Файл: Проектная деятельность понятие, сущность, типы и формы, значение в начальной школе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проектная деятельность: понятие, сущность, типы и формы,
значение в начальной школе
Проектную деятельность как один из методов обучения педагоги выделили во второй половине 19 века. Метод проектной деятельности появился в США и был во многом основан на концепции «прагматической педагогики».
Джон Дьюи впервые заговорил о возможности обучать и развивать личность, вовлекая человека в исследовательские и творческие проекты. Дьюи убежден, что школьник стремится познавать окружающий мир и преобразовывать его, это заложено в нем с самого рождения.
Джон Дьюи разработал философскую теорию, в которой выдвинул следующие положения:
1. На протяжении развития ребенок познает окружающий мир и за счет этого познания формируется его личность;
2. Процессом познания и получения знаний невозможно управлять;
3. Ребенок только тогда познает мир и приобретает «прочные знания», когда становится субъектом деятельности, когда знания отвечают его потребностям.
По мнению Дьюи, на успешность обучения влияют:
1) проблемный характер изучаемого материала;
2) деятельность ребенка;
3) связь знания с ведущим видом деятельности ребенка;
4) приемы, с помощью которых учитель создает «проблемную ситуацию».
В своей теории Джон Дьюи предлагает несколько проблемных задач, задает волнующие вопросы, стремится в учениках формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; обращается к учителям и предлагает им поощрять в школьниках самостоятельность, развивать критическое мышление.
Преемником идей Дьюи выступил педагог Килпатрик, который считал, что лишь личный интерес, повышение роли знаний в жизни школьника и их практико-ориентированный характер способны вовлечь ребенка в познавательную деятельность.
Н. Пахомова видит в проектной деятельности средство решения проблем современного образования. Например, формирование у школьников информационной компетентности; умение применять полученные знания; получение умений, способствующих повышению коммуникативной компетентности.
Проектная деятельность становится значимой для ученика, когда он осознает его применимость и получает обратную связь от учителя. В ходе работы над проектом, в том числе при выборе темы, ребенок учится действовать самостоятельно или работать в команде, учится проявлять свои таланты, применяет знания и умения. Проект благоприятно влияет на формирование навыков сотрудничества, исследовательских умений и социализацию ребенка в коллективе с разными точками зрения и мнениями.
Как любая деятельность человека, проектная деятельность имеет некоторые особенности и для ее рассмотрения и определения ее роли в процессе обучения и развития ребенка, стоит остановиться на базовых понятиях. Ниже приведена таблица основных понятий проектной деятельности. (Табл. 1)
Таблица 1
Основные понятия проектной деятельности
Понятие
Определение
Структура
Совокупность составляющих проекта(компонентов), которые имеют единую связь.
Проектирование
Построение плана создания проектного продукта или исследования
Педагогическое проектирование
Решение педагогической задачи, на которую направлен проект.
Проектирование осуществляется в рамках образовательного процесса и способствует повышению его эффективности
Проектная технология
Система средств, объективных и необъективных условий, которая позволяет достигать запланированных образовательных результатов.
Технология проектирования
Поэтапная деятельность, направленная на разработку проекта.
Проектная деятельность
Реализация плана проекта, создание ощутимого продукта.
Технология проектной деятельности предполагает решение поисковых, исследовательских и образовательных задач. По мнению В.А. Дубовкина, учитель, решая эти задачи, должен реализоваться в одной из ролей, при этом, проектная деятельность специфична и отличается от учебной или игровой.
В зависимости от цели и задач проектной деятельности, учитель может выступать в различных ролях (Табл.2)
Таблица 2
Роль педагога в проектной деятельности школьника
Роль
Описание
Инструктор
Педагог контролирует ход работы, оценивает степень решения поставленных задач.
Наставник
Педагог оказывает помощь в ситуации, когда школьник не может справиться сам, учит и координирует.
Консультант
Педагог ставит образовательную задачу, отвечает на вопросы и дает рекомендации.
Куратор
Педагог создает условия, в которых школьник сам определяет для себя пути решения той или иной проблемы.
Менеджер
Педагог проектирует цели, оценивает и интерпретирует результаты деятельности.
Помощник
Педагог оказывает всестороннюю помощь и поддержку.
Проектная деятельность позволяет решать задачи личностно- ориентированного обучения школьника. Ученики, планируя проект, отвечают на такие вопросы как: «Что я хочу создать? Какую поставлю цель? Для кого мой проект и кому я помогу? Какие шаги я должен сделать для его создания?»
Ответы на эти вопросы составляют план проекта. Каждый проект содержит в себе: название, проблему или гипотезу, цель (для чего нужен проект?), задачи (что нужно сделать для достижения цели?), временные сроки реализации проекта, сведения о руководителе, планируемый результат и форма представления результатов (презентация, буклет, творческий продукт).
Проектная деятельность реализуется на нескольких этапах и включает в себя такие виды деятельности как: исследование, моделирование, прогнозирование, планирование, конструирование, рефлексию и оценку.
Существуют различные определения понятия «проект». В широком смысле, под проектом понимается план или задуманное дело, которое излагается на чертеже или письме.
