Файл: Эту книгу хорошо дополняют Эми Бэнкс, Ли Хиршман.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

185
Диалог 4. Обними меня крепче: открыться, чтобы стать ближе
отстраненность и логика мужа — маскировка дискомфорта и тревоги. Именно эти чувства мужчина испытывает, когда она огорчается.
Супруги переходят к третьему диалогу — «Переиграть переломные моменты». Однажды Чарли пошел в гости к другу. Кёко, заскучав в одиночестве, ему позвонила. В ее голосе были слышны эмоции. Тем не менее молодой человек прервал жену, сказав, что занят и должен идти. Переиграв эту историю, партнеры выясняют, что произошло на самом деле.
Кёко рассказывает, что весь вечер думала об их браке и о том, как он рушится. Потом девушку охватило неудержимое жела- ние позвонить мужу и услышать что-нибудь успокаивающее и ободряющее. Чарли понял по голосу, что супруга опять на нервах. Мужчина встревожился и просто-напросто по- пытался сбежать от казавшегося неминуемым взрыва. Кёко признаёт, что действительно огорчается до безумия, когда муж от нее отдаляется. Теперь женщина, конечно, понимает, что своим поведением сбивает с толку и ошарашивает супру- га. Обоим становится наконец легче. Теперь супруги могут обсудить друг с другом, как сбиваются иногда с пути. И как увязают в бесконечном потоке жалоб.
Это значит, что Чарли и Кёко готовы к диалогу 4. Они су- меют пойти на риск и признаться в глубинных потребностях.
ЧЕГО Я БОЮСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Эта часть диалога призвана помочь нам лучше понять свои эмоции. Я спрашиваю Чарли: как Кёко может помочь ему вер- нуть чувства безопасности и доверительной любви, которые царили когда-то в их отношениях? «Ну, наверное, — отвечает

Часть вторая. Семь исцеляющих диалогов
186
он, — я перестану тревожиться и читать нотации, если она прекратит свои истерики». В ответ прошу мужчину говорить о себе и собственных чувствах. Чарли отвечает, что плохо представляет, как и с чего начинать. Само слово «чувства» для него как иностранное. Хотя теперь он понимает, что есть своя логика в том, чтобы уметь прислушиваться к эмо- циям и ими делиться. При этих словах Чарли широко мне улыбается. Мужчина поворачивается к жене и говорит, что она начала казаться ему более предсказуемой и неопасной.
Ведь он понял: это его советы и кажущееся равнодушие за- ставляли любимую чувствовать себя отвергнутой и наказан- ной. Но молодой человек все равно не имеет ни малейшего представления, как найти и понять собственные
глубинные
чувства.
Я спрашиваю, как Чарли определял, что чувствует, в пре- дыдущих диалогах. С чего начинал? Мужчина очень умен: он говорит вещи, на понимание которых у нас — терапевтов — часто уходит по нескольку лет.
— Ну, во-первых, я пытаюсь понять, что мне мешает сконцентрироваться на чувствах. Анализирую ситуацию, когда старался игнорировать их. Начинаю в голове все упо- рядочивать и выстраивать в формулы.
Я соглашаюсь, а Кёко поддерживает:
— Это как у меня с английским. Если для тебя эмоции как иностранный язык, трудно чувствовать себя легко и непри- нужденно. Мы инстинктивно пытаемся держаться подальше от всего странного. Непонятное пугает.
— Точно. — Чарли смеется. — Бегу от чувств, потому что они странные и непонятные. Я не могу их контролировать.
Куда легче придумать программу оптимизации для тебя.


187
Диалог 4. Обними меня крепче: открыться, чтобы стать ближе
Чарли снова обращается ко мне и отмечает второй пункт.
— Когда мы отрабатывали диалоги, очень помогало выби- рать и обдумывать дескрипторы, как ты их называешь.
Дескрипторы — это значимые для вас образы, слова и вы- ражения, способные открывать двери, за которыми скрыты ваши самые сокровенные чувства и слабости. То есть ваша эмоциональная сущность. Мы с Кёко напоминаем Чарли дескрипторы, которые он использовал в речи, когда описывал свою реакцию на поведение жены: «разбитое сердце», «не- выносимо», «тревога», «в ужасе», «спасаться бегством».
Мужчина кивает, но на его лице написано сомнение.
— Мне как-то трудно остановиться сейчас и думать об этих словах, — почти шепотом говорит он. — Даже просто посмот- реть на них. Прислушаться к сигналам, которые обострят мои чувства. Не знаю, куда меня это заведет. Логике и разуму я до- веряю больше. Хотя, наверное, ими здесь не обойтись.
Я киваю и спрашиваю, какой из дескрипторов сейчас ему ближе.
— О, ну это очевидно, — тихо отвечает он. — Я хва- таюсь за здравый смысл как за спасательный круг, когда не могу совладать с зашкаливающей тревогой и дурными предчувствиями.
Мы с Кёко одновременно подаемся назад.
— Откуда «дурные предчувствия» и как это громкое и абстрактное нечто вообще может ощущаться? — вслух недоумеваю я. Кёко присоединяется.
На предыдущих этапах девушка научилась анализировать и раскладывать по полочкам сложные абстрактные описания, которые способны затуманить весь исцеляющий диалог. Она наклоняется к мужу и уточняет:

