Файл: Вариант 8 Дайте сравнительный анализ понятиям новация и инновация. Приведите конкретные примеры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант № 8


  1. Дайте сравнительный анализ понятиям новация и инновация. Приведите конкретные примеры.



Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.

Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации. Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью. Структурными источниками экономического развития общества являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность. В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства. Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществляться в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, обеспечивающих повышение качества объектов и ресурсосбережение по стадиям их жизненного цикла.

Необходимо правильно использовать такое огромное конкурентное преимущество, как размер запасов природных ресурсов (по этому показателю Россия занимает первое место в мире, опережая США примерно в четыре раза). Россия еще обладает некоторыми конкурентными преимуществами в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Однако из-за слабой организации инновационной деятельности, политической неустойчивости экономики и других причин еще не наметилась стабилизация российской экономики.


Примером в обороте предприятия новаций и инноваций может быть:

инновации: выпуск новой продукции , другого ассортимента. Например, Завод «Авитек» стал выпускать детские коляски при направленности его на военную промышленность.

Новация для того же завода будет диверсификация производства, замена оборудования, приобретение новой технологической линии, позволяющей повысить производительность труда, увеличить объем продаж, снизить технологические потери.

  1. В чем суть линейно-функциональной организации управления? Каким образом в данной организации осуществляется процесс управления инновационной активностью.



Линейно-функциональная структура управления как наиболее авторитарная, но простая и экономичная используется преимущественно в узкоспециализированных инновационных структурах без развитой инфраструктуры с ограниченной численностью сотрудников – до 300—500 человек (рис. 1). Все работы выполняются линейными руководителями (руководителями подразделений) при полном соблюдении принципов централизма, единоначалия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, а каждый руководитель – несколько подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Примером могут служить предприятия с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, сборка, оказание однородных услуг), предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья).



 
   Рис. 4.1. Линейно-функциональная структура управления

В основе данной схемы управления лежит шахтный способ построения, при котором осуществляется специализация процесса управления по функциональным подсистемам (производство, маркетинг, финансы, разработки и исследования, персонал и др.). Каждая подсистема формирует свою иерархию, которая пронизывает сверху донизу всю организацию. Оценка деятельности каждой службы производится посредством показателей, которые характеризуют выполнение ею своих задач. Соответствующим образом строится и вся система поощрения и мотивации работников. Конечный же результат (качество и эффективность работы предприятия в целом) отходит на второстепенный план, так как считается, что все подразделения работают, чтобы его достигнуть.



Линейно-функциональная организационная структура: недостатки и преимущества Положительными моментами являются четкость системы взаимодействия подразделений, единоначалие (руководитель берет в свои руки общее управление), разграничение ответственности (каждый знает, за что отвечает), возможность быстрой реакции исполнительных подразделений на указания, полученные свыше. Недостаток структуры заключается в отсутствии звеньев, которые вырабатывают общую стратегию работы. Руководители практически всех уровней в первую очередь решают оперативные проблемы, а не стратегические вопросы. Имеются предпосылки к перекладыванию ответственности и волоките при решении проблем, которые требуют взаимодействия нескольких подразделений. Управление предприятием имеет слабую гибкость и плохо приспосабливается к изменениям. Организация и подразделения имеют разные критерии оценки эффективности и качества работы. Существующая тенденция к формальности оценки данных показателей обычно приводит к возникновению атмосферы разобщенности и страха. Недостатки управления в данной структуре заключаются в большом количестве промежуточных звеньев, которые находятся между работниками и управленцем, принимающим решения. Управленцы верхнего уровня подвержены перегрузке. Повышается зависимость между результатами работы и квалификацией, деловыми и личностными качествами высшего управленческого состава. Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях линейно-функциональная организационная структура имеет больше недостатков, чем достоинств. При данной системе организации сложно добиться качественной работы предприятия. Недостатки линейной схемы призвана устранить линейно-штабная организационная структура. Она позволяет ликвидировать основной недостаток, который связан с отсутствием звеньев, предназначенных для стратегического планирования. В данной структуре предусмотрено уменьшение нагрузки высших управленцев, существует возможность привлекать внешних экспертов и консультантов. Однако по-прежнему сохраняется нечеткость распределения ответственности.

