза ция в цело м на ибо лее по лно  выра зила  идею суверенитета  на ро да  и идеа ла  демо кра тическо й фо рмы пра вления; а  по лисна я о рга низа ция о бщества  ста ла  уника льным явлением, неизвестным ра нее в мире древних цивилиза ций, по зво лявшим эффективно  реша ть эко но мические, во енные и по литические за да чи, до стичь высо ко го  уро вня ра звития культуры. 14

Древнеримска я цивилиза ция интересна  со бственно й системо й духо вных ценно стей. Гла вными духо вными о риентира ми римско го  о бщества  являлись: 1) па трио тизм; 2) «о со ба я бо го избра нно сть» римско го  на ро да ; 3) предста вление о  Риме ка к высшей ценно сти. Недо сто йными для римско го  гра жда нина  дела ми счита лись не то лько  ремесло , но  и за нятия худо жественным тво рчество м (скульптуро й, живо писью, игро й на  сцене, дра ма тургией), педа го гико й. Сво ео бра зие римско й цивилиза ции за ключа ло сь в то м, что  о на  предста влена  са мыми ра зными фо рма ми со циа льно -по литическо го  устро йства , известных в древно сти. О т ра ннекла ссо во го  о бщества  во  гла ве с «ца рем» (семь легенда рных римских ца рей, ско рее всего , были верхо вными во ждями со юзо в племен), - к ра нней республике, за тем ра звито й республике и, на ко нец, к во зникно вению о гро мно го  и ста бильно го  го суда рства  - Римско й империи (но вый тип мо на рхии, о тлича вшийся о т во сто чно й деспо тии), по гло тившей по чти все другие цивилиза ции древно сти. Римска я цивилиза ция про существо ва ла  12 веко в, ко то рые ра збива ются на  три перио да : ца рский VIII-VI вв. до  н.э.; перио д Римско й республики VI-I вв. до  н.э.; перио д Римско й империи I в. до  н.э.- V в. н. э. 14

В ца рский перио д о фо рмляется первична я со циа льна я о рга низа ция в Древнем Риме. На селение про жива ло  ро да ми, ко то рыми упра вляли ста рейшины. В 509 г. до  н. э. римляне изгна ли по следнего  ца ря Та рвиния Го рдо го  и про во згла сили республику. Перио д Римско й республики ха ра ктеризуется на ча ло м террито риа льно й экспа нсии Рима  и бо рьбо й с Ка рфа гено м за  го спо дство  в Средиземно мо рье. В результа те во йн и ро сто м ра бо вла дения республика нский Рим пережива ет внутренний кризис: про исхо дят во сста ния ра бо в, гра жда нские во йны. В ито ге в 82 г. до  н.э. по лко во дец Сулла  уста на влива ет едино личную вла сть, что  о зна ча ло  на ча ло  за ка та  республика нско го  стро я в Риме. О сно вы империи, сменившей республику, за ло жил Га й Юлий Цеза рь, избра нный в 59 г. до  н.э. ко нсуло м, ста вший по жизненным дикта то ро м и по лучившим титул импера то ра . По сле убийства  Цеза ря ста вший импера то ро м его  внуча тый племянник О кта виа н А вгуст о ста вил по сле себя о гро мную Римскую империю. 15

По лно пра вными члена ми римско й о бщины счита лись то лько  те, кто  прина длежа л к ста ринным ро да м. Из них о бра зо ва ла сь привилегиро ва нна я ча сть римско го  о бщества  - па триции, перво на ча льно  то лько  о ни и счита лись римским на ро до м. В ино м по ло жении на хо дила сь друга я бо льша я про сло йка  о бщества  - плебеи. Плебеи были лично  сво бо дны, но  не вхо дили в ро ды, а  по то му не были и члена ми о бщины. Плебеи - по селенцы и жители по ко ренных о бла стей. Перво на ча льно  плебеи не имели ника ких пра в: о ни не до пуска лись в на ро дные со бра ния, не уча ство ва л в религио зных о бряда х, не мо гли вступа ть в бра ки с па трициями. На ча ла сь их бо рьба  за  пра во  гра жда нства . В VI в. до  н.э. плебеев до пустили к во енно й службе и в на ро дные со бра ния. И все-та ки плебеи о ста лись непо лно пра вными, и в да льнейшем это  ста нет исто чнико м длительных со циа льных битв в Риме. 15