Часть вторая. Семь исцеляющих диалогов
188
— Чарли, ты стараешься абстрагироваться от собственных и моих эмоций, потому что тебе очень страшно и тревожно?
Мужчина медленно кивает, не отрывая взгляда от пола.
И вздыхает:
— Я же пытаюсь всегда держать все под контролем. Да, по- жалуй, мне очень страшно и тревожно. Просто не выношу, когда жена так расстраивается из-за меня, и теряюсь. Не знаю, что делать.
На этом этапе нам необходимо добраться до истока стра- хов партнера. Я спрашиваю:
— А что такого страшного может произойти, Чарли?
Какая катастрофа? Чего ты так боишься?
Но я могла и не задавать этого вопроса. Чарли уже и сам нашел корни своих волнений.
— В голове постоянно крутится слово «сломленный», — говорит он. — Если я буду стоять и смотреть, как Кёко пере- живает, то сломаюсь. Потеряю контроль. И это нас убьет.
Чарли уже о многом рассказал. Сейчас стоит остановить- ся и проанализировать обнаруженные чувства. Я помогаю
Чарли разобраться в себе, шаг за шагом. Лучше всего начать с определения ведущей эмоции:
— Значит, Чарли, если я правильно услышала, главная эмоция, которая тобой движет, — страх? Так?
Мужчина мрачно кивает.
— Он засел прямо тут, — показывает он на грудь.
— И о чем говорит тебе этот страх? — продолжаю я. —
Какие ужасы предрекает? Если ты не сумеешь сохранить хладнокровие, Кёко совсем разойдется? И ты услышишь, что жене нужно что-то, чего ты не знаешь, как дать? Если ты останешься открытым и узнаешь причину переживаний


189
Диалог 4. Обними меня крепче: открыться, чтобы стать ближе
жены, ты больше не будешь идеальным мужем для нее? И ты окончательно ее потеряешь?
Чарли решительно кивает.
— Да, все так. Я очень старался. Но все мои представления о том, как надо, не сработали. Чем больше пытаюсь ее вра- зумить, тем хуже становится. Чувствую себя беспомощным.
Абсолютно. Мне всегда удается все, за что бы я ни брался.
Надо просто следовать правилам. Но здесь… — Он вскиды- вает руки в знак поражения.
Всем хотелось бы иметь парочку надежных и безотказ- ных правил, которые объясняли бы, как давать и принимать любовь. Но, увы, это путешествие по неизвестной земле.
А Чарли хочет отказаться от единственного надежного ком- паса — эмоций: и своих, и дамы сердца.
— Если ты сейчас прислушаешься к своему страху и бес- помощности, — спрашиваю я, — чем они грозят тебе? Какие ужасы обещают? Можешь рассказать Кёко?
Мужчина напряженно вытягивается на стуле и чуть ли не кричит:
— Я не знаю, как это сделать! Я не понимаю, — он обо- рачивается к жене и продолжает: — Не представляю, что де- лать, как справиться, если ты со мной несчастлива. И в любой момент можешь выйти из себя. Я никогда не чувствую себя уверенно рядом с тобой. А мне это необходимо. И меня это расстраивает. Мы переехали с тобой на другой конец света.
Если бы тебя не было… — У Чарли наворачиваются слезы.
Кёко всхлипывает.
Что только что произошло? Чарли заглянул в себя и вы- тащил наружу глубинные чувства. Эмоции, которые говорят о его потребности в безопасной эмоциональной близости

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

Часть вторая. Семь исцеляющих диалогов
190
с супругой. Ему удалось из мятущихся чувств выстроить связ- ное послание: «Ты нужна мне». Я вижу улыбку облегчения на его лице. Мужчина больше не выглядит беспомощным и потерянным.
— Что ты чувствуешь, Чарли? — спрашиваю я. — Каково делиться такими вещами?
— Очень странно, — отвечает молодой человек. — Мне стало гораздо легче, когда я смог все сказать. И я не сло- мался. Кёко по-прежнему рядом, а я в чем-то даже сильнее и увереннее.
Когда мы все раскладываем по полочкам и извлекаем суть, не важно, как сложно и болезненно протекает процесс.
В конечном итоге нас ждет награда в виде облегчения и воз- росшей самооценки.
Перед нами новый, открытый и искренний Чарли. Теперь важно, как отреагирует и поведет себя Кёко. Очень часто в несчастливых отношениях один партнер рискует и откры- вается, а второй не понимает или боится доверять такой откровенности. Иногда партнеры на попытку возлюбленных сделать шаг навстречу отвечали пренебрежительным «да это просто смешно!» или недоверчивым «посмотрим, как ты это докажешь». После чего пара вновь угождала в дьяволь- ские сети.
Хотя, несомненно, ни один не пойдет на такой риск — обнажить душу и получить от ворот поворот, — если на самом деле не нуждается в партнере как в кислороде. Поэтому иног да стоит держать себя в руках и пытаться снова и снова донести до недоверчивого партнера свои чувства. Продолжать, пока он не научится по-другому смотреть на вас и ваши поступки.
Тем, кто на этом этапе все же свалится в дьявольские сети,

