ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология родительско-детских отношений
_____________________________________________________
Группа 20П172
Студент
А.Д. Проскурина
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1 тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие человека»
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет. «Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается, обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».
Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который
потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1. | СИТУАЦИЯ №1 Родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений. Рекомендации: Самым лучшим профилактическим средством хорошей успеваемости являются доверительные отношения родителей с ребенком и друг с другом, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний. Необходимо изменение поведения родителей по отношению к ребёнку (на основании теста «Рисунка семьи»): - всегда найдите время выслушать то, что хочет сказать ребёнок; –стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании, на доверии; –больше доверяйте и разумно контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку; – не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; – повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию; – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка данного возраста не являются умышленными; | Родители, для определения стиля общения с ребенком и выявление требований к его успеваемости. Ребенок начального звена обучения | Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;
(Э.Г.Эйдемиллер)
Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен |
2. 1. 2. 3. | Повышенная потребность в успехе и внимании к себе, демонстративность. Своим внешним видом и поведением школьник добиваться внимания, при этом может нарушать правила поведения. Рассказать родителям о психологических особенностях школьного возраста. Предложить родителям составить акцент на положительных чертах кумиров (в музыке, спорте и т.д.) - ненавязчиво интересуйтесь увлечениями, знакомьтесь с его друзьями по возможности - честно признайтесь, если чего-то не понимаете в его увлечении и выразите желание понять - побуждайте интерес к своим товарищам, родным, близким, другим окружающим, поощряя его рассказы об успехах и достижениях других - не проявляйте равнодушия, а тем более сознательного игнорирования его личности. Если будут проявления девиантного поведения можно обратиться за помощью к педагогу-психологу и провести коррекционную работу в данном направлении. Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком. СИТУАЦИЯ №2 Диагностические методы для выявления поведенческих и эмоциональных нарушений в детском возрасте. По выявлению тревожности, агрессии… Диагностика межличностных взаимоотношений. Диагностика эмоционального состояния ребенка. | Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком. Для школьника Дошкольник |
1."Рисунок семьи", "Шесть ситуаций" Рогов Е.И 2. «Шкала принятия других» (В.Фейя) 3.«Шкала доброжелательности» (Д.Кэмпбелла) 4.«Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта) 5.«Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей) 6.«Шкала доверия» (М.Розенберга) 7.Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко) 8.Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер) 9.Опросник PEN (Г. Айзенк, С Айзенк) 10.Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор) 1.Беседа с родителями, педагогами (воспитателями, учителями), ребенком и наблюдение за его взаимодействием с окружающими — сбор информации. 2.Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (3,5-7 лет). 3.Тест «Сказка» - с3,5 лет. 4.«Лесенка»( с 3 – 7 лет) 5.Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга – с 4-13 лет. 6.Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (3,5-7 лет).
|
Практическое занятие № 2 тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»
Задание 3. Заполните таблицу
№ | Проблемная область для психодиагностики | Название психодиагностических методик |
1 | Замкнутость подростка | 1.Определение уровня развития Векслер, ШТУР; 2.Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет; 3.Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури; 5. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г; 6. Оценка отношений подростка с классом; 7. Оценка психологического климата в классе; 8.Определение свойств темперамента Русалов М.В. 9. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М. |
2 | Межличностные конфликты между матерью и подростком |
|
3 | Агрессивность дошкольника | Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций: 1.Методика «Рисунок семьи» 2. «Дом, дерево, человек»; 3.«Рисунок несуществующего животного»; 4. Тест руки и опросник Дасса-Барки; 5. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко 6. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А. А. Романов; 7. Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллер; 8. Проективная методика «Кактус»; 9. Методика «Лесенка» В.Г. Щур) 10. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой); 11. Проективная методика Рене Желя; 12. Социометрия Дж. Морено. |
4 | Страхи у дошкольника | 1. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой; 2. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.; 3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации; 4. Методика «Волшебная страна чувств»; 5.Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»; 6. Детский апперцептивный тест (ДАТ); 7. Тест «Страхи в домиках»; 8. Методика «Рисунок семьи»; 9. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
|
5 | Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь) | Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик:
|