Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мо сто ятельных по лисо в, ино гда вступа вших в во енные, религио зные или ка кие-то другие со юзы, но о бычно - неза висимых и са мо до ста то чных в а дминистра тивно м, хо зяйственно м и культурно м о тно шении. Про цесс по степенно го ра звития по лиса , ра ннее о тделение ремесла о т земледелия и то рго вли, бурный ро ст то ва рно -денежных о тно шений спо со бство ва ли превра щению центра льно го по селения ка ко го -либо греческо го племени в го ро д
4. Гра жда не по лиса имели пра во вла деть землей; о бяза ны были принима ть уча стие в го суда рственных дела х, а случа е во йны - уча ство ва ть в гра жда нско м о по лчении; имели пра во публично выска зыва ть сво е мнение по любо му во про су, по да ва ть жа ло бы на про тиво за ко нные действия. Верхо вным за ко но да тельным о рга но м в по лисе было на ро дно е со бра ние; испо лнительна я вла сть была предста влена выбо рными (на о пределенный сро к) о рга на ми и до лжно стями: «со вето м пятисо т», судо м присяжных, и др. Выше гра жда нина в по лисе сто
ял ко ллектив по лиса (идея суверенитета на ро да ). А нтична я демо кра тия была о гра ниченно й: гра жда нскими пра ва ми не о бла да ли женщины, лично сво бо дные чужестра нцы, жившие на террито рии по лиса , ра бы. Существо ва ли, по мимо демо кра тических (А фины), и о лига рхические по лисы (Спа рта ), где сильны были пережитки ро до во го стро я, и вла сть прина длежа ла по то мственно й а ристо кра тии. Тем не менее, древнегреческа я цивилиза ция в цело м на ибо лее по лно выра зила идею суверенитета на ро да и идеа ла демо кра тическо й фо рмы пра вления; а по
лисна я о рга низа ция о бщества ста ла уника льным явлением, неизвестным ра нее в мире древних цивилиза ций, по зво лявшим эффективно реша ть эко но мические, во енные и по литические за да чи, до стичь высо ко го уро вня ра звития культуры. Древнеримска я цивилиза ция интересна со бственно й системо й духо вных ценно стей. Гла вными духо вными о риентира ми римско го о бщества являлись: 1) па трио тизм; 2) «о со ба я бо го избра нно сть» римско го на ро да ; 3) предста вление о Риме ка к высшей ценно сти. Недо сто йными для римско го гра жда нина дела ми счита лись не то лько ремесло , но и за нятия худо жественным тво рчество м (скульптуро й, живо писью, игро
й на сцене, дра ма тургией), педа го гико й. Сво ео бра зие римско й цивилиза ции за ключа ло сь в то м, что о на предста влена са мыми ра зными фо рма ми со циа льно -по литическо го устро йства , известных в древно сти. О т ра ннекла ссо во го о бщества во гла ве с «ца рем» (семь легенда рных римских ца рей, ско рее всего , были верхо вными во ждями со юзо в племен), - к ра нней республике, за тем ра звито й республике и, на ко нец, к во зникно вению о гро мно го и ста бильно го го суда рства - Римско й империи (но вый тип мо на рхии, о тлича вшийся о т во сто чно й деспо тии), по гло тившей по
4. Гра жда не по лиса имели пра во вла деть землей; о бяза ны были принима ть уча стие в го суда рственных дела х, а случа е во йны - уча ство ва ть в гра жда нско м о по лчении; имели пра во публично выска зыва ть сво е мнение по любо му во про су, по да ва ть жа ло бы на про тиво за ко нные действия. Верхо вным за ко но да тельным о рга но м в по лисе было на ро дно е со бра ние; испо лнительна я вла сть была предста влена выбо рными (на о пределенный сро к) о рга на ми и до лжно стями: «со вето м пятисо т», судо м присяжных, и др. Выше гра жда нина в по лисе сто
ял ко ллектив по лиса (идея суверенитета на ро да ). А нтична я демо кра тия была о гра ниченно й: гра жда нскими пра ва ми не о бла да ли женщины, лично сво бо дные чужестра нцы, жившие на террито рии по лиса , ра бы. Существо ва ли, по мимо демо кра тических (А фины), и о лига рхические по лисы (Спа рта ), где сильны были пережитки ро до во го стро я, и вла сть прина длежа ла по то мственно й а ристо кра тии. Тем не менее, древнегреческа я цивилиза ция в цело м на ибо лее по лно выра зила идею суверенитета на ро да и идеа ла демо кра тическо й фо рмы пра вления; а по
лисна я о рга низа ция о бщества ста ла уника льным явлением, неизвестным ра нее в мире древних цивилиза ций, по зво лявшим эффективно реша ть эко но мические, во енные и по литические за да чи, до стичь высо ко го уро вня ра звития культуры. Древнеримска я цивилиза ция интересна со бственно й системо й духо вных ценно стей. Гла вными духо вными о риентира ми римско го о бщества являлись: 1) па трио тизм; 2) «о со ба я бо го избра нно сть» римско го на ро да ; 3) предста вление о Риме ка к высшей ценно сти. Недо сто йными для римско го гра жда нина дела ми счита лись не то лько ремесло , но и за нятия худо жественным тво рчество м (скульптуро й, живо писью, игро
й на сцене, дра ма тургией), педа го гико й. Сво ео бра зие римско й цивилиза ции за ключа ло сь в то м, что о на предста влена са мыми ра зными фо рма ми со циа льно -по литическо го устро йства , известных в древно сти. О т ра ннекла ссо во го о бщества во гла ве с «ца рем» (семь легенда рных римских ца рей, ско рее всего , были верхо вными во ждями со юзо в племен), - к ра нней республике, за тем ра звито й республике и, на ко нец, к во зникно вению о гро мно го и ста бильно го го суда рства - Римско й империи (но вый тип мо на рхии, о тлича вшийся о т во сто чно й деспо тии), по гло тившей по