Файл: I. Введение. Ii. Техническое описание и анализ конструкции разделительного корпуса и коробок приводов двигателя д30 iii серии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разделительного корпуса и кожуха вала, входящего в узел камеры сгорания. Масло, отделяемое в центробежном суфлере, стекает в нижнюю часть коробки приводов и сливается в разделительный корпус. На верхней коробке приводов имеется привод для проворачивания ротора компрессора высокого давления от руки при сборке двигателя. Проворачивать двигатель позволяют эвольвентные шлицы, имеющиеся внутри валика ведомого конического зубчатого колеса. Привод для проворачивания ротора закрывается крышкой, закрепленной на фланце крышки коробки на четырех шпильках. Масло для смазки деталей приводов верхней коробки подается через маслоперепускную трубку по сверлениям в корпусе коробки, кольцевой канавке под обоймой шарикоподшипника шестерни валика к двум жиклерам в корпусе коробки. Далее через маслоперепускную трубку и сверление в крышке масло поступает к фланцу запасного привода, закрытого крышкой, и к жиклеру в крышке для смазки цилиндрических зубчатых колес и шарикоподшипников за счет барботажа масла в коробке. В корпусе коробки приводов под приводом к датчику ДТЭ-5Т имеется бобышка с поворотным штуцером для присоединения трубки слива масла в правую коробку приводов.

2.3.2. Назначение и анализ конструкции правой коробки приводов

Правая коробка приводов служит для установки и крепления на ней центробежного регулятора ограничения частоты вращения ротора первого каскада компрессора ЦР-1ВР и датчика частоты вращения ротора компрессора низкого давления ДТЭ-5Т, а также для размещения шестерен, подшипников, валиков и приводов этих агрегатов.

На корпусе коробки крепится центробежный регулятор ЦР-1ВР, а на крышке коробки - датчик ДТЭ-5Т.

Правая коробка приводов конструктивно состоит:

  • корпуса;

  • крышки;

  • деталей приводов агрегатов.

Корпус и крышка коробки отлиты из магниевого сплава МЛ-5, с целью уменьшения веса, а также, потому что магний обладает большей вибростойкостью, чем многие алюминиевые сплавы. Корпус и крышка соединены между собой десятью шпильками, которые ввернуты в корпус коробки. Крышка коробки фиксируется на корпусе при помощи штифтов. Для уплотнения соединения между фланцами крышки и корпуса устанавливается паранитовая прокладка, которая смазана с обеих сторон резино-графитовой смесью.


Передача вращения от центрального привода к агрегатам, установленным на правой коробке, осуществляется через шлицевой валик, который нижними шлицами входит в зацепление с ведомым коническим зубчатым колесом центрального привода, а верхними шлицами—с ведущим коническим зубчатым колесом коробки приводов. Зубчатое колесо вращает двойное зубчатое колесо, имеющее конический и цилиндрический зубчатые венцы. Цилиндрический венец зубчатого колеса входит в зацепление с большим венцом двойного зубчатого колеса и приводит во вращение ЦР-1ВР, малый венец зубчатого колеса входит в зацепление с зубчатым колесом и приводит во вращение датчик ДТЭ-5Т. Регулировка зазора в зубьях конических зубчатых колес осуществляется регулировочными кольцами. Зубчатые колеса приводов агрегатов размещаются в полости корпуса коробки и шейками валиков опираются на шарикоподшипники, установленные в обоймах, выполненных из стали, так как сталь обладает высокими упругими свойствами, запрессованных в расточки корпуса и крышки коробки и зафиксированных стопорами. Для крепления ЦР-1ВР и ДТЭ-5Т на корпусе коробки и крышке имеются фланцы с ввернутыми в них шпильками. На фланце корпуса коробки на шести шпильках устанавливается переходник, изготовленный из алюминиевого сплава Д-1, с целью уменьшения веса, к которому с помощью быстросъемного хомута крепится центробежный регулятор ЦР-1ВР. Хвостовик регулятора ЦР-1ВР шлицами соединяется с валиком зубчатого колеса привода. Для уплотнения соединений под фланец переходника устанавливается паранитовая прокладка, а под фланец центробежного регулятора — маслоуплотнительное резиновое кольцо. На фланце корпуса коробки, закрытом крышкой, крепится патрубок суфлирования кожуха вала. Слева от фланца крепления центробежного регулятора на корпусе коробки имеется бобышка с поворотным штуцером для присоединения наружной трубки слива масла из верхней коробки приводов.

