Файл: Теоретические основы организации обучения первой помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так же использование метода взаимообучения позволяет обучающимся проявить личностные качества, активизировать универсальные учебные действия, дает возможность эмоциональной разгрузки и заставляет обучающихся четко и однозначно формулировать свои мысли, наблюдая при этом, как их мысль воплощается в действие. Запоминание теоретического материала с использованием данного метода значительно повышается.

Еще одной рекомендацией к успешному получению теоретических знаний отметим возможность использовать интегрированный метод обучения, который позволяет обучающимся получать углубленные и разносторонние знания, используя информацию из разных учебных предметов, что помогает формированию у обучающихся умение грамотно переносить знания из одной отрасли в другую. В результате у обучающихся достигается целостное восприятие действительности.

Таким образом, можно выделить основные моменты для продуктивного обучения оказанию первой помощи на теоретических занятиях:

- доступность изложения, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- использование межпредметных связей;

- использование причинно–следственных связей;

- повторение важных аспектов лекции;

- взаимообучение.

Проведение практического занятия по предмету ОБЖ также, как и преподавание теории имеет свои тонкости. Главная цель практических занятий на уроках ОБЖ — это выработать у обучающихся тактику, умения и навыки грамотного поведения на месте происшествия, а также научить их способам быстрого сбора информации о пострадавшем, до автоматизма отработать с обучающимися схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное, педагог должен научить обучающихся мобилизовать все имеющиеся у них силы и резервы как физические так и психологические, чтобы в кратчайшие сроки и зачастую в нетипичных условиях (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения, отсутствие стабильной связи и т.д.) принимать рациональные решения.

Для проведения практических занятий педагогу не обязательно использовать лишь традиционные способы - аудитории, парты и столы, можно и даже нужно использовать нетипичные и даже необычные способы - школьный двор, ближайшую улицу, школьный спортзал, столовую или коридор.

Выводы к главе 1.

Таким образом, при обучении навыкам оказания первой помощи на уроках ОБЖ следует опираться на имеющуюся законодательную структуру, требования ФГОС и структуру одобренных примерных программы. Методику выбирает сам преподаватель, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Исходя из дефицита количества часов, отведенных на изучение тем оказания первой, планировать и рационально использовать учебное время урока.

При проведении занятий необходимо сочетать и чередовать теоретические и практические разделы так, чтобы регулировать поток абсолютно новой информации не рискуя спровоцировать развитие раннего охранительного торможения с неприятием преподаваемого материала, избежать быстрого утомления, сохраняя способность активной работы обучающихся в течение всего урока. Обучение целесообразно проводить при наличии качественного оборудования и достаточной материально - технической базе6.

Такое оборудование должно формировать четкое представление о приемах жизнеподдержания и никоим образом не искажать его. Оно должно иметь долгий срок службы, быть безопасным в плане возможной передачи инфекций, простым в применении и доступным по цене. Строить занятия так, чтобы ученикам было интересно заниматься, чтобы они были готовы психологически, при необходимости, на практике применить знания, полученные на уроках ОБЖ. Быть компетентным в области законодательной базы, знать и в совершенстве владеть методикой преподавания предмета, иметь личный опыт в ЧС, уметь творчески мыслить и иметь знания в областях других школьных предметов.

Изучив проблему нехватки методической базы, продолжительности обучения и не соответствия требований по оказанию первой помощи, мы предлагаем несколько путей решения:

  1. Объединить некоторые темы «Основы здорового образа жизни», таким образом, высвободив часы для тем «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи»;

  2. Комбинировать основную тему урока с дополнительной по оказанию первой помощи. Например, «Лесные и торфяные пожары и их характеристика» (7 класс) и «Первая помощь при отравлении продуктами горения». «Пожары и взрывы» (8 класс) и «Первая помощь при ожогах», и т.д.;

  3. Организация внеклассных мероприятий в виде соревнований, викторин, конкурсов по оказанию первой помощи для привлечения интереса обучающихся и диагностики умений в данной области;

  4. Системная подготовка и консультирование преподавателя по методике преподавания «Оказание первой помощи» на базе специализированных краевых образовательно – методических центров.



