Файл: Проектная деятельность понятие, сущность, типы и формы, значение в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л.Л. Тимофеева
Способ решения проблемы через детальную проработку технологии, которая завершается практическим результатом.
Л.Л. Боева
Система приемов, действий и решений, направленная на решение значимой цели и представленная конечным продуктом.
Н.В. Матяш
Совокупность познавательных, организационных и методических приемов, позволяющих решить проблему в ходе самостоятельной деятельности с презентацией полученных результатов.
Проектный метод обучения учителя чаще всего рассматривают как особый способ организации деятельности, который обладает высоким воспитательным потенциалом.
Метод проекта строится вокруг решения конкретной проблемы и включает в себя деятельность школьника; технологии и приемы, которые использует педагог; условия для реализации педагогических технологий.
Проект завершается созданием конкретного продукта. В роли продукта может быть фильм, презентация, буклет и тд.
Особенности организации проектной деятельности детей младшего
школьного возраста
Используемые педагогом средства оказывают существенное влияние на формирование у школьников познавательного интереса. Проектная деятельность может стать таким средством и позволить достичь образовательных, воспитательных и развивающих задач образовательного процесса.
Наиболее эффективным средством влияния на познавательный потенциал и возможности ребенка является проектирование. Благодаря
возможности реализовать в ходе работы над проектом индивидуальный или личностно-ориентированный подходы, проект позволяет развивать в школьнике любознательность, научное любопытство, навыки сотрудничества и др.
Как уже говорилось выше, проектирование состоит из разработки продуманных и целесообразных шагов, которые должны «работать» на достижение высоких результатов. Однако, проект не просто постановка теоретической задачи, но еще и поэтапное ее практическое выполнение.
Метод проекта «заставляет» школьника самого искать такую задачу или проблему, которая ему интересна и привлекает его внимание. Выбранное дело должно быть осознаваемо, опираться на получение социально-значимых навыков и умений, способствовать повышению мотивации к обучению.
М.В. Крупенина убеждена, что проектная деятельность дает возможность работать над реализацией таких важнейших принципов обучения и воспитания как: воспитание самостоятельности ребенка, деятельностный подход, организация сотрудничества, установление связей педагогического процесса с окружающим миром.
Крупенина выделила несколько этапов организации проектной деятельности в школе.
1. Постановка задачи;
2. Проектирование принятого решения;
3. Организация общественного мнения о планируемом мероприятии;
4. Практическая деятельность;
5. Учет работы.
По мнению Н.Е. Версака, педагог должен поддерживать инициативу ребенка на каждом этапе. Инициатива основывается на познавательном интересе, когда ребенок решает значимую для себя задачу. Проектная работа требует тщательной подготовки и высокой степени мастерства от педагога, но главная задача состоит в том, что важно создать благоприятные условия для проявления познавательной инициативы школьника.


Познавательная деятельность при работе над проектом трансформируется в поисковую. В младшем школьном возрасте у детей возрастает активность познавательных процессов и этот период является наиболее благоприятным для развития познавательной потребности, через которую реализуется познавательная, творческая и поисковая деятельность.
Возможность узнавать новое, использовать ранее неизвестные пути решения проблемных ситуаций способствует развитию продуктивных форм мышления.
Современные психологи убеждены, что на развитие ребенка влияет характер деятельности, которой он занимается, а не сами знания. Для каждого периода существует перечень знаний и умений, которые ребенок приобретает, реализуясь в определенной деятельности.
В начальной школе, ведущая деятельность-учебная. В процессе обучения происходит формирование умений использовать приемы и средства для решения поставленной задачи; развивается умение использовать знания и умения в практической деятельности; происходит развитие необходимых для жизни компетенций; развивается интерес к науке и использованию специальной терминологии.
Правильно организованная познавательная деятельность становится средством подготовки к дальнейшей реализации проектного метода обучения.
Познавательная и проектная деятельность тесно связаны между собой и имеют схожие черты.
Среди базовых элементов можно выделить:
1) умение интегрировать знания из разных областей;
2) развитие исследовательских навыков младших школьников;
3) умение конструировать свои знания;
4) умение мыслить критически и выдвигать гипотезы, которые требуют подтверждения;
5) умение ориентироваться в информационном потоке.

