Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
символизм. Принято различать «старших» и «младших» символистов: «старшие» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта; «младшие» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. К 1910 г. символизм сменяется акмеизмом (отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам) и футуризмом (футуристы делали упор на разрушение старого мира, отрицание традиций в культуре: И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, В. Маяковский), распадавшимся на несколько группировок.

Театральное искусство также развивалось в нескольких направлениях: 1) реалистическом — создание и развитие Художественного театра (1892 г.), основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, театра В. Комиссаржевской в Петербурге (1904 г.), 3-й студии МХАТ под руководством Е. Вахтангова; 2) метафорическом — театр В. Мейерхольда.

Лучшие музыкальные традиции сохраняются в Мариинском и Большом театрах. Здесь работали виднейшие представители вокальной школы: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Реформаторами балетной школы становятся балетмейстер М. Фокин и балерина А. Павлова (мировое признание они получили после организации «русских сезонов» С. Дягилева в Париже в 1909—1912 гг.).

В начале ХХ в. продолжает свою работу композитор Н. Римский-Корсаков, автор оперы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». В творчестве молодых композиторов чувствуется усиление интереса к филосовско-эстетическим проблемам (С. Рахманинов — оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; А. Скрябин — «Божественная поэма», «Прометей»; И. Стравинский — балеты «Жар-птица», «Весна священная»).

Происходит подлинный переворот в строительстве (появление новых строительных материалов, в частности железобетона, металлоконструкций; совершенствование строительной техники). Утверждается новый стиль модерн (свободная планировка для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий, облик которых подчинялся единому образно-символическому замыслу; в декоративной отделке использование цветных витражей, мозаики с растительным орнаментом). В стиле модерн можно выделить несколько направлений: неорусское (Ф. Шехтель — здание Ярославского вокзала в Москве, А. Щусев — здание Казанского вокзала в Москве, В. Васнецов — здание Третьяковской галереи),
неоклассицизм (И. Фомин — особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге), предконструктивизм (Ф. Шехтель — Торговый дом московского купеческого общества; типография газеты «Утро России»).

Скульптура, как и архитектура, освобождается от эклектизма. Обновленческие тенденции были связаны здесь с влиянием импрессионизма. Представителями этого направления были П. Трубецкой (портрет И. Левитана, бюст Л. Толстого, памятник Александру III в Петербурге), Д. Андреев (памятник Н. Гоголю в Москве), А. Голубкина («Идущий», «Сидящий человек», «Изергиль»).

Импрессионизм мало затронул творчество С. Коненкова, отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием («Самсон, разрывающий узы», «Рабочий-боевик», целая галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора — «Ника», «Стрибог»). Вместо реалистического метода отображения действительности в ее непосредственных формах происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно.

Появляются картины историко-бытового жанра: А. Рябушкин («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII в.»), А. Васнецов («Улица в Китай-городе»), М. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»). Импрессионизм как направление представлен в работах И. Левитана («Березовая роща», «Март», «Озеро»), К. Коровина («Париж вечером», «Сирень»).

Центральная фигура этого периода — В. Серов. Художник работал в различных жанрах, особенно заметно его дарование портретиста (портреты К. Коровина, М. Ермоловой, княгини Орловой). Великолепны его работы, выполненные в импрессионистской манере («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Представителем живописного символизма стал М. Врубель, творческая индивидуальность которого проявилась в различных видах искусства — в монументальном декоративном панно («Испания»), станковой картине («Царевна-лебедь»), портрете С. Мамонтова, театральной декорации (к опере «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к произведениям Лермонтова). Один из центральных образов творчества М. Врубеля — Демон («Демон сидящий», «Демон поверженный»).

В 1899 г. под патронажем княгини М. Тенишевой оформляется художественное объединение «Мир искусства», отличавшееся откровенным неприятием действительности (что стало своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры). Для представителей этого направления был характерен поиск художественного образа в минувшем. К числу видных представителей объединения относились К. Сомов («Эхо прошедшего времени», «Осмеянный поцелуй», «Дама в голубом»), А. Бенуа (версальские версии), Е. Лансере («Никольский рынок в Петербурге»). Ко второму поколению мирискусстников принадлежат Б. Кустодиев («Купчиха»), З. Серебрякова («Пьеро», «Крестьяне»).


Другое крупное объединение, возникшее в начале ХХ в., — «Голубая роза». В него вошли художники-символисты (П. Кузнецов «Мираж в степи», М. Сарьян «Финиковая пальма»).

Художники объединения «Бубновый валет» обратились к эстетике постимпрессионизма, кубизма, а также приемам русского лубка (Р. Фальк, И. Машков, М. Ларионов).

В 1910-х гг. в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления — М. Ларионов («Отдыхающий солдат»), Н. Гончарова («Мытье холста»), М. Шагал («Венчание», «Я и деревня»), П. Филонов («Восток и запад», «Пир королей»).

К 1910-м гг. относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве (В. Кандинский, К. Малевич).

Самостоятельное место занимало творчество русского художника К. Петрова-Водкина. С одной стороны, оно было связано с иконописной традицией. С другой – закладывает основы нового направления в русской живописи — авангарда. Художник экспериментировал с цветом и формой, решительно переводя плоскостное изображение в перспективную картину («Купание красного коня», «Петроградская мадонна»).

В целом в начале ХХ века в отечественной литературе и изобразительном искусстве появляются новые художественные формы, оказавшие в дальнейшем значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Россия в 1917—1920 гг.


8.1. Февральская революция
Масштабы войны, ее продолжительность обусловили серьезные изменения во внутренней политике воюющих стран. Ведение военных действий потребовало милитаризации экономики, четкой организации производства и распределения, прямого вмешательства государства в хозяйственные процессы. Российская промышленность, несмотря на значительный рост военного производства, не справлялась с задачей обеспечения армии.

