Файл: Социализация как основной механизм формирования личности.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отдельно хотелось бы выделить, что подростки испытывают проблемы в рамках процесса адаптации, что выражается в невозможности устанавливать коммуникацию с окружающими, а также адекватно воспринимать нормы и правила поведения.
Вывод по 2 главе
В исследовании принимали участие 20 подростков возраста 11-16 лет.
Были использованы следующие методики:
-
Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина); -
Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Тест Бойко); -
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина).
По итогам диагностики определено, что подростки имеют недостаточный уровень социальности в силу того, что не способны адекватно формировать коммуникативное взаимодействие, при этом не воспринимают нормы и правил поведения, а также у подростков присутствует низкий уровень социальной адаптации.
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что социализация рассматривается как принятие личностью определенных норм, правил поведения, имеющих общепринятое значение для адаптации к обществу и особенностям нахождения в нем.
Дети подросткового возраста отличаются особенностями физического, психологического, нравственного и интеллектуального развития.
Успешность процесса социализации определяются следующими показателями:
а) подросток реагирует на другого человека, как на равного себе;
б) подросток признает существование норм в отношениях между людьми;
в) подросток признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей.
В исследовании принимали участие 20 подростков возраста 11-16 лет.
Было были использованы следующие методики:
-
Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина); -
Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Тест Бойко); -
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина).
По итогам диагностики мы определили, что подростки имеют недостаточный уровень социальности в силу того, что не способны адекватно формировать коммуникативное взаимодействие, при этом не воспринимают нормы и правил поведения, а также у подростков присутствует низкий уровень социальной адаптации.
Список используемой литературы и используемых источников
-
Авдулова, Т.П. Социализация подростков в информационном пространстве [Текст] / Т.П. Авдулова // Мир психологии. – 2012. – № 4. – С. 196–205. -
Батюта, М. Б. Возрастная психология: учеб. пос. [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2014. – 306 с. -
Барышева, А.Н. Подросток в современном мире. О реализации программы «Отдыхая, взрослеем и развиваемся» [Текст] / А.Н. Барышева, К.Н. Стебаева // Воспитание детей и молодежи». – 2012.– № 4. – C. 44–45. -
Березина, В.А Ресурсное обеспечение организованного отдыха и оздоровления в социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / В.А. Березина, А.Н. Бубнова // Социальное воспитание молодежи на основе традиционных ценностей Русского мира: Материалы XII Международной научно–практической конференции. – 2016. – № 4. – С.443–447. -
Богуцкая, Т.В. Социализация детей и подростков [Текст] / Т.В. Богуцкая, О.А. Жуйкова // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. – 2016. – № 2. – С. 147–149. -
Бубнова, А.Н. Технологии социализации детей и подростков [Текст] / А.Н. Бубнова // Образование и наука. – 2012. – № 2. – С. 165–166. -
Бубнова, А.Н. Воспитание и социализация подростков [Текст] / А.Н. Бубнова // Образование личности. – 2017. – № 1. – С. 85–91. -
Варова, Т.И. Роль возрастных особенностей в социальной адаптации подростков [Текст] / Т.И. Варова // Современные проблемы адаптации обучающихся в социально–культурном пространстве образовательного учреждения. – 2015. – № 2. – С. 151–162. -
Галигузова, Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей и подростков [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Н. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С. 17 – 25. -
Гулина, М.А. Психологические особенности детей [Текст] / М.А. Гулина // Психология социальной работы. – 2012 – №4 – С. 201 – 208. -
Гуревич, П. С. Психология: Учебник [Текст] / П.С. Гуревич. – 2–e изд. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 332 с. -
Завражнов, В. В. Психолого–педагогические аспекты проблемы социализации подростков [Текст] / Г.А. Завражнова, Г.А. Романова // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 588–590. -
Киржой, Е.В. Особенности процесса социализации подростков [Текст] / Е.В. Киржой // Воспитание школьников. – 2012. – № 6. – С. 34–39. -
Ковалева, А.И. Ресоциализация [Текст] / А.И. Ковалева, Н.А. Перинская // Знание, понимание, умение. – 2016. – № 1. – С. 297–300. -
Кожакина, С.О. Потребность в социальной успешности [Текст] / С.О. Кожакина // Образование и наука. – 2013. – № 4(37). – С. 60–65. -
Кудряшева, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Кудряшева Л.А. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 160 с. -
Культура и воспитание подростков в современном мире: Коллективная монография [Текст] / Под ред. В.А. Березиной. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра–М,2015. – 382 с. -
Мальцева, Т. В. Психология : учеб. пособие [Текст] / Т.В. Мальцева. – М. : РИОР : ИНФРА–М, 2017. – 275 с. -
Мандель, Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра–М, 2012. – 352 с. -
Митичева, Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях [Текст] / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 739–742. -
Наливайко, Т.Е. Возрастные особенности социально–коммуникативного развития личности [Текст] / Т.Е. Наливайко, М.В. Шинорук // Образование и наука. – 2012. – № 4. – С. 56–60. -
Образование личности: стандарты и ценности: Сборник научн– методических материалов международных научно– практических конференций «Теория и практика поликультурного воспитания в образовательной среде», «Актуальные вопросы социализации личности в современных условиях» [Текст] / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра–М, 2015. – 456 с. -
Проценко, М.Н. Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / М.Н. Проценко// Права ребенка и эффективное взаимодействие государственно–общественных институтов в защите . – 2014.– № 4. – C. 160. -
Райфшнайдер, Т.Ю. Социально – психологическая поддержка подростков [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер. М.: Инфра–М, 2012. – 322 с. -
Руденко, А. М. Психология: Учебник [Текст] / Руденко А.М. – Рн/Д: Феникс, 2012. – 556 с. -
Самыгин, С. И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов [Текст] / Самыгин С.И., Щербакова Л.И. – Рн/Д:Феникс, 2017. – 220 с. -
Саратова, Л. М. Психолого–педагогические особенности подростков [Текст] / Л.М. Саратова // Молодой ученый. – 2012. – №11. Т.2. – С. 102–104. -
Соколова, А. П. Психологические трудности в отношениях подростков с родителями [Текст] / А.П. Соколова // Вестник Таганрогского университета им. А. П. Чехова. –2016. – № 5. – С. 112–115. -
Стебаева, К.Н. Проблема социализации детей и подростков [Текст] / К.Н. Стебаева // Профилактика зависимостей. – 2016.– № 4. – C. 138–142. -
Цицер, Ю.А. Социально–психологические причины появления несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / Ю.А. Цицер // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – № 1. – С. 92–96. -
Чернышова, М.А. Особенности социализации детей и подростков [Текст] / М.А. Чернышова // Образование и наука. – 2015. – № 4. – С. 212–218. -
Чучина, Н.Н. Социализация подростков [Текст] / Н.Н. Чучина // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. – 2016. – № 2. – С. 205–210. -
Юдина, А. И. Факторы влияния на социализацию подростков [Текст] / А.И. Юдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. –2013. –№ 24. – С. 231–243. -
Яковлева, Н.Ф. Актуальные проблемы социализации современных подростков [Текст] / Н.Ф. Яковлева – М.: Инфра – М, 2014.–62 с.