Файл: Пояснительная записка в рамках изучения темы 1 Психологопедагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы:

        1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?

        2. Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.

Варианты решения:

          1. Неверный ответ:

Адилет - ребенок-инофон.

Адилет в совершенстве владеет русским.

Верный ответ:

Адилет - билингв.

          1. Неверный ответ:

Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.

Верный ответ:

Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.

Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:

            1. Развивающее направление.

Неверные варианты:

Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.

Когда пропадут ошибки, записать в художественную школу.

Верные варианты:

Адилету достаточно периодических консультаций по русскому как иностранному.

Можно привлекать Адилета к оформлению класса или школы.

Целесообразно записать его в художественную школу.

            1. Консультативно-просветительское направление.

Неверные варианты:

Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.

Смотреть видео на русском по 15-20 минут.

Говорить дома исключительно на русском.

Верный вариант:

Родители хорошо говорят по-русски, так что можно ввести дома время русского языка. Например, за ужином говорят только по-русски.

            1. Коммуникативное направление.

Неверные варианты:

Говорить медленнее, использовать простые слова.

Верные варианты:

Меры этого направления не требуются.

            1. Психологическое направление.

Неверные варианты:

Напоминать Адилету, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.

Верные варианты:

Хвалить Адилета за хороший уровень русского языка и за его рисунки.


Проявлять интерес к казахскому языку.

Кейс 3. Полина.

Полине 9 лет, она с родителями переехала в Россию из Гомеля. Дома говорят на русском, но Полина знает стихи и песни на белорусском языке. Бабушка разговаривает с Полиной на белорусском, но отвечает ей Полина на русском. Иногда в речи Полины проскакивают отдельные белорусские слова, периодически она ошибается в письме и пишет одно-два слова по-белорусски.

Вопросы:

1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?

2. Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.

Варианты решения:

              1. Неверный ответ:

Полина - билингв.

Верный ответ:

Полина - ребенок-инофон.

              1. Неверный ответ:

Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.

Верный ответ:

Полина хорошо владеет русским и не нуждается в особых мерах по сопровождению освоения русского языка.

              1. При правильном ответе на второй вопрос ответа на третий вопрос не предполагается.

Кейс 4. Эльчин

Эльчину 16 лет, его семья недавно переехала в Россию из Азербайджана. Отец Эльчина довольно хорошо говорит по-русски, мама прекрасно понимает русский, но говорит с трудом. Дома в основном говорят по-азербайджански. Эльчин смотрит много фильмов и видео на русском языке, читает страницы в социальных сетях. Эльчин хорошо понимает устную и письменную речь, при этом говорить на русском он затрудняется. Эльчин очень плохо пишет на русском, в речи делает большое количество ошибок. Эльчин занимается легкой атлетикой, планирует продолжить занятия спортом в России.

Вопросы:

                1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?

                2. Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.


Варианты решения:

                  1. Неверный ответ:

Эльчин - ребенок-инофон.

Эльчин в совершенстве владеет русским.

Верный ответ:

Эльчин - билингв.

                  1. Неверный ответ:

Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.

Верный ответ:

Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.

Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:

  1. Развивающее направление.

Неверные варианты:

Нужно организовать для Эльчина занятия по русскому и только после этого включить ее в класс.

Эльчину достаточно периодических консультаций.

Верные варианты:

Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.

Также рекомендуется продолжить занятия спортом в группе русскоговорящих сверстников.

Педагог по РКИ может давать ему домашние задания, направленные на развитие навыков устной и письменной речи.

  1. Консультативно-просветительское направление.

Неверные варианты:

Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.

Смотреть видео на русском по 15-20 минут.

Говорить дома исключительно на русском.

Верный вариант:

Отец хорошо говорит по-русски, так что ему необходимо беседовать с Эльчином на русском языке.

Мама может просить Эльчина пересказать ей на русском содержание прочитанного или просмотренного сыном, также можно просить его рассказать на русском о том, что было в школе.

  1. Коммуникативное направление.

Неверные варианты:

Говорить медленнее, использовать простые слова.

Верные варианты:

Меры этого направления не требуются.

  1. Психологическое направление.

Неверные варианты:

Напоминать Эльчину, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.

Верные варианты:

Важно хвалить Эльчина за его усилия, необходимо подчеркивать его успехи в овладении русским языком.

Литература

1. Касенова Н.Н. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова, Г.К. Джурабаева [и др.]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско- русский национально-культурный центр». - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. - 198 с.


    1. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан [Министерство просвещения Российской Федерации]. Москва, 2021. 38 c. URL: https://psyiournals.ru/lsacfc 2021/index.shtml

    2. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Адаптация и интеграция международных мигрантов в современной школе. Методические рекомендации для работников образовательных организаций с многонациональным составом обучающихся. - Москва: МПГУ - Этносфера, 2020.