В годы войны наблюдалось снижение объемов промышленного производства, сокращались посевные площади в сельском хозяйстве. В 4 раза вырос государственный долг, курс рубля к 1917 г. упал до 27 коп. Значительно снизился уровень жизни населения: «потребительская корзина» рабочих составляла в 1916 г. менее 50% довоенного уровня.

Для решения возникших проблем были созданы специальные правительственные органы по общим вопросам военно-экономической политики (Особые совещания).

Впервые в истории страны к решению общегосударственных вопросов была привлечена буржуазия. В 1914 г. были организованы
Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов. В 1915 г. появились военно-промышленные комитеты. Представители Думы и Центрального военно-промышленного комитета вошли в состав Особых совещаний по обороне, топливу, продовольствию, транспорту.

Война вызвала перегруппировку политических сил. Правые и буржуазные партии призвали к единению правительства и общества. В революционно-демократическом движении выделились три течения. Оборонцы (меньшевики Г. Плеханов, А. Потресов, эсеры Н. Авксентьев, Б. Савинков) призывали к войне до победы, защите Отечества, гражданскому миру внутри страны, борьбе с царизмом после победы над Германией. Центристы, или пацифисты (меньшевики Н. Чхеидзе, Н. Суханов), осуждали империализм и шовинизм под лозунгом «Без победителей и побежденных». Интернационалисты, или пораженцы, выступали за продолжение революционной борьбы под лозунгами свержения царизма (меньшевики Ю. Мартов, А. Коллонтай, эсеры В. Чернов, М. Натансон, межрайонец К. Юренев и большевики во главе с В. Лениным). Часть интернационалистов (Ю. Мартов, В. Чернов) не приняли лозунг Ленина о поражении своего правительства.

Неудачи на фронтах, нарастающие трудности в экономике, неумение использовать ресурсы страны обусловливали рост недовольства в различных слоях общества. Нарастало стачечное движение. Летом 1915 г. полиция стреляла в рабочих-демонстрантов в Костроме и Иваново-Вознесенске. В 1916 г. революционное брожение в армии (на кораблях «Гангут», «Петропавловск»), волнения в городах и деревнях дополняются восстаниями в национальных районах (Закавказье, Средняя Азия).

Не менее опасной складывалась ситуация на фронтах, среди миллионов солдат, вчерашних крестьян. Оторванные от привычного уклада жизни, загнанные в сырые окопы и холодные землянки, они мучились и погибали за цели, которые были от них весьма далеки. В стране отсутствовала продуманная деятельность по пропаганде военных и политических задач, которые решала Россия в ходе войны. В то время как сотни тысяч солдат погибали в боях за императора, веру и отечество, в столичных кругах процветало казнокрадство, царил культ обогащения, «наслаждения» жизнью.

В годы войны складывается ситуация, когда кризис «низов» сочетался с не менее острым кризисом «верхов». Внешним проявлением последнего стали так называемая «министерская чехарда» и распутинщина. За годы войны сменилось 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, по 4 руководителя в министерствах военном, земледелия и юстиции и т. д. Одновременно шла «губернаторская чехарда».


Правительство подвергалось критике «справа» и «слева». Крайне правые выступали за режим военной диктатуры, роспуск IV Думы. Умеренные круги в правительственном лагере настаивали на уступках либеральной буржуазии.

Кадеты, прогрессисты и октябристы создали в августе 1915 г. «Прогрессивный блок», в который вошло более половины депутатов Думы. Главным стало требование о создании ответственного или доверенного министерства, то есть правительства, назначаемого Думой или учреждаемого с ее согласия.

Вместе с тем либеральная оппозиция опасалась нарастания революционных настроений в обществе. Но сама критика «верхов» способствовала углублению политического кризиса, росту недовольства масс.

Недовольство сложившимся положением проявляла даже часть членов императорской фамилии во главе с великим князем Николаем Михайловичем. В ответ императрица настаивала на том, что «России нужен кнут», и советовала мужу опереться на «Союз русского народа» и другие черносотенные организации. Буржуазная оппозиция представлялась царской чете главным врагом.

Значительную роль в консолидации оппозиционных сил, их сплочении на общей политической платформе играли масонские ложи. Среди членов этих организаций были прогрессисты, кадеты, умеренные социалисты.

Огромное влияние на государственные дела оказывал в годы войны Г. Распутин. Императрица Александра Федоровна, предлагая Николаю II кандидатуры тех или иных министров, в качестве главного аргумента выдвигала их лояльность к Распутину. По советам последнего от должности освобождались не только министры, но и главы правительства.

В аристократических кругах крепло мнение о Распутина как виновнике всех бед России 16 декабря 1916 г. Распутин был убит группой заговорщиков, среди которых были князь Юсупов, лидер черносотенцев Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович. Однако его смерть не изменила характера политической линии правительства. Все большая часть общества приходила к выводу, что причинами внутренних проблем в стране являлась не распутиновщина, а безответственная политика властей.

9 января 1917 г. начались стачки и демонстрации рабочих, количество которых возрастало с каждым днем. В январе стачечным движением было охвачено более 300 тысяч рабочих, в феврале — 400 тысяч.

17 февраля забастовали рабочие Путиловского завода. 23 февраля 1917 г. считается началом революции. В этот день в забастовке участвовало 128 тысяч рабочих. 24 февраля в Петрограде бастовало уже 200 тысяч человек, начались массовые демонстрации. 25 февраля забастовка стала всеобщей — волнения охватили более 300 тысяч рабочих.