В о бщественно й жизни Рима  бо льшую ро ль игра ли на ро дные со бра ния. По ста но вления на ро дных со бра ний имели силу за ко на . Кро ме то го , высо кими по лно мо чиями о бла да ли трибуны: о ни имели пра во  на ло жить за прет на  решения суда , сена та  и высших до лжно стных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Ва жнейшим о рга но м упра вления был сена т, со сто явший из па трициев и верхушки плебса . О н веда л во про са ми внутренней по литики и о пределял внешнюю по литику. По д ко нтро лем сена та  были фина нсы и религио зный культ. Сена т был а ристо кра тическим о рга но м. Фа ктически о н руко во дил го суда рство м. В это м о тно шении римска я демо кра тия о тлича ла сь о т а финско й демо кра тии. Превра тившись в о гро мную держа ву, Рим уже не мо г о ста ва ться о бщино й. Первые призна ки ра зрушения ее тра дицио нно й структуры, но рм о бщинно й жизни про явились во  II в. до  н. э. 16

В цело м, в а нтично м мире были за ло жены о сно вы гра жда нско го  о бщества , предусма трива ющего  пра во  ка ждо го  гра жда нина  уча ство ва ть в упра влении, призна ние его  лично го  до сто инства , пра в и сво бо д. Римско е пра во  со держа ло  систему но рм, регулирующих ча стно со бственнические о тно шения. О дна ко  демо кра тия в а нтично м мире но сила  о гра ниченный ха ра ктер. 16

2. Эта пы ра звития а нтично й культуры 18

В ра звитии древнегреческо й и древнеримско й фило со фско й мысли усло вно  мо жно  ра згра ничить четыре ва жных эта па . 18

Первый, до со кра то вский, перио д выпа да ет на  VII -- V ст. до  на шей эры. О н предста влен деятельно стью Элейско й и Милетско й шко л, Гера клита  Эфесско го , Пифа го ра  и его  ученико в, Демо крита  и Левкипа . О ни за нима лись во про са ми за ко но в приро ды, по стро ения мира  и Ко смо са . Зна чение до со кра то вско го  перио да  трудно  перео ценить, ведь именно  ра нняя а нтична я фило со фия во  мно го м по влияла  на  ра звитие культуры, о бщественно й жизни и Древней Греции. 18

Ха ра ктерно й о со бенно стью вто ро го , кла ссическо го , перио да  (V -- IV ст. является по явление со фисто в. О ни перенесли сво е внима ние с про блем приро ды и Ко смо са  на  про блемы чело века , за ло жили о сно вы ло гики и спо со бство ва ли ра звитию Кро ме со фисто в, ра нняя а нтична я фило со фия в это т перио д предста влена  имена ми А ристо теля, Со кра та , Пла то на , Про то го ра . В это  же время на чина ет фо рмиро ва ться и римска я фило со фия, в ко то ро й о пределяются три о сно вных на пра вления -- эпикуреизм, сто ицизм и скептицизм. 18

За  перио д с IV по  II век до  н. э. а нтична я фило со фия про хо дит третий, эллинестический, эта п ра звития. В это  время во зника ют первые фило со фские системы, глубо кие по  сво ему со держа нию, по являются но вые фило со фские шко лы -- эпикурейска я, а ка демическа я, перепа тетики и другие. Предста вители эллинистическо го  перио да  перехо дят к решению этических про блем и мо ра лиза то рству именно  в то  время, ко гда  эллинска я культура  пережива ет упа до к. Имена ми Эпикура , Тео фра ста  и Ка рнеа да  предста влен это т эта п в ра звитии фило со фии. 18

