Файл: Практическая работа по дисциплине философия по специальности 11. 03. 02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»
Кафедра ФИЛОСОФИИ
Т.В. Филатов
Практическая работа по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
По специальности 11.03.02 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Выполнил Калекенов Р.С. гр. ИКТиССу-3к|
I. Кратко ответьте на поставленные вопросы:
1. Какие проблемы человеческого существования называются «вечными» и почему? Назовите
их.
Подавляющее большинство вопросов, которые интересуют философов, решить невозможно. Конечно же, эта невозможность происходит не от того, что философы не обладают достаточными талантами и навыками, а от того, что в неразрешимости и состоит специфика основных (вечных) философских вопросов и проблем. Если на какой-то вопрос в принципе нельзя найти ответ, он признается философским. Относительно него возможно лишь продолжать рассуждения и пытаться найти все новые и новые ответы, ни один из которых не будет окончательным и истинным.
Среди множества философских проблем можно назвать наиболее интересными следующие: проблема первоначала, проблема материального и идеального, проблема души и тела, проблема свободы и творчества личности, проблема смысла жизни, проблема истины. Относительно каждой из них существует свой перечень решений, предложенных философами той или иной эпохи.
2. Назовите признаки мифологического мировоззрения, чем отличается от него мировоззрение религиозное?
В рамках мифологического мировоззрения допустимы самые фантастические картины мира и допущения, вымышленные персонажи, любые противоречия и нарушения логики, отсутствие причинно-следственных связей между явлениями и поступками героев.
Религиозное мировоззрение хотя и опирается на веру, но всегда соотносится с фактами из реального мира. Например, в христианстве вы не найдете рассказов, которые бы начинались так: "давным-давно, в одной далекой стране, жил некий царь ...", - там всегда есть привязка к реальной истории и всегда можно проверить, было такое или не было.
3. Раскройте смысл основного принципа античной философии – космоцентризма. Обратите внимание на двойное значение греческого термина «космос» (и «вселенная», и «порядок).
Космос для античного мышления – это все, то есть космос – это целостность мира. Нет и не может быть ничего надмирного, а потому боги находятся внутри космоса. Космоцентризм означает, что космос – это смысловой центр: все выводится из космоса и все сводится к космосу. В космоцентрической философии одно из главных мест занимает проблема первоначала: из него необходимо вывести все многообразие космоса. Было предложено много вариантов первоначала, что вполне объяснимо, учитывая, что античная философия – это исторически первая форма философии, а потому требовалось закладывать сами основы философского знания (на первых порах – исходя из мифологических традиций). Кроме того, многообразие представлений обязано и многочисленным дискуссиям, в которых устанавливались разнообразные противоположности – не случайно про античную философию говорят, что она составляет основу всех позднейших типов мировоззрений.
4. Сравните взгляды первых философов на проблему первоосновы мира (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита). Что отличало от них учение Демокрита?
К Милетской школе принадлежали Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. В основе их учений лежало представление о первичной субстанции, из которой возникает все существующее и которая не нуждайся ни в каком внешнем объяснении или обосновании.
Фалес полагал, что первоначалом была вода, а точнее, некое влажное первовещество, из которого возникает все существующее, благодаря которому оно живет и в котором растворяется. Он обосновывал свои идеи, опираясь на круговорот воды в природе.
Анаксимандр, ученик Фалеса, в качестве начала вселенной выделил «апейрон», то есть «бесконечное», «беспредельное». От более точного определения Анаксимандр отказался. Апейрон — это материальное начало, хотя нельзя сказать, что именно оно собой представляет. Высказывалось мнение, что апейрон — это смешение четырех стихий: воды, воздуха, земли и огня.
Первичная субстанция, согласно Анаксимандру, не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом. Доказательство своей точки зрения Анаксимандр находил в том, что «если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы.
Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное явление из целого, но, наоборот, целое из отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает микрокосмическое исследование. Это явление представлено атомистической школой Левкиппа и Демокрита и позднейшей школой ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора.Демокрит создал учение об атомистическом строении материи. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность.
5. Известно выражение «Гераклитов поток». Воспроизведите знаменитое изречение Гераклита и объясните его.
Все течет, все меняется» - афоризм, приписываемый Гераклиту Эфесскому. У Гераклита все изменчиво, подвижно, находится в постоянном движении и борьбе. В мире нет ничего постоянного и устойчивого. Клеточный состав человеческого тела за жизнь полностью сменяется несколько раз. Некоторые клетки меняются в течение дня, но мы этого не замечаем. В связи с этим мудрым изречением Гераклита вспоминается притча о перстне царя Соломона, на котором была выгравирована надпись: «все пройдет, пройдет и это» .
