Файл: Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
частью восточно-славянских племен, получая от них дань вплоть до X в.

Со стороны Скандинавии в славянские земли вторгались норманны, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в. Важную роль играли также для славян контакты с Византией.

В VII—VIII вв. у славян на смену родовой общине приходит община территориальная (соседская), появляется частная собственность и имущественное расслоение, власть концентрируется в руках родоплеменной знати. Эти процессы стали следствием как удовлетворения экономических интересов, так и необходимости совместной обороны от внешних врагов.

Возглавляли такие объединения племен вожди, которые по своему положению стояли выше племенных князей. Вождь или князь возглавляли военную дружину. Кроме того, важнейшими элементами политической организации были совет старейшин и вече – общее собрание свободного мужского населения племени как орган верховного самоуправления и суда. Племенные союзы славян непосредственно предшествовали возникновению государства.

На Волыне из племенного союза складывается предгосударственное образование — «держава волынян», в Прикарпатье – Дулебский союз. В арабо-персидских источниках упоминаются Артания (район Рязани или Причерноморья), Куябия (район Киева), Славия (район Ладоги, Новгорода), последние, по-видимому, стали основой формирования южного и северного центров восточно-славянской государственности.

У каждого из союзов было свое «княженье». Появление князей-вождей означало переход к военной демократии.

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Носило оно экстенсивный характер. В лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее полного истощения. Зачем участок бросали, пока на нем не восстанавливался естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной.

В лесах применялась подсечная (или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали. Полученный удобренный участок также использовали до истощения.

Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречиху и др. Разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Занимались
охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел).

Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы. Их значимость повышалась и потому, что во внешней торговле, особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играли поставки различного пушного зверя, которым славился в то время славянский север.

В разложении первобытнообщинных отношений важную роль играло общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия. Выделялись специалисты — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары. Создавались ремесленные поселки, которые являлись зачатками будущих городов, таких как Киев, Ладога, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск. Города становились центрами ремесленного производства и обмена.

Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. Торговля ускоряет разложение общины, способствуя укреплению экономического могущества племенной знати. Развитию торговли способствовало становление путей сообщения на основе водных систем. Освоение последних ускоряло процессы складывания государственности; в их важнейших местах возникали торговые фактории, из которых затем развивались первые города.

В ту пору в качестве дорог чаще всего выступали речные пути. Поскольку же Восточная Европа являлась промежуточным регионом между развитыми странами Востока и Западной Европой, такие пути приобретали и международное значение. К числу наиболее важных из них относился Волжский путь, а также из варяг в греки.

Волжский путь вел из Балтики в Булгарию и Хазарию, и далее по Каспийскому морю – в страны Востока. До Х в. этот путь играл основную роль в международной торговле того времени. Вдоль него были найдены позже многочисленные клады арабских дирхемов (серебряных монет).

Второй путь проходил из Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ильменскому озеру, Ловати, далее волоком к Днепру, по Черному морю, в Византию. Он имел ответвления, например, от Днепра на Западную Двину с выходом в Прибалтику. Его освоение оказалось непосредственно связано с деятельностью варягов, которые уже в конце VIII в. проникали на северные территории Восточной Европы, основывая там свои фактории.

Большое значение для обогащения племенной знати имела военная добыча. Племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, - это повышало их авторитет.


Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей: это уже своего рода профессиональные воины и советники князя. Выделение дружины было этапом в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Славяне жили, как правило, по берегам рек и озер в небольших домах, типа полуземлянок: пол был на метр-полтора ниже уровня земли, стены деревянные, печь каменная или глинобитная, топилась по-черному, крыша обмазывалась глиной. Площадь полуземлянки составляла 10—20 кв. м.

Несколько поселков составляли древнеславянскую вервь-общину. Внутри общины сохранялось имущественное равенство.

Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и культу предков. Главным богом в культе предков был Род — бог неба и земли. Важную роль играли божества, которые были связаны с земледелием: Ярило, Велес. Особое место занимал бог грома и молнии — Перун.

