Файл: Пояснительная записка в рамках изучения темы 1 Психологопедагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ 2.1.1

Психолого-педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка

Пояснительная записка

В рамках изучения темы 2.1.1 «Психолого-педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» слушателям необходимо:

  • совершенствовать свои знания в области социально-инклюзивного подхода к содействию интеграции учащихся-иностранных граждан на основе их особых (дополнительных) образовательных потребностей;

  • на основе метода Case-study отработать навыки проектирования стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.

Название работы

Проектирование стратегии сопровождения несовершеннолетнего иностранного гражданина в сфере освоения русского языка.

Цели и задачи работы

Основной целью практической работы к теме 2.1.1 «Психолого- педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» является формирование и отработка навыков проектирования стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.

Основными задачами практической работы к теме 2.1.1 «Психолого- педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» являются:

  1. Изучение методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.

  2. Самостоятельное осмысление и анализ ситуации, связанной с наличием у учащегося-иностранного гражданина особых (дополнительных) потребностей в области освоения русского языка.

  3. Проектирование стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка (с учетом требований к основным направлениям данного сопровождения).

По итогам выполнения практической работы слушатель сможет:


  • приобрести/совершенствовать знания в области: билингвизма, специфики освоения русского языка детьми-инофонами и детьми-билингвами, а также психолого-педагогических рекомендаций по практической работе с несовершеннолетними иностранными гражданами;

- сформировать/совершенствовать умения проектировать стратегию психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних

иностранных граждан в области освоения русского языка.

Краткое изложение теоретических основ работы

В зависимости от того, какими языками владеет ребенок-мигрант, можно выделить несколько групп учащихся.

Первая группа - дети, которые в совершенстве владеют русским языком и практически не говорят на языке страны исхода. У данной группы детей, как правило, не возникает языковых сложностей при адаптации.

Вторая группа - дети-билингвы, владеющие как русским, так и родным языками.

Третья группа - дети-инофоны, которые в совершенстве владеют родным языком и не владеют русским. Как правило, это дети из недавно переехавших семей.

Стратегия сопровождения разрабатывается на психолого- педагогическом консилиуме и включает следующие направления работы:

Развивающее направление предполагает организацию индивидуальной помощи ребенку. Основными приемами здесь являются: организация занятий по русскому как иностранному; обеспечение коммуникации учащегося с русскоязычными сверстниками; система домашних заданий.

Консультативно-просветительское направление включает оказание помощи семье учащегося и предполагает выработку мер по содействию освоению русского языка.

Коммуникативное направление предполагает адаптацию педагогами собственной речи для оптимизации взаимодействия с ребенком-инофоном.

Психологическое направление предполагает оказание учащемуся психологической поддержки на этапе освоения русского языка.


Порядок выполнения работы

  1. Изучите методические материалы к теме (материалы лекции 2.2.1. и дополнительную литературу).

  2. Ознакомьтесь с описанием кейсов.

  3. Определите, к какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон).

  4. Оцените, нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка. Если нуждается, предложите возможные приемы и рекомендации по описанным в лекции стратегиям сопровождения.

Рекомендации по выполнению заданий

Нужно соотнести информацию, представленную в кейсе, с материалами лекции, описать и конкретизировать стратегию сопровождения в данной ситуации.

По каждому кейсу необходимо выполнить пункты 1 и 2. Если по пункту 2 дан ответ «Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка», необходимо дать развернутый ответ на пункт 3. Если описанный в кейсе учащийся не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка, выполнять пункт 3 не нужно.

При ответе на пункт 3 необходимо предложить не менее 2 приемов/рекомендаций по каждому направлению (за исключением консультативно-просветительского - там достаточно одной рекомендации).

Требования к оформлению

Параметры страницы: А4, поля 2 см со всех сторон, редактор Word 98 и выше, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1.5, абзац (красная строка/отступ) - 1.25 см, выравнивание основного текста - по ширине.