В педагогической практике, проект – это творческая задача, организованная взрослым(педагогом) система действий, выполнение которых
приводит ребенка к созданию творческого продукта, значимого в глазах общества.
Проект организуется учителем, но выполняется обучающимся самостоятельно.
Килпарик считает, что в роли проекта может выступать любая самостоятельная деятельность, при условии наличия у участников проекта заинтересованности и желания.
Педагог выделил несколько типов проектов, опираясь на потребности школьников. Среди основных потребностей:
1) желание преобразовать мысли во внешнюю форму
2) желание получить эстетическое наслаждение
3) найти решение проблемы или задачи
4) усиление таланта, степени познания.
Н.М. Конышева называет проект-конечным продуктом исследования определенной проблемы. Работы над исследованием предполагает следующие шаги: постановка цели, выбор путей выполнения проекта, работа над проектом, получение и интерпретация результатов, обсуждение дальнейших перспектив исследования.
М.Ю. Бухаркина рассматривает проект как сочетание 5 компонентов.
Среди них: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
На протяжении школьной жизни, ребенок учится решать творческие и образовательные задачи, происходит формирование единой картины мира и включение отрывочных знаний в общую систему представлений ребенка о себе, об окружающих и о жизни.
Работая в группах или парах, школьник примеряет на себя различные роли и выполняет круг обязанностей. Коллективная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка, в ситуации сотрудничества школьники учатся самостоятельности, приобретают
Проект организуется учителем, но выполняется обучающимся самостоятельно.
Килпарик считает, что в роли проекта может выступать любая самостоятельная деятельность, при условии наличия у участников проекта заинтересованности и желания.
Педагог выделил несколько типов проектов, опираясь на потребности школьников. Среди основных потребностей:
1) желание преобразовать мысли во внешнюю форму
2) желание получить эстетическое наслаждение
3) найти решение проблемы или задачи
4) усиление таланта, степени познания.
Н.М. Конышева называет проект-конечным продуктом исследования определенной проблемы. Работы над исследованием предполагает следующие шаги: постановка цели, выбор путей выполнения проекта, работа над проектом, получение и интерпретация результатов, обсуждение дальнейших перспектив исследования.
М.Ю. Бухаркина рассматривает проект как сочетание 5 компонентов.
Среди них: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
На протяжении школьной жизни, ребенок учится решать творческие и образовательные задачи, происходит формирование единой картины мира и включение отрывочных знаний в общую систему представлений ребенка о себе, об окружающих и о жизни.
Работая в группах или парах, школьник примеряет на себя различные роли и выполняет круг обязанностей. Коллективная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка, в ситуации сотрудничества школьники учатся самостоятельности, приобретают
моральные установки, например, «мнение другого также важно, как и твое»,
«нужно слушать и уважать других людей» и др.
В школьном обучении принято использовать следующую классификацию проектов. (Табл.3)
Таблица 3
Классификация школьных проектов
Критерий
Виды
По количеству участников
Индивидуальные, парные, групповые, межгрупповые.
По характеру
Внутренние (внутри одного образовательного учреждения, города, страны), международные
(участники из разных стран или представители различных организаций).
По типу ведущей деятельности
1. Информационные-сбор данных, анализ фактов и изучение явлений.
2. Творческие- обсуждение, создание чего-либо, прикладные формы работы.
3. Ролевые- решение проблем в игровой деятельности или с использованием отдельных элементов игры.
«нужно слушать и уважать других людей» и др.
В школьном обучении принято использовать следующую классификацию проектов. (Табл.3)
Таблица 3
Классификация школьных проектов
Критерий
Виды
По количеству участников
Индивидуальные, парные, групповые, межгрупповые.
По характеру
Внутренние (внутри одного образовательного учреждения, города, страны), международные
(участники из разных стран или представители различных организаций).
По типу ведущей деятельности
1. Информационные-сбор данных, анализ фактов и изучение явлений.
2. Творческие- обсуждение, создание чего-либо, прикладные формы работы.
3. Ролевые- решение проблем в игровой деятельности или с использованием отдельных элементов игры.
По возрасту участников
Детские, взрослые.
По содержанию деятельности
Монопроект (в рамках одной области), интегративный (в рамках
2-х и более образовательных областей).
По продолжительности
Краткосрочные и долгосрочные.
Педагоги выделяют основные цели проектного обучения:
- повышение познавательного интереса и мотивации к изучению окружающего мира;
- воспитание самостоятельности;
-получение знаний з различных областей знаний;
-получение ЗУН (знаний, умений, навыков) для решения практических задач;
- научиться применять знания в жизни;
-развитие мышления и мыслительных операций учеников и учителя;
-развитие исследовательских компетенций;
- развитие способностей, необходимых в жизни: уметь брать ответственность на себя, уметь разрешать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений, уметь выбирать, общаться в устной и письменной форме, обучаться в течение всей жизни;
При организации проектной деятельности, педагог должен учитывать следующие принципы проектного обучения:
1. Принцип гуманности (школьник-субъект деятельности и необходимо не навредить ему);
2. Принцип личностного интереса (школьник сам определяет, какая проблема или тема ему интересны);
3. Деятельностный принцип (школьник работает над своим будущим);
4. Принцип сотрудничества ученика и учителя;
5. Принцип осознания значимости работы;
6. Принцип уважения к различным точкам зрения;
7. Принцип ответственности за результат.
