Файл: Учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Под редакцией профессора
В. А. Абрамова
Донецк
«Каштан»
2008

2
ББК
К
УДК
Авторы: проф. Абрамов; доц. Т.Л. Ряполова; доц. А.К. Бурцев; доц. С.Г. Пырков; доц. Е.М. Выгевская; к.м.н. А.Ю. Васильева; к.м.н. О.И. Осокина; асс.
Е.М. Денисов.
Рецензенты: И.Д. Спирина; д.м.н., проф. И.А. Бабюк, д.м.н., проф. А.Н. Скрипников;
К Медицинская психология: Учебное пособие / Абрамов В.А., Бурцев О.К.,
Ряполова Т.Л. и др.; Под ред. Проф. В.А. Абрамова. – Донецк: Каштан, 2008. –
ISBN
Учебное пособие составлено на основе утвержденной Министерством здравоохранения
Украины программы учебной дисциплины « Медицинская психология» и предназначена для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации.
Пособие рассчитано для управляемой самоподготовки студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело».
ISBN © Коллектив авторов, 2008

3
Содержание
Введение …..………………………………………………………………………………....4
Раздел 1. Предмет, задачи и методы исследования в медицинской психологии.
Понятие о психическом здоровье ………………………………………………5
Раздел 2. Личность и болезнь. Внутренняя картина болезни …………………………..25
Раздел 3. Состояние психических функций и болезнь ………………………………….47
Раздел 4. Психология медицинских работников ………………………………………...72
Раздел 5. Психология лечебно-диагностического процесса ……………………………93
Раздел 6. Психосоматические расстройства ……………………………………………123
Раздел 7. Психологические особенности больных с различными заболеваниями…...156
Раздел 8. Психологические аспекты зависимого, суицидального поведения,
Танатологии и эвтаназии ……………………………………………………...180
Раздел 9. Психогигиена, психопрофилактика, психотерапия …………………………227
Приложение 1 …………………………………………………………………………………271
Приложение 2 …………………………………………………………………………………275
Приложение 3 …………………………………………………………………………………297
Приложение 4 …………………………………………………………………………………298
Приложение 5 …………………………………………………………………………………299
Приложение 6 …………………………………………………………………………………300
Приложение 7 …………………………………………………………………………………301
Приложение 8 …………………………………………………………………………………302
Приложение 9 …………………………………………………………………………………303
Приложение 10 ………………………………………………………………………………..304
Приложение 11………………………………………………………………………………...306


4
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по медицинской психологии написано с учѐтом программы учебной дисциплины «Медицинская психология» для студентов высших медицинских учебных заведений II – IV уровней аккредитации по специальностям:
7.110101 «Лечебное дело»
7.110104 «Педиатрия»
7.110105 «Медико-профилактическое дело»
Содержание обучения соответствует учебно-квалификационной характеристике и учебно-профессиональной программе подготовки специалистов, утверждѐнных приказом
Минздрава Украины № 239 от 16.04.03, а также:
А) основывается на изучении студентами основ общей психологии, анатомии и физиологии человека, патоморфологии и патфизиологии, деонтологии в медицине и интегрируется с этими дисциплинами
Б) Закладывает основы изучения студентами психиатрии, наркологии и других клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию с этими дисциплинами
В) Обеспечивает формирование умений применять знания по медицинской психологии в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;
Г) Закладывает основы познания врачѐм психологии больного человека, формирование здорового способа жизни и профилактики нарушения психических функций в процессе жизнедеятельности и при разных заболеваниях.
Учебное пособие используется при организации учебного процесса по кредитно- модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.
Учебная информация, представленная в учебном пособии, обеспечивает достижения конечных целей обучения:
- Демонстрировать владения принципами медицинской деонтологии,
- Использовать средства психогигиены, психопрофилактики и основные методы психотерапии в медицинской практике
- Определять психосоматические и соматопсихические взаимовлияния у больных
- Определять психическое состояние и уровень социально-психологической адаптации больных при помощи методов психологического исследования
- Демонстрировать умение общаться с коллегами, больными и их родственникам с учѐтом их психологических особенностей, способствовать созданию здорового психологического климата в медицинской среде

5
ПРЕДМЕТ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ.
Актуальность темы: Прогресс медицины, сопровождающийся появлением сложных эффективных методов исследования и терапии, имеет и теневую сторону. Все отчетливее проявляется тенденция к узкой специализации врачей, все внимание которых приковано к результатам технически сложных инструментальных методов диагностики и лечения, а особенности функционирования целостного организма, своеобразие личности больного, его психическое состояние и влияние их на характер и динамику заболевания учитываются недостаточно. Для преодоления этого негативного явления будущему врачу необходимо овладеть основами психологических знаний, изучить психологию больного, приобрести навыки психотерапевтического воздействия на него.
Психику можно определить, как свойство высокоорганизованных живых существ активно отражать окружающую действительность. Как наука, психология изучает отражение человеком объективной действительности в виде психических процессов, состояний и свойств. Она раскрывает сущность психической деятельности человека, различные ее проявления, закономерности и механизмы.
Возрастает интерес к психологическим исследованиям и значение внедрения психологических технологий в отрасли деятельности, которые характеризуются постоянным взаимодействием человека с другими людьми.
К таким областям, безусловно, относится и медицина. В ближайшем будущем и в более отдаленной перспективе, дальнейший прогресс медицины в направлении повышения качества жизни пациентов преимущественно связан с максимальной индивидуализацией подхода к диагностике и лечению каждого отдельного пациента, реализации принципа «лечить не болезнь, а больного».
Общая цель обучения: Уметь определять предмет, цели и задачи медицинской психологии, ее методы и критерии психического здоровья.


