Файл: Методы исследования а Методы сбора информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направлена на преодоление девиации поведения, затруднения адаптации. В центре внимания специалиста оказываются такие черты характера и поведенческие проявления, как застенчивость, агрессивность, конформизм, асоциальность, неспособность излагать свои мысли, боязливость, аутичность, стереотипии, конфликтность, завышенная или заниженная самооценка и т. п. (Ребёнок или группа детей одного возраста)
б) Интервенция- представление об обусловленности развития индивида взаимодействием наследственности, среды и активности самой личности. В широком смысле под интервенцией понимается систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или повысив потенциал ребенка.

Интервенция рассматривается как система плановых (и неплановых) воздействий в целях определенных изменений в проблемных компонентах структуры личности, среде или взаимодействии их.

Специальное значение интервенции как психологической практики в контексте проблемы оптимизации психического развития ребенка фактически совпадает с термином «коррекция развития». «Интервенция» подразумевает момент вторжения, вмешательство в развитие, понимаемое как природное, а «коррекция» предполагает преодоление отклонений развития, понимаемого как культурно-исторический процесс, посредством формирующего психологического воздействия для достижения возрастных норм.
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:

Закономерности дизонтогенеза

Краткая характеристика

Функциональная локализация нарушения

Различают два основных дефекта: частный и общий. Частный обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Нарушения частных функций нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

Гнозис - способность узнавать предметы по чувственным восприятиям.

Праксис целенаправленное действие.

Общий связан с нарушением регуляторных систем как подкорковых.

Время поражения

Временной фактор определяется:

а) хронологическим моментом поражения;

б) длительностью периода развития данной функции в онтогенезе;

в) неустойчивостью психических функций в сензитивные для них периоды развития.

Возрастной период с 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредоносным факторам. В периоды 0-3 года и 11-15 лет особо велика вероятность психических нарушений в силу сензитивности.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

В аномальном развитии различаются две группы симптомов:

а) Первичный дефект - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения органов чувств, детский церебральный паралич, локальные поражения корковых зон).

б) Вторичный дефект - нарушения, возникающие в силу аномального социального развития. Механизм возникновения различен.

Направление вторичного недоразвития зависит от места в нем первичного дефекта и может быть:

1. «снизу-вверх» - от элементарных психических функций к более сложным;

2. «сверху-вниз» - от недоразвитых высших психических функций к низшим.

Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии

Явления временной независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза.

Ассоциативный тип связей (по принципу цепочки), возникает, когда разрозненные, разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости.

Иерархический тип связей формируется в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения. Такой тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, что достигается выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, каждый из которых решает свою задачу.

Асинхрония развития

Основные проявления асинхронности развития, следующие:

а) Ретардация - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.

Акселерация отдельных функций, например, раннее (до одного года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании церебрально-органического генеза.

в) Сочетание акселерации и ретардации психических функций. Возникает, когда в одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.



3. Опишите депривационные феномены.

Депривационные феномены представляют собой

  • многообразные измененные состояния сознания;

  • различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития, вследствие более или менее длительного блокирования значимых психофизиологических потребностей.

В настоящее время не существует ни единой теории депривационных явлений, ни общей их классификации. Наиболее распространенная эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких ее видов в зависимости от характера блокируемой потребности. Так, принято говорить о депривации:

  1. сенсорно-перцептивной,

  2. коммуникативной,

  3. кинестетической,

  4. эмоциональной.

Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуально реагируют на депривационные ситуации. Человек может находиться достаточно долго в ситуации депривации, но при этом не проявлять никаких выраженных признаков депривационных феноменов, и наоборот.

Для профессионалов в области специальной психологии особый интерес представляют такие формы депривации, как:

  • коммуникативная

  • эмоциональная.


4. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.

Потеря слуха- это настоящий стресс для человека, ведь благодаря слуху человек получает огромную информации.

К сожалению, сегодня многие люди имеют проблемы со слухом- кто-то рождается уже глухим или становится рано оглохшим, а кто-то теряет слух в более старшем возрасте или становится слабослышащим. Такие дети воспринимают мир иначе, ведь, чтобы получать информацию об окружающем мире им приходится задействовать другие органы чувств. А это в свою очередь ведет и к другим проблемам, например, задержка развитие речи. Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми с нарушением слуха затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий. Чтобы помочь
такому ребенку приспособиться к обществу, я думаю, важно понимать его особенности психологии.

Поэтому роль сурдопсихологии— раздела специальной психологии, изучающего закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, а также изучающего возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания очень важна в нашем информационном обществе.
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения

Тифлопсихология раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы коррекции.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям выделяют следующие подкатегории:

I. Слепые дети. По остроте зрения — это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые или незрячие» входят также дети с высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.

II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией. Причинами нарушения зрения могут быть органические и/или функциональные поражения зрительного анализатора.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления речи:

• афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса,

• брадилалия — патологически замедленный темп речи,

• тахилалия — патологически убыстренный темп речи,

• заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

• дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,

• ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,

• дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

• алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

• афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения.

Дисграфия (аграфия) частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.



6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития

Олигофренопсихология — это отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Синдром олигофрении является достаточно стабильным состоянием. Выраженность олигофрении не нарастает и не уменьшается меется в виду состояние собственно интеллекта, в то время как предпосылки интеллекта, эмоционально-волевая сфера в определенной мере могут развиваться и/или корригироваться). При олигофрении в наибольшей степени страдает абстрактное мышление (наблюдается различной степени выраженности конкретизация мышления - затруднения разграничения главного и второстепенного), и другие пси
хические функции - память, эмоциональная, волевая сфера и соматическое развитие в меньшей степени.

Выделяют следующие степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность. При идиотии отсутствует речь, не вырабатываются навыки, ребенок не в состоянии себя элементарно обслужить (даже отсутствует инстинкт самосохранения), эмоционально не выделяет близких людей их окружающих, обучение невозможно. При имбецильности речь косноязычна, словарный запас около 200 простейших слов, фразы из 2-3-х слов, грамматически часто не связанных, обучение во вспомогательной школе практически невозможно, под присмотром и при постоянной стимуляции могут выполнять простейшие виды деятельности,