Богам приносились жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в капищах, где помещался идол. Князья-вожди выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы (ведуны) и кудесники.

1.2. Образование Древнерусского государства
С IX века у восточных славян происходит складывание государственных отношений. К предпосылкам образования государства у славян следует отнести развитие пашенного земледелия; совершенствование орудий труда; развитие ремесла; смену родовой общины соседской; становление городов; возникновение имущественного неравенства, института частной собственности; воздействие внешнеполитических факторов: борьба с кочевниками, защита торговых путей, совместные походы против Византии.

Летописцы приписывают образование Древнерусского государства скандинавам-норманнам (варягам). Согласно легенде варяжский князь Рюрик был призван новгородцами в 862 г., что и явилось началом древнерусской государственности. В «Повести временных лет» это событие освещается следующим образом: «В год 6370 (862 г. по новому летосчислению) изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называют свеи (шведы), и иные норманны и англы, а еще иные лотландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Таким образом, в летописи говорится, что славянские и финские племена, не желавшие пребывать в разрозненном состоянии, пригласили на условиях договора варягов, которые были способны их объединить и создать государство. Рюрик в профессиональном отношении выступает здесь как варяг (предводитель наемной дружины), а по происхождению он – «рус». О происхождении (возможно балтийском) и значении слова «рус» ученые спорят до настоящего времени.

В ХVIII в. немецкие академики, работавшие в России, Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер выдвинули так называемую «норманнскую теорию», согласно которой объединение восточных славян произошло благодаря действиям варяжских князей, и делался вывод о неспособности славян создать собственное государство. Тем
самым принижалась роль самих славян, не учитывались объективные процессы, происходившие в славянском обществе, эволюция формирования государства. С другой стороны, преувеличивалась роль варягов (хотя их участие в истории Руси на раннем ее этапе не подлежит сомнению).

Первыми противниками «норманнской теории», в целом отрицавшими роль варягов в истории Руси, были М. Ломоносов и В. Татищев. Спорность вопроса сохранилась и в дальнейшем, приобретая временами политическую, расистскую окраску (например, в период гитлеровской Германии). К настоящему времени доказано, что варяги славянам государственность не принесли, поскольку последняя возникает прежде всего как результат определенных процессов внутри самого общества – с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения.

Как уже отмечалось, данный вопрос был тесно связан и с происхождением слова «Русь»: норманисты доказывали его скандинавское происхождение, противники стремились обосновать его «негерманский характер». Позднее возникли «финские» и «иранские» теории происхождения термина. Представляется более близким к истине суждение, что этот термин пришел с севера: так первоначально называли в местной финно-угорской среде выходцев из Скандинавии, а от них этот термин переняли в том же смысле и славяне.

Уже в конце VIII в. русы основывали свои северные фактории, из которых наиболее известной стала Ладога (Старая). Позднее эти выходцы из Скандинавии установили тесные связи с ильменскими словенами.

После смерти Рюрика в 879 г. князем стал его малолетний сын — Игорь. А фактически княжил Олег — родственник, предводитель дружины Рюрика.

Первый шаг к политической консолидации восточно-славянских племенных союзов связывают с походом Олега в 882 г. на Киев. Убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира, он захватил город. Укрепление здесь власти выходцев с севера объяснялось заинтересованностью в борьбе южных племенных союзов с хазарами, поскольку последние, в отличие от скандинавских конунгов, стремились полностью ликвидировать самостоятельность славянских земель и поставить под свой контроль выходы к Балтике.

Поэтому славяне были непосредственно заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью готовы были идти на заключение союзов (договоров) со скандинавскими князьями. Кроме того, варяг – как иноземец, представлялся более подходящей, своего рода компромиссной фигурой для объединения славянской знати, пребывавшей к тому времени в состоянии внутри- и межплеменной борьбы за власть, лидерство.