Выделяют следующие виды проектов:
1. Практико-ориентированные;
2. Исследовательские;
3. Информационные;
4. Творческие;
5. Ролевые.
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Практико-ориентированный проект направлен на решение социально- значимых задач. Результат проекта определяется сразу, он может быть использован в классном коллективе или в жизни школы. Проект может быть реализован на практике и решить заданную проблему.
Исследовательский проект имеет схожую с исследованием структуру.
Он включает в себя следующие компоненты: актуальность темы и ее обоснование, задачи исследования, гипотезу и ее последующую проверку, обсуждение и анализ результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации, с целью ее обобщения и систематизации для презентации перед широкой аудитории.
Структура проекта должна быть четко продуманной и быть «гибкой» в корректировке по ходу реализации.
Творческий проект предполагает наличие свободы в выборе форм и средств представления информации и результатов. Под творческим проектом понимаются спортивные игры, произведения искусства, видеофильмы и театрализованные представления.
Ролевой проект наиболее сложный в реализации тип проекта. Ученики имеют возможность выбрать роль литературного или исторического героя, с целью создания социальных отношений при помощи игровых ситуаций.
Метод проекта - педагогическая технология, метод обучения и также способ организации деятельности школьников.
Е. С. Полат характеризует проектный метод как «совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить проблему в ходе самостоятельных действий школьника».
Изучением и рассмотрением проектного метода обучения занимались многие отечественные ученые. Среди них: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина,
Н.К. Крупская.
Е.Е. Глусова выделила теоретические принципы проектного обучения:
- в центре деятельности школьник, работа направлена на развитие его творческих способностей;
-деятельность имеет личностный характер, что повышает его мотивацию в обучении;
-индивидуальный темп проектной деятельности, который выстраивается в зависимости от особенностей школьника;
- совокупность разнообразных методов и приемов проектной работы способствует полноценному физиологическому и психическому развитию ребенка;
- усвоение знаний происходит в процессе их системного применения в жизни.
По мнению сторонников «проектного обучения», проектная деятельность должна опираться на жизненные ценности и установки, чтобы для школьника полученные ЗУН были ценны и осознаваемы, чтобы ребенок понимал их ценность для успешной жизни.
Л.Р. Баимбетов считал, что цель проектного обучения реализуется благодаря специально созданным условиям. Участники проекта тогда могут использовать знания, приобретут коммуникативные умения, научаться
применять исследовательские навыки: анализ, синтез и обобщение информации, смогут развивать системность и логичность мышления.
Метод представляет собой способ или путь обучения. Проектный метод можно считать способом обучения через организацию работы над проектом.
В проектной деятельности ученик и учитель вместе ищут решение проблемы, которое заканчивается получением практически-значимого и осязаемого продукта.
Метод проектов прочно вошел в систему обучения и активно применяется в урочное и внеурочное время. Для ученика проект, прежде всего, способ реализации, творческое осмысление проблемы. Проект позволяет принести пользу, приобрести навык самостоятельной деятельности и показать результат.
Для учителя проект является средством развития, воспитания и обучения. Учитель с помощью проектной деятельности может организовать взаимодействие учеников, направить их потенциал на решение практических задач, вовлечь родителей в процесс проектной работы.
Проект может включать в себя содержание предметов из различных областей, что дает возможности для организации научной, творческой и познавательно-поисковой деятельности.
Современные педагоги по-разному подходят к определению понятия
«проектный метод» (Табл.4)
Таблица 4
Подходы к определению сущности «проектного метода»
Автор
Метод проектов
С.А. Андрианова
Комплексный метод, который дает участникам самостоятельность в планировании и принятии решений.
Метод представляет собой способ или путь обучения. Проектный метод можно считать способом обучения через организацию работы над проектом.
В проектной деятельности ученик и учитель вместе ищут решение проблемы, которое заканчивается получением практически-значимого и осязаемого продукта.
Метод проектов прочно вошел в систему обучения и активно применяется в урочное и внеурочное время. Для ученика проект, прежде всего, способ реализации, творческое осмысление проблемы. Проект позволяет принести пользу, приобрести навык самостоятельной деятельности и показать результат.
Для учителя проект является средством развития, воспитания и обучения. Учитель с помощью проектной деятельности может организовать взаимодействие учеников, направить их потенциал на решение практических задач, вовлечь родителей в процесс проектной работы.
Проект может включать в себя содержание предметов из различных областей, что дает возможности для организации научной, творческой и познавательно-поисковой деятельности.
Современные педагоги по-разному подходят к определению понятия
«проектный метод» (Табл.4)
Таблица 4
Подходы к определению сущности «проектного метода»
Автор
Метод проектов
С.А. Андрианова
Комплексный метод, который дает участникам самостоятельность в планировании и принятии решений.