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2.1 Отработка навыков оказание первой помощи

при преподавании Основ безопасности жизнедеятельности в школе

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан определяют первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. До недавнего времени в гражданской медицине не было официальной терминологии относительно первой помощи.  

26 июня 2009 года был принят в первом чтении законопроект, согласно которому не следует путать этот термин с первой медицинской помощью, скорой медицинской помощью и первой доврачебной помощью — последние являются видом медицинской деятельности и для их осуществления требуется лицензия.

В отличие от медицинской помощи, первая помощь может осуществляться любым человеком, причём некоторые категории граждан, такие как сотрудники ГИБДД, МВД, МЧС, пожарных служб, медицинские работники, присутствующие на месте происшествия, по закону обязаны её оказать7.

За неоказание помощи и оставление в опасности УК РФ предусматривает ответственность. Остальные граждане оказывают первую помощь добровольно, по мере своих возможностей и умений. Однако в случае, когда человек не может или не хочет оказывать первую помощь пострадавшему, в его обязанности входит вызов специалистов для оказания квалифицированной медицинской помощи — такое сообщение тоже относится к первой помощи.

Главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество.

Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.


Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Чтобы потенциальному спасателю не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий.

Таким образом, при обучении навыкам оказания первой помощи на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания преподавателем психологических особенностей подростков. Учитель должен строить занятия так, чтобы ученикам было интересно заниматься, чтобы они были готовы при необходимости на практике применить знания, полученные на уроках ОБЖ.

Обучение в школе на уроках ОБЖ в среднем возрасте должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий - отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научить мобилизовать все наличные силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения).

Для проведения занятий необязательно использовать традиционные аудитории, парты и столы, можно - двор, улицу, спортзал, коридор. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, заставить каждого подростка принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий.

Нужно взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить подросток. Прежде всего, это методики остановки кровотечения и проведения сердечно-легочной реанимации, придания наиболее благоприятного положения тела пострадавшему.

Необходимо полнее оснащать аптечки и здравпункты жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки. Обучить каждого ученика использованию разных видов средств спасения и оказания первой помощи. Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах.


Требования к составу аптечки:

  • дезинфицирующая жидкость для обработки рук и кожи вокруг раны;

  • маска для проведения искусственного дыхания;

  • резиновый баллончик (груша) для очищения полости рта и верхних дыхательных путей;

  • атравматичный жгут «Альфа»;

  • складная универсальная шина;

  • бинты и лейкопластырь;

  • набор лекарственных препаратов.

Для того чтобы каждый ученик хорошо знал содержимое аптечки и смог в любую минуту привычно и безошибочно наложить жгут, шину, холод и т.п., необходимо именно ее использовать в качестве главного учебного пособия на практических занятиях.

2.2 Диагностика знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях

Основная цель проведения диагностики: изучить уровни сформированности знаний и умений у учащихся основной ступени общего образования по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях.

Экспериментальное исследование проводилось в «Лингвистической школе имени Ю.Д. Дешериева». В исследовании приняли участие ученики 8 класса в количестве 15 человек.

Для диагностики знаний и умений у учащихся по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в опасных ситуациях использовались различные тематические тесты. Перед тестированием с учащимися проводился инструктаж по выполнению заданий, входящих в структуру тестовых заданий.

Тест.

Тема: «Оказание первой медицинской помощи в экстремальной ситуации»

Цель: изучить уровень знаний учащихся по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим

1.Как остановить артериальное кровотечение.

А. бинтовой повязкой

Б. тугой давящей повязкой

В. жгутом.

2. Место пережатия сосуда при венозном кровотечении.

А. ниже места ранения

Б. выше места ранения

3.Время наложения жгута (летом).

А. 3 часа

Б. 1,5 часа

4.Количество точек, фиксирующих перелом.

А. в двух суставах

Б. в одном суставе

5.Какое соотношение ИВЛ и НМС

А. 2:30

Б. 7:10

В. 4:20

6.Обморожение 3-ий степени

А. поверхностный некроз кожи

Б. омертвление суставов

7.Способствующие факторы обморожения

А. тесная одежда, обувь

Б. алкогольное опьянение

В. усталость

8.Величина смещения грудины при НМС (взрослым)