191
Диалог 4. Обними меня крепче: открыться, чтобы стать ближе
я рекомендую вернуться назад и еще раз пройти первые три диалога.
К счастью, Кёко инициативу Чарли приняла и поддержала.
— Я теперь гораздо лучше понимаю, почему ты вначале хватаешься за свою логику, а заканчиваешь чтением нота- ций, — говорит она. — Никогда не думала, что так много для тебя значу. Какой ты молодец, что нашел в себе мужество все это рассказать. По моим ощущениям, мы стали гораздо ближе.
Чарли молча улыбается жене и делает пару оборотов на кресле.
Способность увидеть и оценить откровенность и искрен- ность партнера — важный шаг на пути к взаимной отзыв- чивости и неравнодушию. Кёко сделала этот шаг навстречу
Чарли.
Теперь настала очередь жены извлечь свои глубинные эмоции на свет божий. Пойдет ли ей навстречу Чарли?
Девушка снова возвращается к переломному моменту в их отношениях:
— Когда ты вернулся домой в тот вечер, я сказала тебе, что очень расстроена. А ты ответил: «Вот только не надо опять этих твоих истерик». Заявил, если не успокоюсь, тебе придется уйти. Меня это просто добило. Я не могу всегда быть спокойной и логичной.
Чарли явно не по себе, он едва слышно бормочет:
«Прости». Мужчина признаёт, что действительно не пони- мал тогда, как страдает любимая.
Кёко погружается в свой эмоциональный мир дальше.
— Было очень больно. Казалось, что мы больше не близки.
Не сможем оставаться вместе.


Часть вторая. Семь исцеляющих диалогов
192
— Но теперь-то ты не должна так думать. Ведь мы вме- сте работаем над нашим браком и отношениями, — снова апеллирует к разумным доводам Чарли. Затем ловит себя на полуслове, трясет головой и продолжает: — Наверное, я смогу научиться понимать тебя и твои чувства. Расскажи, что тогда было хуже всего? Что ты ощущала?
Это хороший вопрос. С его помощью Чарли помогает
Кёко разобраться в сути проблемы.
Но девушка не может найти ответ. Она молчит, а из глаз катятся огромные слезы. Чарли кладет руку на колено жены.
— Я назвал тебя «истеричкой» только потому, что испу- гался, как бы мы все не испортили, — тихо говорит он.
— Ужасно было, когда ты бросил трубку, — наконец от- вечает она, — и потом, когда сказал, что собираешься уйти.
Потому что я «невменяемая».
— Я не знаю, как это исправить. — Чарли встревожен.
Он с надеждой смотрит на меня. — Что делать?
— Чтобы все исправить, надо помочь Кёко почувствовать, что вы вместе. Дать понять, что ее страдания волнуют тебя.
Мужчина пораженно смотрит на меня, будто не верит.
— Если мне грустно, страшно или обидно, ты просто отворачиваешься, — продолжает Кёко. — Никогда меня не утешаешь. А теперь еще перестаешь заниматься со мной любовью и обнимать. Когда ты мне нужен больше всего, ты отдаляешься. Отвергаешь меня. Сбрасываешь со счетов.
Такая жена тебе не нужна.
Слушать, как Кёко изливает боль отверженности и бро- шенности, очень непросто. Неудивительно, что иногда мо- лодая женщина теряет равновесие и оказывается в пучине

193
Диалог 4. Обними меня крепче: открыться, чтобы стать ближе
злобных протестов или депрессии. Но сейчас она выражает чувства четко и понятно.
— Убивает, когда ты меня не замечаешь, цепляешься за свои правила. Никогда я не была так одинока. — Теперь
Кёко смотрит прямо на мужа. — Чарли, тебя нет рядом, ты не со мной. Поэтому я паникую. Ты меня слышишь?
Мужчина тянется к жене, берет обе ее руки в свои. Кивает снова и снова.
— Да-да-да, — отвечает он совсем тихо. — Мне очень больно слышать все это. Я расстроен. Это правда.
Эмоциональное присутствие Чарли сейчас очевидно и осязаемо, как кресло, на котором он сидит. Кёко удалось трансформировать понимание своих глубинных эмоций в четкий и понятный сигнал для любимого: «Ты нужен мне». Девушка переосмыслила свою боль, вызванную ней- ронным кодом утраты и паники. Механизмом, который включается, когда возлюбленный начинает от нас отдаляться.
И супруг услышал ее.
Каждый партнер увидел и осознал свою эмоциональную сущность. И оба открылись друг другу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Несколько шагов по-настоящему изменили способность
Чарли осознавать собственные глубинные эмоции и делить- ся ими. Попробуйте вспомнить или найти в тексте выше следующее.
• Чарли начинает анализировать ситуацию. Ему сложно осознавать свои чувства. Какие блоки препятствуют моло- дому человеку?