Методика организации проектной деятельности на уроках
литературного чтения в начальной школе
Деятельность школьника составляет теоретическую основу проектного метода и направлена обычно на формирование мышления, с опорой на личностный опыт.
Изучая отдельные темы в школьных предметах, дети выполняют различные проекты, в которых демонстрирует полученные знания и умения.
Обычно проект обсуждается учителем и ребенком на предмет его целесообразности и значимости.
Учебный проект представляет собой самостоятельную творческую задачу, реализацию которой контролирует педагог. Проект состоит из поиска способов решений проблемы, организации форм взаимодействия ученика и учителя, анализа результатов.
Разработка учебного проекта вызывает в учениках любопытство.
Именно оно способствует развитию познавательной направленности ребенка.
Возникает желание познать, изучить объект, который привлекает внимание.
Проектная технология влияет на развитие школьника, а учителю позволяет влиять на внешние мотивы, например, любовь к книге, любовь к природе, желание узнавать, стремление к успеху.
Все эти мотивы должны быть сформированы у ребенка к окончанию школы, и они отражены в Образовательном стандарте нового поколения.
Именно поэтому проектная технология остается актуальной в рамках современного образования.
Проектная работа направлена на:
1) повышение значимости результатов обучения в глазах ребенка;
2) воспитание позитивного отношения к обучению;
3) развитие мышления, которое основывается на фактах, а не предположениях;
4) приобретение навыков работы в коллективе;


5) постановку цели из общих интересов участников группы;
6) планирование работы и осознанный подход к поиску средств достижения цели;
7) повышение интереса к самостоятельной деятельности;
8) формирование умения рассчитывать на собственные силы.
Иногда, во время работы над проектом, возникают проблемные вопросы. Важно, чтобы школьник сам находил ответы и путем рассуждения приходил к определенным выводам.
Учитель несмотря на самостоятельный характер деятельности ребенка, должен уметь устанавливать доверительные отношения со школьниками, создавать позитивный эмоциональный настрой, открыто строить диалог и помогать в достижении цели проекта.
Чтение представляет собой сложный процесс художественно- эстетического познания окружающего мира. Уроки литературного чтения в начальной школе влияют на формирование высоконравственной личности.
С технической точки зрения, чтение – общение посредством системы обозначений и графических символов. Уроки литературы погружают школьников в волшебный мир родного языка.
Особое значение имеют уроки, на которых дети анализируют художественное произведение. Учитель учит учеников «проникать» в глубины произведений, работать со словами, постигать смысл текста и особенности мировоззрения писателя через работу со средствами выразительности.
Работа над художественным произведением позволяет расширить жизненный опыт школьников, дать пример некоторых нравственных ценностей.
Анализ произведения на уроках чтения в начальной школе должен строиться на учете возрастных и психологических особенностей школьников.
Организация проектной работы пройдет успешно, если учитывать следующие аспекты:

1) наличие проблемы, которая интересна школьникам;
2) эмоциональная окрашенность произведения;
3) наличие «ситуации успеха»;
4) творчество и активность школьников;
5) практический результат совместной работы;
6) взаимодействие учителя и участников проекта;
7) стимулирование школьников к выдвижению различных гипотез и точек зрения;
8) создание условий, в которых ребенок сможет применять знания для осмысления и анализа произведения;
9) необходимость подведения итогов деятельности.
При планировании проектной работы на уроке литературного чтения выделяют 4 этапа:
1. Формулирование проблемы или дидактической цели;
2. Выбор учителем и учениками темы и типа проекта;
3. Формирование групп для анализа произведения, организации словарной работы, выполнения творческих заданий как средство подготовки к проектной работе;
4. Определение формы представления результатов.
Проектная деятельность предусматривает: составление парного, группового или индивидуального плана работы; подбор источников информации и сбор информации; распределение обязанностей внутри творческого коллектива; анализ результатов проделанной работы.
Подведение итогов проектной деятельности включает в себя подготовку и презентацию результатов, оценку успехов и неудач, выводы.
Ученики на итоговом этапе говорят об изменениях, которые с ними произошли в ходе работы над проектом, о переживаемых эмоциях и новых знаниях.