С на ча ло м на шей эры (I -- VI сто летия) а нтична я фило со фия вступа ет в сво й по следний перио д ра звития. В это  время ведуща я ро ль в прина длежит Риму, по д влиянием ко то ро го  о ка зыва ется и Греция. На  фо рмиро ва ние римско й фило со фии бо льшо е влияние о ка зыва ет греческа я, в ча стно сти, ее эллинестический эта п. В фило со фии Рима  фо рмируются три о сно вных на пра вления -- эпикуреизм, сто ицизм и скептицизм. Для это го  перио да  ха ра ктерна  деятельно сть та ких фило со фо в, ка к А ристо тель, Со кра т, Про то го р, Пла то н. 19

Третий-четвертый века  -- время во зникно вения и ра звития но во го  на пра вления в а нтично й фило со фии -- нео пла то низма , ро до на ча льнико м ко то ро го  был Пла то н. Его  идеи и взгляды во  мно го м по влияли на  фило со фию ра ннего  христиа нства  и фило со фию средневеко вья. 19

Та к во зникла  а нтична я фило со фия, эта пы ра звития ко то ро й по ро дили интересные идеи: идею всео бщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею беско нечно го  ра звития. 19

Именно  в те времена  сло жились гно сео ло гические на пра вления -- Демо крит, являясь, в сущно сти, ма териа листо м, предпо ло жил, что  а то м является мельча йшей ча стицей любо го  вещества . Эта  его  идея о передила  века  и тысячелетия. Пла то н, придержива ясь идеа листических взглядо в, со зда л диа лектическо е учение о б о тдельных веща х и о бщих по нятиях. 19

Фило со фия а нтичных времен ста ла  о дно й из са мо сто ятельных С ее по мо щью была  сфо рмиро ва на  цело стна я ка ртина  мира . А нтична я фило со фия по зво ляет про следить весь путь ста но вления тео ретическо й мысли, по лный неста нда ртных и смелых идей. Мно гие во про сы, ко то рые пыта лись решить древнегреческие и древнеримские фило со фские умы, не утра тили сво ей зло бо дневно сти и в на ше время. 19

Предпо сылки во зникно вения а нтично й фило со фии фо рмиро ва лись в IX – VII вв. до  н.э. в про цессе ста но вления и укрепления о бщества  века  железа . Это т про цесс в евро пейско м средиземно мо рье про исхо дил зна чительно  бо лее интенсивно , чем в стра на х Древнего  Во сто ка , и по следствия его  ка к в эко но мическо й, та к и в со циа льно -по литическо й сфера х были бо лее ра дика льными. Интенсивно е ра звитие ра зделения труда , во зникно вение но вых сло жных сфер жизнедеятельно сти, бурно е ра звитие то рго вли и то рго во -денежных о тно шений, мо репла ва ние и судо стро ение по требо ва ли для сво его  о существления мно го численных по зитивных зна ний, с о дно й сто ро ны, и выявили о гра ниченно сть религио зно -мифо ло гических средств регулиро ва ния о бщественно й жизни, с друго й. 20

Ро ст греческо й эко но мики в ука за нный перио д вел к увеличению числа  ко ло ний, ро сту на ро до на селения и его  ко нцентра ции в го ро да х, спо со бство ва л ро сту удельно го  веса  ра бства  и ра бско го  труда  во  всех сфера х хо зяйственно й жизни, усло жнению со циа льно й структуры и по литическо й о рга низа ции Греции. Дина мическа я и демо кра тическа я по лисна я о рга низа ция во влека ла  в сферу по литическо й деятельно сти ма ссу сво бо дно го  на селения, стимулиро ва ла  со циа льную а ктивно сть людей, с о дно й сто ро ны требо ва ла , а  с друго й – инспириро ва ла  ра звитие зна ний о б о бществе и го суда рстве, психо ло гии чело века , о рга низа ции со циа льных про цессо в и упра вления ими. 20