На фланце крышки коробки на четырех шпильках крепится титановый переходник с крышкой. Для уплотнения, под фланец переходника устанавливается паранитовая прокладка. При сборке двигателя на резьбовой конец переходника вместо крышки устанавливается датчик частоты вращения ротора первого каскада компрессора ДТЭ-5Т. Квадратным хвостовиком датчик сочленяется с валиком зубчатого колеса привода. Уплотнение привода датчика ДТЭ-5Т выполнено аналогичным уплотнению приводов стартер - генераторов, устанавливаемых на верхнюю коробку приводов. Воздух для наддува лабиринтного уплотнения поступает из наружного контура двигателя по сверлениям, имеющимся в разделительном корпусе, в корпусе и крышке правой коробки приводов и в переходнике. Правая коробка приводов нижним фланцем корпуса шпильками крепится на правый фланец разделительного корпуса. Центровка коробки приводов производится штифтом и маслоперепускной трубкой, запрессованными в разделительный корпус. Под фланец коробки устанавливается паранитовая прокладка, смазанная с обеих сторон резинографитовой смесью. Масло для смазки деталей правой коробки приводов подается из разделительного корпуса через перепускную трубку и по сверлению в корпусе коробки к жиклеру. Из жиклера масло
поступает на зубья конических зубчатых колес, остальные зубчатые колеса и подшипники смазываются за счет барботажа масла в коробке. Отработавшее масло через окно в корпусе коробки сливается по стойке разделительного корпуса в нижнюю коробку приводов.

2.3.3. Назначение и анализ конструкции нижней коробки приводов

Нижняя коробка приводов служит для установки и крепления на ней агрегатов, размещения в ней подшипников, валиков, шестерен, установки масляного фильтра МФС-30, штуцеров масляной системы двигателя, а также крепления дренажного бачка.

Корпус и крышка коробки отлиты из магниевого сплава МЛ-5, в связи с тем, что магний является одним из самых легких металлов и имеет высокую вибростойкость, и соединены шпильками, ввернутыми в корпус. Крышка коробки центрируется на корпусе двумя штифтами, расположенными у фланцев крепления топливных агрегатов и гидронасоса.

М ежду фланцами корпуса и крышки устанавливается паронитовая прокладка, смазанная с обеих сторон резино-графитовой смесью.

На задней стенке корпуса коробки имеются четыре обработанных фланца, в два из которых ввернуты шпильки, а в два остальных - резьбовые втулки.

На фланцы со шпильками устанавливаются титановый переходник для крепления насоса-регулятора НР-ЗОАР, переходник из алюминиевого сплава Д-1 для крепления насоса НП-43М-1. Эти агрегаты крепятся к переходникам быстросъемными разрезными хомутами. Для уплотнения соединений под фланцы агрегатов устанавливаются резиновые маслоуплотнительные кольца,

а под фланцы переходников - паранитовые прокладки. До установки агрегатов их приводы закрываются крышками. На фланец с резьбовыми втулками устанавливается масляный насос откачки МНО-ЗО, который центрируется штифтами и крепится шестью болтами. Для уплотнения, между фланцами корпуса коробки и насоса устанавливается паранитовая прокладка. На второй фланец с резьбовыми втулками устанавливается корпус привода из магниевого сплава МЛ-5. Корпус привода совместно с переходником крепится к корпусу коробки болтами. На переходник устанавливается воздушный турбостартер СТВ-10, который крепится к нему быстросъемным хомутом. В корпусе привода и переходнике размещены опоры зубчатых колес привода воздушного турбостартера. Между корпусом коробки и корпусом привода, а также между корпусом привода и переходником ставятся паранитовые прокладки, смазанные резино-графитовой смесью и силиконовой эмалью. На задней стенке корпуса коробки имеется бобышка с ввернутым в нее штуцером и бобышка с резьбовой втулкой, в которую устанавливается сливной кран. К штуцеру присоединяется трубка подвода масла к шарикоподшипникам и роликоподшипникам ротора второго каскада компрессора, и первой турбины, заднему роликоподшипнику ротора второй турбины.


На нижний фланец корпуса устанавливается основной масляный насос ОМН-30. Насос центрируется на корпусе штифтами и крепится к нему семнадцатью болтами. Между фланцами насоса и корпуса коробки устанавливаются фильтрующая сетка и паранитовая прокладка, смазанные с обеих сторон силиконовой эмалью.