6. Чем известна элейская школа? Чьими именами она представлена? Почему элеаты считали движение иллюзией? Назовите основные апории Зенона. Какова была логика Зенона, и что именно он пытался доказать?
Элейская школа - древнегреческая философская школа 6-5-го века до нашей эры. Основали её в городе Элее. Это школа относится к натуралистическому периоду развития философии, но, в отличии от других течений, которые разбирались с природой
, элейская школа разбирала онтологические вопросы.
Яркими представителями школы элейцев являются: ее основатель Парменид — выдающийся мыслитель того времени (друг и ученик Ксенофана и по свидетельствам Диогена Лаэртского также ученик Анаксимандра), Зенон Элейский (в Элее) и Мелисс Самосский (в Ионии). Ксенофан, будучи учителем Парменида, явился своего рода предшественником учения элейцев, но к самой школе отношения не имел.
Зенон сначала формулировал верное утверждение, которое затем путем логических умозаключений полностью опровергал. Мыслитель известен своими апориями (апория – верная по логическим законам ситуация, которая не может существовать в реальности). Зенон в своих апориях (стрела, черепаха и Ахиллес) пытался опровергнуть учение своего учителя Парменида, утверждая, что бытие может пребывать в движении и те характеристики бытия, которыми наделил его Парменид не верны.
7. Что такое диалектика?
Единство и борьба противоположностей
Назовите основной закон диалектики, который был известен уже Гераклиту.
Единство постоянства и изменчивости - мир состоит из неизменяемой пустоты и существующих в них атомов самых разнообразных форм и размеров, за счёт изменения взаимодействий между атомами образуется всё разнообразие вещей (по сути - конфигураций этих атомов).
8. Эпикурейцем называют человека, который наслаждается жизнью. Понятием “стоический характер” обозначают характер человека мужественного, не способного поступиться своими принципами, духовно сильного. В чем заключалось существенное отличие философской позиции эпикурейцев и стоиков?
Различие стоической и эпикурейской этики весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.
5. Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни»
Контрольные вопросы
-
Что называет Сенека подлинным благом и почему?
Благо в виде разума не дается людям тотчас после рождения, а совершенствуется их усилиями. Все в природе являет свое благо, только созрев до конца. Так и благо есть лишь в том человеке, чей разум уже достиг совершенства. В связи с этим надо отметить разделение людей на мудрецов и идущих к мудрости, которое делает Сенека. Последних он насчитывает три разряда. Первый – это те, кто вплотную подошел к мудрости. Они расстались с пороками и страстями, но их надежность в этом отношении еще не испытана. Второй разряд – те, кто избавился от наибольших зол, но еще может скатиться к прежнему. Третий – это те, кто изжил одни пороки, но сохранил другие: похоть, например, их не будоражит, а честолюбие одолевает. -
Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удовольствия?
Приятные чувства имеют значения для счастья. Для некоторых они имеют даже решающее значение. И именно на этой основе различаются два типа счастья: одни довольны жизнью потому, что обладают какими-то ценностями, другие потому, что получают приятные ощущения. Счастье второго, типа имеет гедонистическую основу. В этом случае удовольствия служат причиной счастья, и люди счастливы только потому, что испытали приятные чувства. Но так бывает не всегда: некоторые счастливы, хотя получили мало удовольствий; их удовлетворенность жизнью имеет другие причины. Неверно, что счастье достижимо всегда только через удовольствия. Но точно так же неверно и утверждение стоиков, что через удовольствия вообще нельзя достичь счастья. И все же нередко можно наблюдать в жизни, что люди, испытавшие самые большие удовольствия и упоение, в целом не являются самыми счастливыми. Это подтверждают психологи, доказывающие, что существует даже обратное соотношение между склонностью к острым ощущениям и способностью вообще испытывать счастье ( to be generally happy ). В таком случае счастье (в смысле упоения) было бы в обратном соотношении со счастьем (в смысле удовлетворения жизнью). -
Кого Сенека почитает мудрецом? -
Что составляет основу мудрой жизни?
Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) — независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни — удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны. -
Всегда ли тождественны понятия философа и мудреца?
Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они рассуждают, что они намечают нравственные идеалы. А если бы они и действовали согласно своим речам, то никто не был бы счастливее их (они бы стали мудрецами).