Критерии оценки и формы контроля

    1. предложенные приемы и рекомендации способствуют освоению русского языка ребенком-мигрантом;

    2. предложенные приемы и рекомендации соответствуют направлениям сопровождения, изложенным в материалах лекции;

    3. предложенные приемы и рекомендации соответствуют возрастным и личностным характеристикам, описанным в кейсе учащегося.

Форма контроля: самоконтроль.

Требования к результатам работы

Требования к результатам работы следующие:

  • Даны решения всех кейсов.

  • Указано, к какой группе принадлежит каждый учащийся.

  • Предложены приемы и меры сопровождения по каждому направлению.

  • Документ не содержит стилистических, орфографических, смысловых неточностей, опечаток, ошибок.


Кейс 1. Жанаргуль

Жанаргуль 11 лет, два месяца назад она приехала из кыргызского города Ош. Папа Жанаргуль уже два года работает в России, говорит по-русски бегло, но с сильным акцентом и множеством ошибок. Мама Жанаргуль знает буквально несколько слов по-русски, но настроена на общение. В Оше у Жанаргуль была русская подружка, от которой Жанаргуль выучила несколько русских фраз. Сейчас Жанаргуль учится в пятом классе. Она очень общительна, другие девочки с удовольствием ей помогают, но без достаточного знания русского языка ей очень сложно. В школе есть еще девочки и мальчики из Кыргызстана, две кыргызские девочки учатся в восьмом классе и хорошо говорят по-русски.

Вопросы:

  1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?

  2. Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.

Варианты решения:

    1. Неверный ответ:

Жанаргуль - билингв.

Верный ответ:

Жанаргуль - ребенок-инофон.

    1. Неверный ответ:

Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.

Верный ответ:

Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.

Стратегия ее сопровождения в сфере русского языка может включать:

      1. Развивающее направление.

Неверные варианты:

Нужно организовать для Жанаргуль занятия по русскому и только после этого включить ее в класс.

Можно записать ее в кружок выразительного чтения, чтобы она лучше читала.

Нужно ограничить общение Жанаргуль с ровесниками, чтобы русский язык остальных детей не страдал. Жанаргуль сможет общаться с ребятами, когда достигнет необходимого уровня владения языком.

Верные варианты:

Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.

Также рекомендуется записать ее в кружок, например, танцевальный.

Целесообразно стимулировать помощь Жанаргуль со стороны одноклассниц и попросить их больше говорить с ней по-русски.


Педагог по РКИ может давать ей домашние задания на прослушивание русских текстов.

      1. Консультативно-просветительское направление.

Неверные варианты:

Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.

Говорить дома исключительно на русском.

Верный вариант:

Поскольку родители Жанаргуль недостаточно хорошо владеют русским языком, им следует посоветовать совместный просмотр видео. Например, можно каждый вечер по 15 минут смотреть мультфильмы и потом обсуждать новые слова

      1. Коммуникативное направление.

Неверные варианты:

Общаться с Жанаргуль, как с остальными учащимися, напоминать ей о правилах русского языка.

Верные варианты:

Учителя могут научить Жанаргуль простым речевым формулировкам, в общении с ней стоит говорить медленнее и использовать короткие предложения и простые слова

      1. Психологическое направление.

Неверные варианты:

Напоминать Жанаргуль, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.

Верные варианты:

Важно хвалить Жанаргуль за ее активность, необходимо подчеркивать ее успехи в овладении русским языком.

Можно также спросить у нее, как по-кыргызски сказать «Здравствуйте», и иногда использовать это слово в общении с ней.

Кейс 2. Адилет

Адилету 14 лет, он недавно приехал с семьей из Казахстана. Адилет жил в районе города Актобе, где много русскоязычных, его тетя замужем за русским, поэтому он довольно бегло говорит по-русски, правда, иногда делает ошибки. Дома говорят по-казахски, но мама и папа Адилета хорошо владеют русским языком, без проблем общаются с педагогами. Адилету трудно устанавливать контакты с новыми людьми, он почти не общается с одноклассниками и большую часть времени проводит с младшим братом (брату 12 лет). С братом Адилет говорит по-казахски. Адилет увлекается рисованием, в Казахстане он посещал художественную школу.