Файл: Социализация как основной механизм формирования личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

Дошкольная педагогика и психология

37.03.01 Психология

Психология

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

по учебному курсу «Общая психология 2»

Тема: Социализация как основной механизм формирования личности

Студент

Захарова Диана Руслановна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-1902е













Преподаватель

  • Цыганкова Ирина Геннадьевна







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Содержание



Введение 3

Глава 1. Теоретические основы социализации подростков 5

1.1 Понятие и сущность социализации 5

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 8

Выводы по 1 главе 13

Глава 2. Эмпирическое исследование социализации современных подростков 14

2.1 Методы диагностики социализации подростков 14

2.2 Результаты исследования 14

Вывод по 2 главе 20

Заключение 21

Список используемой литературы и используемых источников 22


Введение



Актуальность. В связи социально-экономическими процессами в обществе и нестабильностью его положения нарастает необходимость в развитии личности, умеющей приспосабливаться к изменяющимся условиям, а также склонной к стабилизации своего социального положения и объективного восприятия норм и правил поведения. В связи с этим особое внимание уделяется процессу социализации, позволяющему личности усвоить необходимые знания, нормы, правила, направленные на дальнейший процесс жизнедеятельности.


Проблема социализации активно рассматривается на примере подросткового возраста. Это опосредовано тем, что подростки отличаются особыми психологическими характеристиками, что отражается в нестабильности поведения подростков, повышенной агрессивности, склонности к самоутверждению и т.п.

В связи с этим наблюдается тенденция увеличения числа подростков, имеющих отклоняющееся поведение, которое не позволяет им в полной степени пройти весь процесс социализации, что пагубно отражается на их дальнейшем становлении.

Проблема социализации современных подростков представлена в исследованиях следующих авторов: A.B. Мудрик, A.B. Петровский, М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин; зарубежных исследователей: П. Блос, М. Кле, X. Ремшмидг, Э. Эриксон и др.).

Объект – социализация как механизм формирования личности.

Предмет – психологические особенности социализации современных подростков.

Цель – рассмотреть сущность психологических особенностей социализации современных подростков.

Задачи:

1) Рассмотреть понятие и сущность социализации.

2) Определить психолого-педагогические особенности подросткового возраста

3) Проанализировать методы диагностики социализации подростков

4) Определить методы и приемы по повышению уровня социализации подростков.

Гипотеза: подростки испытывают чувство тревоги относительно процесса социализации, при этом возникают трудности в контексте формирования коммуникативной толерантности.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Теоретические основы социализации подростков



1.1 Понятие и сущность социализации
На сегодняшний день существует проблема социализации личности, несмотря на высокий уровень ее разработанности в рамках различных научных областей. Постоянно трансформируются общество, люди, поведение и оказывают непосредственное влияние на личности, что и формирует проблему анализа особенностей процесса социализации.

Влияние социальных процессов на общество способствует тому, что наблюдаются изменения в контексте механизмов социализации, что также приводит к изменениям процесса социализации личности.

Учитывая, что на процесс социализации личности влияет множество факторов, то каждый из них оказывает свое непосредственное воздействия, что приводит к становлению содержательной стороны социализации [15].


Важное значение в контексте социализации личности в настоящее время имеет психическая энергия. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личности.

Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:

а) человек реагирует на другого человека как на равного себе;

б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;

в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, т.е. между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония [18].

Отсутствие психологической энергии способствует развитию суицидального поведения у личности. С одной стороны, проблема суицида не имеет столь острого значения, учитывая современную статистику фактических случаев, но при этом важно выделить предсуицидальное поведение личности, которое зачатую не учитывается, а также попытки суицида, отражающие специфику проблему современного процесса социализации. Использование суицида как способа борьбы с проблемами, личность показывает сложности, которые выражается в социализации к. окружающей действительности.

Проблема социализации личности также непосредственно связана с постоянно меняющимся обществом. Глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей поведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни [11].

На основе этого следует выделить, что определенная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям, что и повлекло за собой формирование уязвимости, незащищенности. Эти ощущения негативно отражаются на процессе социализации, поэтому многие не смогли вовремя найти свое социальное положение.


Основные проблемы, связанные со становлением такой личности способна выявить концепция социализации. В рамках правовой проблематики социализации личности может рассматриваться ряд вопросов, как, например, проблемы правомерного поведения, совершенствования нравственно–правового воспитания, регуляции и саморегуляции.

Система саморегуляции поведения личности должна включать в себя нормы нравственности, религиозные нормы, правовые нормы, обычаи, традиции. В  повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры. В любом социальном субъекте – от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ – существует своя субкультура. Она и содержит программу деятельности соответствующего субъекта.

В каждой конкретной личности проявляется его национальная принадлежность, его членство в определенном обществе, его мировоззрение, специализация труда и многие другие факторы, влияющие на выбор своей, только ему присущей системы социальной саморегуляции.

Человек становится личностью процессе освоения культуры, т. е. превращения культуры внешней для человека в содержание его сознания, его личностной культуры. В конечном итоге – его воспроизводственной деятельности. В условиях традиционного общества для человека достаточно руководствоваться обычаями, религиозными предписаниями и запретами, содержащими также и моральные правила поведения, в то время как в условиях становления правового государства приобретает особое значение правовое и политическое сознание [18].

Человеку свойственно соотносить свое поведение с чужими поступками, с определенной структурой социальных ценностей. Это дает ему возможность выбирать определенный вариант действий и позволяет ожидать определенных вариантов поведения и других лиц. При этом человек соотносит свои и чужие поступки с нормами права.

Поэтому главная цель социализации личности – воспитание уважения к праву, всеобщее правовое обучение, формирование культурного пласта.

Социализация личности начинается с усвоения нравственных норм в семье, школе, где закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания.

Между тем, процесс социализации личности является процессом нестабильным, поскольку достигнутые результаты не исключают возможности снижения уровня нравственно–правового воспитания и образования личности. Поэтому необходимо активное правовое воспитание и образование личности, постоянное воздействие на личность со стороны общественных и государственных институтов, построенное на основе отношений сотрудничества между государством и личностью.


Итак, процесс социализации личности имеет сложную структуру и отличается высоким уровнем содержательности.

На сегодняшний день в рамках социальной психологии рассматривается данная в проблема в силу того, что происходит постоянная трансформация общества, при это изменяются и социальные процессы, оказывающие воздействие на становление личности.

С этой позиции изменяется и процесс социализации, поэтому многие не могут адаптироваться к новым условиям, что и приводит к формированию и развитию проблем в контексте процесса социализации.
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, как отмечает Л. М. Саратова, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении» [19].

Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения.

Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна, питания, спорта [21].

Изменение характера и форм учебной деятельности требуют от подростка более высокого уровня организации умственной деятельности. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростка способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать. Под влиянием обучения внимание и память у подростка постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.