Процесс управления инновационной активностью в данной структуре осуществляться через отдельно выделено подразделение - как правило это проектный отдел, в функции которого входит разработки инновационных проектов развития предприятия, их внедрение и контроль.



  1. В матрице «товар-рынок» И. Ансофф описывал базовые инновационные стратегии фирм. Какая позиция фирмы в матрице не относит её стратегию к инновационной? Тем не менее, данная стратегия полностью не исключает внедрение инноваций. В чём может проявляться инновационная активность таких фирм? Приведите примеры.


Матрица приведена на рисунке





Рынок

старые

новые

Товар и технологии

новые

Локальные инновации

Инновационная продуктовая и технологическая стратегия

старые

Инновационная маркетинговая стратегия

Комплексный инновационный проект

Рис. 1. Матрица И. Ансоффа

Рассмотренные ситуации охватывают все четыре квадрата матрицы:

1. При известных товарах и рынках наблюдаются лишь локальные инновации;

2. «Старые товары и технологии – новый рынок» (инновационная маркетинговая стратегия);

3. «Новые товары и технологии – старый рынок» (инновационная продуктовая и технологическая стратегия);

4. Квадрат с ситуацией «новые товары и технологии – новый рынок» относится к конгломератным диверсифицированным стратегиям в случае комплексного инновационного проекта (конструкторский, технологический, маркетинговый, организационный, управленческий).

Таким образом именно 4 стратегия не относит ее к инновационной. Тем не менее, данная стратегия полностью не исключает внедрение инноваций, поскольку диверсификация производства может сопровождаться внедрением инновационной продукции на предприятии.

Все инновационные программы можно условно разделить на программы:

1. По освоенной номенклатуре продукции и совершенствованию внедренных технологических процессов, отвлекающие большую долю материально-финансовых и людских ресурсов исследовательских работ; они нацелены на совершенствование качественных характеристик продуктов, поиск возможностей улучшения технологии производства и снижения издержек, изыскание новых областей применения уже разработанных новшеств.

Такие программы, как правило, реализуют так называемые оборонительные инновационные стратегии.


2. По новым продуктам и процессам, задачей которых является создание новых продуктов в сферах бизнеса, либо уже освоенных, либо новых для компании (что обуславливается перспективными планами развития корпорации, и переходе всего планами диверсификации). Активная разработка нововведений осуществляется в рамках наступательных инновационных стратегий.

Оборонительные стратегии характерны для предприятий, которые проводят исследования и разработки без претензий на занятие ведущих позиций. Их цель заключается в том, чтобы не отстать от области технико-технологического развития и повысить технический уровень производства.

К оборонительным стратегиям относится защитная, имитационная, выжидательная, непосредственного реагирования.

Защитная предполагает высокий риск и пригодна для фирм, способных получать прибыль в условиях конкуренции. Для этого необходимо завоевать значительную долю рынка и поддерживать норму прибыли посредством низких издержек производства. Как показывает зарубежный опыт, успех при этом ожидает те фирмы, которые имеют сильные позиции в производстве и маркетинге. В то же время надо сохранять достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на нововведения, внедренные конкурентом.

Имитационная используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Новая технология приобретается у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки, изобретения. Это успешная стратегия, но для адаптации оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта умственного труда (изобретения) необходимы высокая специальная квалификация и неутомимое поддержание достигнутого уровня.

Выжидательная сводится к разумной конкуренции. Успех при этом достигается за счет самостоятельного проведения эффективной инновационной политики с тем, чтобы не отстать от ведущей фирмы. Такую стратегию можно назвать пассивной, так как она означает смену продукта, который не требует серьезных изменений в средствах и технологиях производства, не нуждается в значительных дополнительных затратах умственного труда, не приводит к коренным изменениям в технико-технологических характеристиках.