Файл: Социализация как основной механизм формирования личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе [17].

Важным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля [24].

Одной из причин частых конфликтов в подростковом возрасте становится переоценка своих возросших возможностей, выраженная в стремлении к независимости и самостоятельности, самолюбии и обидчивости, повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на попытки окружающих принизить их взрослость.

В процессе изучения основ наук и расширения кругозора формируются интересы подростков. Зачастую жажда познать «все и сразу», чрезмерная активность подростка приводят либо к разбросанности интересов, либо к одностороннему развитию одного интереса, при безразличии ко всему остальному.

Важным аспектом подросткового возраста является развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, желание строить устойчивые и продолжительные дружеские отношения.

По мнению Л.А. Кудряшевой: «Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из–под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости» [16, с.14].

Наряду с реакцией эмансипацией А.Е Личко выделяет: «В качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким–то эмоциональным потребностям подростков» [23, с.160].


Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития». К ним относятся [28]:

1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела;

2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли;

3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола;

4) развитие интеллектуальных способностей;

5) выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение;

6) достижение социально ответственного поведения;

7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности;

8) достижение экономической независимости;

9) подготовка к браку и семейной жизни.

Анализируя особенности подросткового возраста, стоит отметить, что данный возрастной период привлекает к себе внимание многих исследователей, поскольку данный период отличается сложным процессом психологического развития, при этом данный этап развития личности является переходным от детства к взрослому периоду жизни.

Рассматривая изменения, происходящие на подростковом этапе развития индивида, исследователи чаще всего отмечают:

– перестройку организма в результате процессов роста и полового созревания;

– развитие теоретического рефлексивного мышления;

– рост избирательности внимания, восприятия, активное формирование творческого мышления;

– стремление быть как все и одновременно проявлять свою индивидуальность.

В подростковом периоде отмечается развитие самооценки личности подростков, при этом учитывается мнение о том, что специфика развития самооценки и ее уровень непосредственно связан со статусом личности подростка и референтной группой, в которую подростков входит.

Еще одной характерной чертой подростка является стремление к самоутверждению, желанию доказать окружающим свою взрослость. Д.Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании данного периода [32].

У подростка появляется потребность в познании себя и своих личностных качеств, а также сравнении себя с окружающими, так как это необходимо для оптимальной организации его поведения. Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует свое мировоззрение, свои жизненные планы, что, в конечном счете, позволит ему жить самостоятельно [12].


Несмотря на то, что подросток ни физически, ни психически, ни социально еще не может полноценно соответствовать критериям взрослости, он стремится занять равную со взрослыми социальную позицию. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым [3].

Итак, возрастные особенности развития подростков выражаются в трансформации физиологических особенностей, при этом происходит изменение психологической стороны личности. В процессе развития у подростков изменяется самооценка, подростки стремятся к самоутверждению.

В силу этого происходит трансформация психологических особенностей, поэтому подростковый возраст связан с развитием самооценки, самосознания, также можно отметить неустойчивость характера и проявление акцентуации.
Выводы по 1 главе
Социализация рассматривается как принятие личностью определенных норм, правил поведения, имеющих общепринятое значение для адаптации к обществу и особенностям нахождения в нем.

Успешность процесса социализации личности связана с наличием следующих особенностей личности:

– предприимчивость;

– инициативность;

– энергичность;

– ответственность;

– профессионализм;

– компетентность;

– способность принимать самостоятельные решения и выстраивать альтернативы жизненного выбора.

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста определяются тем, что в этот период происходит трансформация психологической системы подростка, а также отмечается интенсивное физиологическое развитие.

Глава 2. Эмпирическое исследование социализации современных подростков
2.1 Методы диагностики социализации подростков
Диагностическая работа проводилась в МБУ «Школа №15» . В исследовании принимали участие 20 подростков возраста 11-16 лет. Из общего числа испытуемых участвовали в исследовании 10 мальчиков и 10 девочек.

Задачи:

1. Подобрать и модифицировать в соответствии с требованиями экспериментальной работы методики исследования.

2. Организовать и провести диагностическое исследование.

3. Провести сравнительный анализ.

Гипотеза: подростки испытывают чувство тревоги относительно процесса социализации, при этом возникают трудности в контексте формирования коммуникативной толерантности.


В рамках диагностической работы применялись следующие методики:

  1. Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина).

  2. Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Тест Бойко).

  3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина).

  4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).



2.2 Результаты исследования



Проанализируем полученные данные в рамках представленных методик.

  1. Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина).

По данным рисунка 1 можно определить, что подростки в основном имеют средний показатель самооценки – 75%, то есть большая часть подростков объективно воспринимают свою социальное положение, при этом подростки имеют умеренный уровень тревожности, что нормально для процесса их социализации.


Рисунок 1 – Уровень самооценки
10% испытуемых имеют высокий уровень самооценки, то есть они не проявляют чувств тревоги и свободно полагаются исключительно на свои силы и свой опыт. Для 15% подростков свойственен низкий уровень самооценки. Подростки проявляют тревогу и не могут объективно воспринимать процесс социализации.

2) Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

Уровень коммуникативной толерантности у подростков в основном имеет средний показатель – 50%. Подростки проявляют умеренную терпимость к окружающим, вступают в диалог, но не способствуют его продолжению. Для 30% свойственна низкая коммуникативная толерантность –подростки с трудом воспринимают окружающих и не стремятся вступать в контакт, при этом 10% вообще не воспринимают других и отличаются полной нетерпимостью. Лишь 10% подростков проявляют высокий показатель толерантности и проявляют заинтересованность в рамках коммуникативного процесса (рис. 2).


Рисунок 2 – Уровень коммуникативной толерантности


  1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина).

Более половины подростков – 75% испытывают трудности в рамках адекватного восприятия собственной оценки и восприятия реальной действительности; 25% адекватно воспринимают себя и свое положение, поэтому не испытывают особых трудностей в процессе адаптации (рис.3).



Рисунок 3 – Нервно-психическая устойчивость
Половина опрошенных – 55%, испытывают затруднения в процессе формирования коммуникации с окружающими, 45% имеют необходимый уровень для установления коммуникативных контактов (рис. 4).


Рисунок 4 – Коммуникативные особенности
В данном вопросе результаты ответов распределились поровну (по 50%). Половина подростков испытывает трудности в объективном восприятии норм поведения, остальные 50% адекватно ориентируются на нормы, что у них не вызывает трудностей (рис. 5).



Рисунок 5 – Моральная нормативность
Половина подростков имеют удовлетворительный уровень адаптации к новым для них условиям жизни, у 30% выявлен низкий уровень адаптационных способностей, что негативно влияет на их социализацию, лишь 20% опрошенных имеют высокий и нормальный уровень адаптации (рис. 6).


Рисунок 6 – Адаптивные способности


  1. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Определяя уровень коммуникативных и организаторских способностей у подростков, нужно обратиться к рисунку 7.


Рисунок 7 – Уровень коммуникативных и организаторских склонностей
По данным рисунка видно, что практически половина испытуемых имеет средний показатель развития коммуникативных и организаторских способностей – 47%. Такие подростки стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Из общего числа опрошенных 23% имеют высокий показатель, то есть они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. При этом 20% подростков имеют низкий показатель развития коммуникативных и организаторских склонностей, а 10% - очень низкий. Такие подростки скованны, не готовы вступать в контакт.

Итак, по итогам проведенной диагностической работы можно отметить, что подростки испытывают чувство тревоги относительно процесса социализации, при этом возникают трудности в контексте формирования коммуникативной толерантности.