Литературный опыт младшего школьника
Проблема литературного развития школьников заслуживает пристального внимания педагогов и методистов. Навык решения этой проблемы не получил целостного освещения в историко-педагогической науке.
На современном уроке литературы особое значение приобретает практическая направленность. Школьники должны научиться разбираться в прочитанном и высказывать свои мысли. Добиться высокого воспитательного потенциала поможет систематическая работа над анализом прочитанного художественного произведения.
Представление об особенностях школьника-читателя появилось благодаря работам Т.В. Рыжковой, Л.Г. Жабицкой, В.Г. Марацмана.
Н.Д. Молдавская изучала процесс литературного развития школьника и дала ему определение. Под литературным развитием понимается, развитие способностей к непосредственному восприятию слова, умений анализировать и оценивать прочитанное, развитие литературного творчества детей.
Молдавская выделила основные критерии оценки литературного развития школьника.
1. Читательский опыт ученика;
2. Эстетический вкус как показатель художественного развития;
3. Уметь вычленять детали и создавать образы;
4. Развитое воображение, умение видеть целостную картину, наблюдательность и способность к переживаниям.
Литературное развитие проходит на протяжении всей школьной жизни ребенка и на каждом этапе взросления обладает специфическими чертами.
Это происходит благодаря тому, что с возрастом накапливается жизненный и культурный опыт, развивается мышление и память, расширяется кругозор. Обучение может как способствовать литературному развитию, так
и тормозить его. Вот почему важно, чтобы учитель имел представление о закономерностях литературного развития школьника.
В педагогике литературное развитие рассматривается как процесс и как конечный результат процесса. Образовательный процесс включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, познавательный, творческий и системно-деятельностный. В процессе литературного развития ребенок приобретает знания о литературе как о науке в системе научного знания.
З.Н. Романовская выделила основные методические положения, которые помогают успешному литературному развитию.
1. Развивающий характер обучения;
2. Художественный и нравственный потенциал изучаемых художественных произведений;
3. Литературное произведение должно рассматриваться как эстетическая ценность;
4. Специфика произведения определяет тип и структуру урока.
В современной науке литературное развитие превратилось в трехсторонний процесс, который включает в себя:
1) воспитание осознанного читателя;
2) развитие литературного творчества школьников;
3) расширение культурного поля ребенка, формирование основ культурного развития.
Литературное развитие напрямую зависит от умственного развития.
Обучение литературе должно вестись так, чтобы на уроках дети не только приобретали знания и умения, но и развивали интеллект.
Тезис «обучение должно развивать» строится на идеях Л.С. Выготского.
Обучение также должно ориентироваться на зону ближайшего развития, а не на актуальный уровень.
Впервые концепцию литературного развития предложил Н.Б. Берхин.
По его мнению, учебно-художественная деятельность представляет собой процесс взаимодействия автора текста и читателя, он включает в себя

эмоциональную оценку, формируемую благодаря личностным переживаниям.
Важны не столько авторские заложенные мысли, сколько переживания, которые ребенок может описать.
Берхин считает, что развитым переживание становится только тогда, когда оно имеет особые стилевые и художественные черты, выступает в качестве художественной мысли.
В младшем школьном возрасте важно, чтобы ребенок мог сопереживать герою произведения, именно в ходе анализа эмоций и переживаемых чувств, школьник приобретает высокий уровень эмоционального развития.
В первые месяцы обучения первоклассник редко способен к эмоциональному и эмпатийному анализу литературных произведений, это умение находится в зоне его ближайшего развития.
Для того, чтобы литературное развитие шло успешно и носило личностный характер необходимо использовать такие методы и приемы обучения как: беседа, театрализованное представление, визуализация прочитанного, пересказ и др.