Данное соединение позволяет обеспечить лучшую герметичность. На двух бобышках нижней стенки корпуса и одной бобышке крышки коробки крепится дренажный бачок. Верхним фланцем корпуса нижняя коробка приводов крепится на шпильках к разделительному корпусу. Коробка приводов центрируется на разделительном корпусе штифтом и маслоперепускной трубкой, установленными во фланец корпуса коробки. Для обеспечения надежного уплотнения, между фланцами корпуса коробки и разделительного корпуса устанавливается паранитовая прокладка, смазанная с обеих сторон резино-графитовой смесью. На приливах крышки коробки приводов имеются шесть обработанных фланцев с ввернутыми в них шпильками. На шпильках трех фланцев крепятся переходники для крепления на них быстросъемными разрезными хомутами агрегатов, на шпильках фланца крепится центробежный воздухоотделитель ЦВС-30 и на шпильках остальных двух фланцев крепятся корпус фильтра и патрубок подвода масла из масляного бака к основному масляному насосу ОМН-30. На переходнике хомутом крепится центробежный регулятор ЦР-2ВР, так же на переходнике при помощи хомута крепится подкачивающий топливный насос ДЦН-44ПЗТ, а переходник с хомутом устанавливается на свободный привод, который используется для ручной прокрутки ротора двигателя специальным ключом. Переходники изготовлены из алюминиевого сплава Д-1, с целью уменьшения веса конструкции, а корпус фильтра отлит из магниевого сплава МЛ-5, так же для уменьшения веса. Для обеспечения надежного уплотнения соединений под фланцы центробежного воздухоотделителя, корпуса фильтра, патрубка и переходников устанавливаются паранитовые прокладки. Внутри корпуса фильтра имеется шпилька, на которой крепится масляный фильтр МФС-30. В передний торец корпуса фильтра ввернут штуцер, к которому присоединяется трубка подвода масла к входному корпусу компрессора для смазки роликоподшипников роторов первого каскада компрессора и второй турбины. Кроме указанных фланцев, на крышке коробки имеются две бобышки с отверстиями. В одну из бобышек устанавливается магнитная пробка, с клапаном, для улавливания металлических частиц
, а в другую - штуцер, для соединения с трубкой откачки масла из входного корпуса первого каскада компрессора. Передача вращения от центрального привода к агрегатам, установленным на нижней коробке приводов, осуществляется через шлицевой валик, выполненный как одно целое с коническим колесом. Верхними шлицами валик сочленяется с ведомым коническим зубчатым колесом центрального привода, а на нижних его шлицах установлено и закреплено ведущее цилиндрическое колесо привода масло насоса. От конического зубчатого колеса осуществляется привод ко всем остальным агрегатам, установленным на нижней коробке приводов. Ведущий валик основного масляного насоса приводится во вращение от ведущего цилиндрического зубчатого колеса; через ведомое зубчатое колесо и рессору, соединяющую валик зубчатого колеса с хвостовиком основного масляного насоса. Ведущее коническое зубчатое колесо вращает ведомое коническое зубчатое колесо, на валике которого имеется цилиндрическое зубчатое колесо, от которого осуществляется передача к приводам нижней коробки.

Ведомое цилиндрическое зубчатое колесо вращает зубчатое колесо привода подкачивающего топливного насоса и промежуточное зубчатое колесо. Валик зубчатого колеса имеет наружные шлицы, которыми посредством рессоры соединяется с валиком подкачивающего топливного насоса. Зубчатое колесо через перебор зубчатых колес вращает зубчатое колесо, валик которого сзади имеет внутренние шлицы соединения с хвостовиком насоса, а спереди — для соединения с хвостовиком специального ключа, для ручной прокрутки ротора двигателя. Зубчатое колесо через промежуточное колесо вращает двойное зубчатое колесо привода маслонасоса откачки и центробежного воздухоотделителя и далее через двойное зубчатое колесо передает вращение зубчатому колесу привода топливного насоса-регулятора и центробежного регулятора ЦР-2ВР. Валик зубчатого колеса с обоих концов имеет внутренние эвольвентные шлицы: передние для соединения с хвостовиком центробежного воздухоотделителя, а задние для соединения через шлицевую рессору с хвостовиком маслонасоса откачки. Валик зубчатого колеса также с обоих концов имеет внутренние шлицы: задние для соединения с хвостовиком топливного насоса - регулятора, а передние для соединения с хвостовиком регулятора ЦР-2ВР. Передача вращения на вал ротора второго каскада компрессора от воздушного турбостартера СтВ-10 во время запуска двигателя осуществляется через храповое устройство валика зубчатого колеса и систему цилиндрических и конических колес нижней коробки приводов и центрального привода. Все зубчатые колеса нижней коробки приводов своими валиками опираются на шарикоподшипники. Шарикоподшипники зубчатых колес устанавливаются в стальные обоймы, запрессованные в расточках корпуса, крышек, переходников и зафиксированные стопорами. Смазка зубчатых колес и шарикоподшипников, расположенных в нижней коробке приводов, осуществляется за счет барботажа масла в ней, которое стекает из верхней и правой коробок приводов и корпуса приводов по стойкам разделительного корпуса и окнам в диафрагме нижней коробки, а также через жиклеры. Сливающееся масло откачивается откачивающей ступенью основного маслонасоса и отводится по каналам к центробежному воздухоотделителю. Каналы на входе в центробежный воздухоотделитель в месте расположения магнитной пробки соединяются между собой. Через канал в нижнем фланце корпуса коробки и по каналам, имеющимся в корпусе и крышке коробки приводов и в корпусе фильтра, масло подводится из нагнетающей ступени основного маслонасоса к масляному фильтру. Пройдя через масляный фильтр, масло по сверлениям в крышке и корпусе коробки через перепускные трубки между их фланцами поступает в выфрезеровку под обоймой шарикоподшипника, ведущего конического зубчатого колеса и оттуда по сверлениям и перепускной трубке в разделительный корпус. Канал в нижнем фланце корпуса коробки служит для подвода масла из маслобака к нагнетающей ступени основного маслонасоса ОМН-ЗО.