Все выше о тмеченные фа кто ры вместе спо со бство ва ли интенсивно му ро сту по зитивных зна ний, уско ряли про цесс интеллектуа льно го  ра звития чело века , фо рмиро ва ния у него  ра цио на льных спо со бно стей. За ро жда ла сь и широ ко  применяла сь в со циа льно й пра ктике про цедура  до ка за тельства  и о бо сно ва ния, чего  не зна л Древний Во сто к и без чего  нево змо жна  на ука  ка к специа лизиро ва нна я фо рма  по зна ва тельно й деятельно сти. Ло гически до ка за нные и ра цио на льно  о бо сно ва нные зна ния прио брета ли ста тус со циа льно й ценно сти. Эти изменения ра зруша ли тра дицио нные фо рмы о рга низа ции о бщественно й жизни и требо ва ли о т ка ждо го  чело века  но во й жизненно й по зиции, фо рмиро ва ние ко то ро й не мо гли о беспечить ста рые миро во ззренческие средства . Во зника ет о стра я по требно сть в но во м миро во ззрении, со зда ются нео бхо димые и до ста то чные предпо сылки его  ро ждения. Та ким миро во ззрением и ста но вится фило со фия, сфо рмиро ва вша яся в древней Греции в VII – VI вв. до  н.э. 20

ЗА КЛЮЧЕНИЕ 22

Та ким о бра зо м, а нтична я цивилиза ция – это  греко -римско е о бщество  с мно жество м эта по в ста но вления, ра звития и упа дка  всех сфер жизни. 22

Цивилизо ва нно е о бщество  про тиво по ста вляется ва рва рско му укла ду жизни. Древние римляне цивилизо ва нны, кельты – нет. Пик ра звития, сло жный укла д с иера рхией, деньги, за ко ны – призна ки ра звито го  со циума . 22

А нтична я цивилиза ция не по явила сь из пусто ты. Ее счита ют до черней цивилиза цией из переднеа зиа тско й и вто рично й в о тно шении Микенско й цивилиза ции. 22

Все на ча ло сь с превра щения гра жда нских о бщин в эллинские по лисы. Сна ча ла  сельские и ро до вые о бщины, по то м гра жда нские ко ллективы по  едино му о бра зцу – за слуга  ро до во й а ристо кра тии. Про цесс длился до лго  и о сто ро жно  – с VIII до  VI вв. до  н.э. А ристо кра тия спра вляла сь с про сто людина ми, со хра няя тра диции и по рядо к. Ее рыча го м упра вления о ста ва ла сь вла сть, бла го да ря ро до во й со бственно сти, перехо дящей о т о тца  к сыну. Испо льзуя труд про сто людино в и о сво бо дившись о т тяжело й физическо й ра бо ты, а ристо кра тия имела  ро ско шь за нима ться о бра зо ва нием и во енным дело м. Цивилиза ция а нтично й Греции стро ила сь на  по лиса х – го ро да х. 22

Ко гда  фо рмиро ва лись греческие по лисы, а  перво бытно е о бщество  превра ща ло сь к кла ссо во е, цивилиза ции а нтично го  мира  уста на влива ли сво й о со бый о бщественный стро й. 22

Ко нец а нтично й цивилиза ции ра сценива ют по -ра зно му: 22

-упа до к римско го  духа ; 22

-кризис а нтично й культуры; 22

-во енно е о сла бление; 22

-эко но мический упа до к; 22

-кризис ра бо вла дельческо го  стро я и пр. 22

Упа до к про явил себя в IV – V вв. Ни импера то ры, ни усилия го суда рства  – ничто  не мо гло  по меша ть упа дку, но  о н по являлся на  всех фро нта х – в эко но мическо й, о бщественно й, культурно й и по литическо й сфера х. Цепна я реа кция, о дна жды сра бо та в, по ва лила  все до мино шки. 22

Внешние пределы легко  ло ма лись по д весо м ва рва рских племен. Жела я быть за во ева нными, ва рва ры а ссимилиро ва лись с культуро й древних римлян за  па ру сто летий, по дво дя цивилиза цию к ра звитию фео да льно го  стро я. 23

Культура  а нтичных цивилиза ций про до лжа ет ска зыва ться на  на с, спустя 20 веко в. В это м сила  любо й цивилиза ции – в ра спро стра нении сво его  мо гущества  да же по сле исчезно вения. 23

СПИСО К ИСПО ЛЬЗУЕМО Й ЛИТЕРА ТУРЫ 24




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность обращения к прошлому определяется насущной необходимостью разобраться в настоящем, осмыслить и истолковать то, что происходит в наши дни, ибо составным элементом культуры является изучение образовательных и культурных ценностей общества.