6
Конкретные цели: уметь
Цели исходного уровня: уметь
1. определять место психологии в ряду других психологических дисциплин;
1. определять анатомический субстрат высших психических функций (кафедра нормальной анатомии);
2. определять предмет и задачи медицинской психологии;
2. определять основные психофизиологические понятия (кафедра нормальной физиологии);
3. определять показания к основным методам исследования в медицинской психологии
3. определение предмета общей психологии, психических процессов, состояний и свойств (курс общей психологии);
4. критерии здоровья;
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №1. Медиальное коленчатое тело является частью:
А) слухового анализатора
B) зрительного анализатора
C) кожно-кинестетического анализатора
D) лимбической системы
Е) пирамидного пути
Задание №2. «Динамическая саморегулирующаяся организация, все составные элементы которой взаимодействуют для получения полезного для организма приспособительного результата» - это:
А) функциональная система по П.К.Анохину
B) принцип доминанты А.А. Ухтомского
C) принцип «общего конечного пути» Ч.С.Шеррингтона
D) концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна
Е) принцип гомеостаза У. Кеннона

7
Задание №3. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств - это:
А) восприятие
B) ощущение
C) представление
D) воспоминание
Е) воображение
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:
1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89.
2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логический структуры темы
«Предмет задачи и методы исследованиямедицинской психологии. Понятие о психическом здоровье» представлен на следующей странице.
В наше время психология является разветвленной системой научных дисциплин, основу которой составляет общая психология.
Общая психология изучает общие закономерности возникновения, развития и проявления психики, выявляет основные особенности психической деятельности, используемые в человеческой практике.
Сейчас невозможно представить себе какую-либо сферу деятельности человека, где активно не применялись бы психологические знания. В связи с этим интенсивно развиваются и функционируют такие прикладные психологические дисциплины, как социальная, педагогическая, юридическая, пенитенциарная, военная, инженерная, а также медицинская психология.
Медицинская психология изучает особенности общения медицинских работников и больных, психику человека, страдающего соматическими или психическими расстройствами, а также психологические средства воздействия на человека в целях


8
ГРАФ 1

9 профилактики и лечения различных заболеваний (психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии).
Предметом медицинской психологии служат, по определению Н.Д.Лакосиной и
Г.К.Ушакова, «многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности, в системе взаимоотношений врач-медработник-пациент.
Объект медицинской психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.
Целью медицинской психологии является повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизация психического развития, охрана здоровья, профилактика и преодоление недугов, психологическая реабилитация.
В число задач медицинской психологии входят:
- диагностика психических процессов, состояний, личностных свойств пациентов различного профиля, а также изучение психосоциальных характеристик различных аспектов медицинской деятельности;
- разработка новых психодиагностических подходов и методик;
- участие в осуществлении различного рода экспертной деятельности
( медико-социальной, военной, судебной и др.).
- разработка и проведение коррекционных, профилактических, реабилитационных и консультативных мероприятий для лиц с различными проблемами в области соматического и психического здоровья;
- профилактика и коррекция профессиональных оберраций и деструкций, оптимизация профессионального развития личности работника медицинской сферы;
- участие в разработке психогигиенических рекомендаций и мер первичной психопрофилактики соматических и нервно-психических расстройств.
Клиническая (медицинская) психология самым тесным образом связана со всеми клиническимидисциплинамии знание ее основ должно быть одной из важнейших составляющих в профессиональной подготовке врача
Клиническая (медицинская) психология, не подменяя собой психиатрию, тем не менее тесно связана с ней, прежде всего с такими разделами, как пограничные психические расстройства и общая психопатология. При этом, несмотря на обширную зону общих интересов и взаимосвязь клинической психологии и психиатрии, у каждой


10 дисциплины имеются свои задачи, методы исследования, в какой-то мере — свои понятия и терминология.
Без знания и использования основ медицинской психологии, раскрывающей психологические особенности и возможные изменения психики людей, включенных в лечебно-диагностический процесс (пациентов и медицинских работников), невозможен подлинно врачебный уровень оказания медицинской помощи, даже при совершенном владении навыками и капитальном усвоении теоретических основ избранной медицинской специальности.
М
ЕСТО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СРЕДИ ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН
Клиническая психология имеет свой предмет исследования и является до известной степени самостоятельным разделом как психологических, так и медицинских знаний. Она тесно связана с целями и задачами практической медицины. Без такой связи она не только беспомощна, но и неприемлема. Содержание клинической психологии становится действенным лишь при условии ее взаимодействия со всеми отраслями медицинских знаний вообще и с каждым конкретным разделом медицины в частности. Изучение клинической психологии невозможно без знания основ клинической медицины, а также смежных дисциплин, например, анатомии, общей патологии, гигиены и др.
В свою очередь, каждый частный раздел медицинской практики, лишенный присущих ему медико-психологических аспектов, остается в рамках лишь медицинского практицизма, что исключает целостное восприятие больного, понимание его индивидуальных личностных проблем, связанных с заболеванием, и неблагоприятно отражается на лечебно-диагностическом процессе. Владение основами клинической психологии — одно из обязательных условий обследования и лечения больного на врачебном, а не фельдшерском уровне.
Наряду с этим, клиническая психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами — общей психологией, социологией, этикой и др. Будущий врач-клиницист должен быть знаком с основными психологическими категориями и понятиями, знать и уметь распознавать проявления всех сторон психической сферы человека в границах индивидуально- психологической нормы. Для этого ему необходимо иметь представления о наиболее часто встречающихся и доступных методах психологической диагностики.
Реагирование больного на свою болезнь далеко не всегда ограничивается нормальными психическими проявлениями во всех их вариациях. Нередко реакции носят психопатологический характер. Медицинская психология помогает определить психические нарушения, наиболее часто встречающиеся при соматических заболеваниях,