Файл: Пояснительная записка в рамках изучения темы 1 Психологопедагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы:
-
К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)? -
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
-
Неверный ответ:
Адилет - ребенок-инофон.
Адилет в совершенстве владеет русским.
Верный ответ:
Адилет - билингв.
-
Неверный ответ:
Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:
-
Развивающее направление.
Неверные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Когда пропадут ошибки, записать в художественную школу.
Верные варианты:
Адилету достаточно периодических консультаций по русскому как иностранному.
Можно привлекать Адилета к оформлению класса или школы.
Целесообразно записать его в художественную школу.
-
Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Смотреть видео на русском по 15-20 минут.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Родители хорошо говорят по-русски, так что можно ввести дома время русского языка. Например, за ужином говорят только по-русски.
-
Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Говорить медленнее, использовать простые слова.
Верные варианты:
Меры этого направления не требуются.
-
Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Адилету, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Хвалить Адилета за хороший уровень русского языка и за его рисунки.
Проявлять интерес к казахскому языку.
Кейс 3. Полина.
Полине 9 лет, она с родителями переехала в Россию из Гомеля. Дома говорят на русском, но Полина знает стихи и песни на белорусском языке. Бабушка разговаривает с Полиной на белорусском, но отвечает ей Полина на русском. Иногда в речи Полины проскакивают отдельные белорусские слова, периодически она ошибается в письме и пишет одно-два слова по-белорусски.
Вопросы:
1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2. Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
-
Неверный ответ:
Полина - билингв.
Верный ответ:
Полина - ребенок-инофон.
-
Неверный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Полина хорошо владеет русским и не нуждается в особых мерах по сопровождению освоения русского языка.
-
При правильном ответе на второй вопрос ответа на третий вопрос не предполагается.
Кейс 4. Эльчин
Эльчину 16 лет, его семья недавно переехала в Россию из Азербайджана. Отец Эльчина довольно хорошо говорит по-русски, мама прекрасно понимает русский, но говорит с трудом. Дома в основном говорят по-азербайджански. Эльчин смотрит много фильмов и видео на русском языке, читает страницы в социальных сетях. Эльчин хорошо понимает устную и письменную речь, при этом говорить на русском он затрудняется. Эльчин очень плохо пишет на русском, в речи делает большое количество ошибок. Эльчин занимается легкой атлетикой, планирует продолжить занятия спортом в России.
Вопросы:
-
К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)? -
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
-
Неверный ответ:
Эльчин - ребенок-инофон.
Эльчин в совершенстве владеет русским.
Верный ответ:
Эльчин - билингв.
-
Неверный ответ:
Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:
-
Развивающее направление.
Неверные варианты:
Нужно организовать для Эльчина занятия по русскому и только после этого включить ее в класс.
Эльчину достаточно периодических консультаций.
Верные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Также рекомендуется продолжить занятия спортом в группе русскоговорящих сверстников.
Педагог по РКИ может давать ему домашние задания, направленные на развитие навыков устной и письменной речи.
-
Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Смотреть видео на русском по 15-20 минут.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Отец хорошо говорит по-русски, так что ему необходимо беседовать с Эльчином на русском языке.
Мама может просить Эльчина пересказать ей на русском содержание прочитанного или просмотренного сыном, также можно просить его рассказать на русском о том, что было в школе.
-
Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Говорить медленнее, использовать простые слова.
Верные варианты:
Меры этого направления не требуются.
-
Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Эльчину, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Важно хвалить Эльчина за его усилия, необходимо подчеркивать его успехи в овладении русским языком.
Литература
1. Касенова Н.Н. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова, Г.К. Джурабаева [и др.]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско- русский национально-культурный центр». - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. - 198 с.
-
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан [Министерство просвещения Российской Федерации]. Москва, 2021. 38 c. URL: https://psyiournals.ru/lsacfc 2021/index.shtml -
Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Адаптация и интеграция международных мигрантов в современной школе. Методические рекомендации для работников образовательных организаций с многонациональным составом обучающихся. - Москва: МПГУ - Этносфера, 2020.