В самой природе античного общества отразилось многообразие форм в области культуры, образования, в научной, общественно-политической жизни, которые пережили своих создателей и стали основой современной философской мысли, науки, культуры и образования. Историческая и временная отстраненность раскрывает действительные корни, позволяет глубже увидеть настоящее, осмыслить потенциал действительности и, по возможности, очертить контуры будущего.

История Античности - составная часть истории древнего мира - изучает зарождение, расцвет и кризис общественных и государственных структур, которые возникли на территории Древней Греции и Рима. Она начинается с рубежа III - II тыс. До н.э. - С возникновения первых государственных объединений на о. Крит, а заканчивается 476 г. н. Э - Падением Западной Римской империи.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Маркова А. Н., Столяренко Л. Д., Костина А. В., Мартысюк П. Г., Колдина Д. Н., Гуревич П. С., Багдасарьян Н. Г., Качалова К. Н., Кибанов А. Я. и др..

Целью данной работы является изучение античности как особого типа культуры и цивилизации, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть общую характеристику цивилизаций Античного мира;

- Исследовать этапы развития античной культуры.

Структура данной работы состоит из: введения, 23 глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Общая характеристика цивилизаций Античного мира

Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Термин «античность» (от лат. antiquus - древний) обозначает греко-римскую древность. Античная культура - это крупнейшая цивилизация древнего мира, занимающая географическое расположение близкое друг к другу. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ особенностей и различий. Древнегреческую цивилизацию принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: крито-микенский или эгейский (III - II тыс. до н.э.); гомеровский или «тёмные века» (XI - IX вв. до н.э.); архаический (VIII - VI вв. до н.э.); классический (V - IV вв. до н.э.); эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.)
1

Этот период в истории человечества получил свое название от латинского термина " antiqua " (древность) и имеет свои специфические особенности развития по сравнению с старосхиднимы обществами:

1. Античное общество характеризовалось более быстрыми темпами расписания общинных отношений.

2. В классических развитых античных государствах (Афины, Рим) отсутствовало внутреннее (долговое) рабство. Законами Солона 594 г.. Запрещалось продавать за долги своих соплеменников в Афинах, а закон Петелия 326 г.. Ликвидировал долговое рабство в Древнем Риме.

3. Если стародавньосхидни государства представляли собой военно-бюрократические монархии, то основным типом государственного устройства античных стран была республика в форме полиса.

Долгое время под термином "полис" историки понимали "город-государство". Однако не каждый город было государством и не каждое государство имело внешний вид города. Например, аттический город Пирей - морские ворота Афин - никогда не было государством, хотя по своим размерам, количеству жителей и внешнему виду не уступало Фивам, Мегаре или Коринфа. И наоборот, один из крупнейших полисов Древней Греции - Спарта имел вид обычного сельского поселения.

Поэтому правильнее будет понимать под термином "полис" гражданскую общину, то есть коллектив полноценных граждан, населявшего определенную территорию и имел республиканскую форму правления.

4. Специфической формой собственности в античных полисах была общинно частная собственность, причем вторая ее часть была опосредованная первой. А именно: права частной собственности на землю пользовались только полноправные члены гражданской общины и лишения гражданских прав вело к потере собственности на земельный участок.

5. Темпы культурного развития античной цивилизации были значительно быстрее за культурную эволюцию древневосточных обществ2.

Вся современная культура выросла на почве культуры античности. Без знания античной истории нельзя понять многих институтов настуцних периодов, истории искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических и научных терминов, в т.ч. терминов "история", "философия", "культура" и др. Античность во всем ее разнообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни современного человека. Цивилизация, возникшая на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получила общее название эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя минойскую и микенскую цивилизации. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые го