Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

300
Приложение 6
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

Методика исключения предметов (словесный вариант)
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов,
из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой
группе не относится. Его нужно найти и исключить».
Бланк для словесного варианта
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Сладкий, горячий, кислый, дуб, горький
4. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
5. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
6. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
7. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
8. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
9. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
10. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
11. Неудача, волнения, поражение, провал, крах.
12. Ненавидеть, пренебрегать, негодовать, понимать.
13. Успех, неудача, удача, выигрыш, покой.
14. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
15. Футбол, волейбол, хоккей, плавания, баскетбол.
16. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
17.
Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернило.

301
Приложение 7
Психодиагностические шкалы для оценки тревоги и депрессии
Т. Тревога
1. Не чувствуете ли Вы себя взвинченным и нетерпеливым?
2. Свойственно ли Вам постоянно беспокоиться о чем-то?
3. Раздражительны ли Вы?
4. Трудно ли Вам расслабиться?
(Если на любой из этих вопросов получен утвердительный ответ -
продолжайте)
5. Вы плохо спите?
6. У Вас бывают головные боли, боли в шее или ощущение напряжения в голове?
7. Бывают ли у Вас головокружение, дрожание, потливость, понос, учащенный пульс, звон в ушах и т.п. (вегетативные признаки тревоги)?
8. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
9. Трудно ли Вам заснуть?
Д. Депрессия
1. Ощущаете ли Вы снижение активности, энергичности?
2. Не утрачены ли прежние интересы?
3. Не отмечается ли потеря уверенности в себе?
4. Бывает ли у Вас чувство безнадежности?
(Если на любой из этих вопросов получен утвердительный ответ -
продолжайте)
5. Трудно ли Вам концентрировать внимание?
6. Вы не похудели в последнее время (потеря массы тела вследствие плохого аппетита)?
7. Вы стали раньше пробуждаться по утрам?
8. Не казалось ли Вам, что Вы стали более медлительным?
9. Вы не замечали, что по утрам обычно чувствуете себя хуже, чем к вечеру?
Каждый положительный ответ соответствует одному баллу.
Суммируйте число баллов по каждой группе вопросов.
О наличии тревожного состояния обычно свидетельствуют по меньшей мере
четыре положительных ответа на вопросы группы «Т», о депрессивном – столько же по
группе «Д».


302
Приложение 8
Сокращенная Ньюкаслская шкала
Балл
1. Возраст (ближайший год)
0/1 2. Время (ближайший час)
0/1 3. Адрес для воспроизведения в конце текста (попросите больного сразу же повторить названный Вами адрес, чтобы убедиться, что он расслышал его правильно; если потребуется, повторите его несколько раз, пока больной не воспроизведет его правильно):
Улица Константиновская, 51
0/1 4. Год (текущий)
0/1 5. Название учреждения, в котором вы находитесь
0/1 6. Узнавание людей – врача, родственника (если поблизости никого нет, пропустите этот пункт и при подсчете количества баллов исходите из девяти вопросов)
0/1 7. Дата рождения (достаточно, чтобы больной назвал месяц и число)
0/1 8. Годы начала и окончания второй мировой войны
0/1 9. Фамилия главы государства
0/1 10. Счет в обратном порядке от 20 до 1 0/1
Показатель, составляющий восемь и менее баллов из десяти (или семь и меньше из девяти), указывает на органическое поражение головного мозга.

303
Приложение 9
Общая схема исследования психического состояния пациента
1. Внешний вид и оценка двигательной активности
Описание внешнего вида; уровень сознания; реакция на врача; двигательная сфера: быстрота и количество движений, позы, непроизвольные движения.
2. Ориентировка
Во времени, месте и собственной личности.
3. Речь и мышление
Количественные (темп), качественные характеристики (последовательность, связность), сождержание мышления («умственная жвачка», суицидальные мысли, патологичпеская убежденность).
4. Эмоциональная сфера (настроение и эмоциональные реакции)
Субъективная оценка; данные наблюдений – уровень колебания настроения и эмоциональные реакции во время беседы, адекватность ситуации; активность вегетативной нервной системы.
5. Внимание
Перечисление дней недели в обратном порядке, месяцев года в обратном порядке, вычитание по 7 из 100 (по 3 из 20).
6. Запоминание и кратковременная память
Субъективная оценка больным своей памяти; фразы Стенфорда-Бине; Имя-адрес-цветок.
7. Долговременная память
Память на события ближайшего времени (последних нескольких дней) и на события отдаленного времени.
8. Интеллект
Оценка уровня интеллекта больного в процессе беседы, проведение психодиагностического исследования.
9. Осознание и оценка пациентом своего психического состояния (критика к
болезни)
Считает ли пациент себя больным? Осознает ли необходимость лечения?


304
Приложение 10
Перечень вопросов для подготовки студентов к итоговому модульному контролю
Содержательный модуль 1: Общие вопросы медицинской психологии
1. Определение, предмет и задачи медицинской психологии.
2. Методы психологического исследования.
3. Принципы построения целенаправленной психологической беседы.
4. Определение психического здоровья и уровней психологической адаптации человека.
5. Критерии здоровья ВООЗ
6. Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека.
7. Определение и типология акцентуации личности, тактика поведения врача с пациентами, которые имеют акцентуированные черты личности
8. Определение и классификация основных типов отношения к болезни, особенности поведения больных с такими типами реагирования на болезнь.
9. Диагностика основных типов отношения к болезни.
10. Принципы психотерапевтической коррекции отношения к болезни
11. Влияние болезни на познавательные процессы человека.
12. Влияние особенностей интеллекта больного на лечебный процесс.
13. Влияние болезни на эмоционально-волевую сферу человека.
14. Влияние болезни на эмоциональное состояние, нозогении.
15. Роль волевых качеств личности в лечебном процессе.
16. Изменения воли, влечений и поведения во время лечения.
17. Сознание, самосознание, их уровень.
18. Психодинамический подход в медицине.
19. Критерии ненарушенного сознания. Состояния сознания у больного.
Содержательный модуль 2. Практические аспекты медицинской психологии
1. Требования к личности медицинских работников.
2. Понятие «врачебный долг» и «врачебная тайна».
3. Врачебные ошибки: причины и виды.
4. Психологические типы врачей.
5. Профессиональная деформация, «синдром выгорания» и пути его предупреждения.
6. Правила деонтологии и субординации в медицинской среде.
7. Виды и особенности общения в медицинской среде.
8. Психологические особенности этапов диагностического процесса.
9. Принципы общения врача с больными и их родственниками.
10. Конфликты в медицинской среде, их разновидности, способы решения и предупреждения.
11. Психосоматический подход как принцип лечебной деятельности.
12. Эмоциональный стресс как фактор этиопатогенеза психосоматических расстройств.
13. Влияние психологических факторов на течение соматических расстройств.
14. Теории психосоматических взаимоотношений.
15. Механизмы психологической защиты личности
16. Понятие адаптации и дезадаптации, дистрес.


305 17. Классификация психосоматических расстройств.
18. Непатологические психосоматические реакции.
19. Принципы профилактики психосоматических расстройств.
20. Психологические изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
21. Психологические изменения при заболеваниях бронхов и лѐгких.
22. Изменения при заболеваниях пищевого тракта.
23. Психологические особенности больных при инфекционных заболеваниях, туберкулѐзе, СПИДе.
24. Психологические особенности больных при эндокринных, нервных и психических заболеваниях.
25. Психологические изменения у больных женщин в гинекологическом стационаре.
26. Психологические особенности женщин в период беременности и родов.
27. Особенности психологии больных детей и людей пожилого возраста.
28. Психологические особенности больных в хирургическом стационаре в до- и послеоперационном периоде, в ортопедии и травматологии.
29. Психологические особенности больных в стоматологии, офтальмологии, отоларингологии.
30. Психологические особенности больных с онкологической патологией.
31. Влияние на психику человека врожденных и приобретѐнных физических дефектов
32. Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ, сверхценные увлечения (гемблинг, интнрнет-зависимость), зависимости пищевого поведения.
33. Разновидности суицидального поведения, особенности суицидального поведения у соматических больных и при зависимостях.
34. Психологические аспекты умирания и смерти.
35. Понятие «психогигиена» и «психопрофалактика».
36. Психогигиена труда медицинского работника.
37. Принципы психопрофилактики труда, быта, семьи и сексуальных отношений.
38. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений.
39. Реабилитация социальная и профессиональная, еѐ основные разделы.
40. Основные современные методы психотерапии, принципы психотерапии.
41. Показания и противопоказания для проведения отдельных методов психотерапии.
42. Психологическая помощь в кризисных периодах.
43. Психологические особенности предоставления медицинской помощи в необычных ситуациях.
Приложение 11.

306
Перечень практических работ и заданий
1. Самостоятельно вести направленную психологическую беседу с больными, составлять психологический анамнез болезни и жизни, оценивать психологическое состояние больного.
2. Проанализировать данные, полученные при эксперементально-психологическом обследовании, дать заключение на основе анализа результатов исследования.
3. Уметь выявлять акцентуации характера.
4. Определить тип внутренней картины болезни и типы реагирования пациента на заболевание.
5. Формировать адекватное отношение к заболеванию у пациента и поддерживать на всѐм протяжении диагностично-лечебного процесса.
6. Дифференцировать психологические особенности больных при разных соматических заболеваниях, определять необходимость психологической коррекции с учѐтом индивидуальных особенностей пациента.
7. Дать психогигиенические советы пациенту соматического профиля.
8. Разработать тактику общения с больными и их родственниками с учѐтом принципов врачебной этики и деонтологии.
9. Оценить и провести коррекцию взаимоотношений больного с медицинским персоналом.
10. Сделать анализ профессионально важных качеств.
11. Уметь выявлять суицидальные тенденции.