Файл: 11. Корпоративная культура как фактор повышения качества трудовой жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



11. Корпоративная культура как фактор повышения качества трудовой жизни.

ВВЕДЕНИЕ


Сегодня развитая корпоративная культура является не только предметом привлекательности предприятия, но и средством создания в рамках предприятия такого социально-экономического пространства, которое обеспечивает успешность намеченных изменений, наивысшую производительность и лояльность сотрудников. В этой связи важно целенаправленно формировать лояльность сотрудников, обеспечивающую возможность эффективного внедрения изменений в деятельность предприятий.

Понятие корпоративной культуры относится к принципиально важным элементам функционирования всей организации и является реальным фактором повышения ее конкурентоспособности. Корпоративную культуру нельзя измерить количественно, она нематериальна, однако ее наличие существенно увеличивает стоимость компании.

Основная цель корпоративного поведения – помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Актуальность темы исследования обусловлена современной тенденцией возрастания значимости корпоративной культуры в управлении предприятием. Ее роль особенно наглядна в процессе слияния и поглощения компаний, их адаптации и эффективного функционирования в современных условиях.

Объектом исследования является корпоративная культура предприятия.

Цель исследования - изучение корпоративной культуры, как фактора повышения качества трудовой жизни.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

  • исследовать теоретические аспекты формирования эффективной корпоративной культуры ;

  • провести анализ системы управления предприятия ООО «Балтийский бетон»;

  • проанализировать корпоративную культуру ООО «Балтийский бетон»;

  • разработать проект мероприятий по формированию эффективной корпоративной культуры в ООО «Балтийский бетон».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры


Корпоративная культура присутствует в любой компании и возникает с момента ее создания. В то же время четкое определение понятия корпоративной культуры в организации вызывает определенные затруднения, т.к. существует несколько разнонаправленных точек зрения на данный вопрос.


Несмотря на наличие более чем 50 определений корпоративной культуры, можно выделить экономическую, управленческую и психологическую позиции в толковании данного понятия.

Экономическая позиция в определении корпоративной культуры состоит в попытке раскрыть ее через элементы организации и объяснить причины ее возникновения и функционирования как способ достижения целей и задач компании. Например: "корпоративная культура - специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дел"1. Наиболее известно определение предлагаемое Брызгаловым Д.А. "корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды"2.

Управленческая позиция при определении корпоративной культуры связывает ее с управлением организацией и человеческими ресурсами. В частности, например: "корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий"3.

Сторонники психологического аспекта рассматривают корпоративную культуру с точки зрения психологического взаимоотношения работников компании. Можно привести такие определения, как "корпоративная культура - это сложившийся психологический климат работы в компании" или "корпоративная культура - это уникальная общая психология организации" (П. Вейл). С психологического ракурса выделяют 4 основных типа корпоративной культуры, свойственных в т.ч. и для страховой компании: бюрократическая, силовая, предпринимательская и личностная корпоративная культура.

В то же время, по мнению Гулимова А.В., в компании нельзя отчетливо разделить различные точки зрения на корпоративную культуру, поэтому целесообразно сформировать комбинированное определение корпоративной культуры страховой компании, включающее экономические, управленческие и психологические аспекты4.

Под корпоративной культурой понимается система базовых ценностей, возникающих при создании организации, которые способствуют достижению целей и задач предпринимательской деятельности компании, повышают ее управляемость и создают психологический климат работы в компании.



Как любая система корпоративная культура включает две подсистемы - управляемую подсистему (объект управления) и управляющую подсистему (субъект управления).
1.2. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
Объектами управления в системе корпоративной культуры страховых компаний выступают система ценностей, экономические и трудовые отношения в процессе их реализации. Субъектом управления в системе корпоративной культуры страховой организации является группа людей, которая различными методами воздействует на корпоративную культуру, адаптируя ее под цели и задачи страховщика.

Традиционно процесс управления корпоративной культурой организации включает 5 основных этапов: анализ существующей корпоративной культуры, формирование прогноза изменения корпоративной культуры, оценка экономической эффективности модификаций, выбор методов управления корпоративной культурой, их осуществление и оценка результатов.

Факторы внешней и внутренней среды существенно влияющие на формирование организационной культуры:

- организационные и личные цели лидера;

- управленческая культура лидера;

- деловая среда в целом и в отрасли;

- национальная культура.

Внутренние факторы

- миссия и цели организации;

- стратегия;

- характер и содержание работы;

- квалификация, образование и общий уровень работающих.

Внешние факторы:

- общие экономические условия;

- классовые, этнические, расовые различии.

Возможность поддержания культуры на уровне зависит от подбора работников, действий высшего руководства, методов социализации, реакции руководителей на критические ситуации, моделирования ролей, обучения, тренинга, критериев в определении вознаграждения и статуса, организационных символов и обрядности.

С возникновением и становлением корпоративной культуры свя­зано решение следующих вопросов1:

Формирование производственных организаций как постэконо­мических корпораций, являющихся не только формальной (узко­экономической) структурой для получения прибыли, но и сообще­ством связанных с ней людей (предпринимателей, работодателей, работников, акционеров, общественности) с их межличностными отношениями и индивидуальным миром. В силу этого усиливается зависимость компании от ее работников, взаимная заинтересован­ность, преодолевающие отчуждение между управляющими (мери-тократия) и управляемыми, классовую эксплуатацию, и позволяю­щие персоналу обретать все больше свободы в самореализации в пределах трудового процесса.


Увеличение заинтересованности, мотивации и стимулирова­ния к эффективному труду через развитие различных форм «соуча­стия» («революция соучастия» - Д. Белл) наемных работников в производственно-управленческих процессах. При этом доминиру­ющими становятся относительно унифицированные методы неэко­номической мотивации и стимуляции, побуждающие потенциал, интеллектуальной и духовной энергии человеческих ресурсов. Это достигается на основе политики соучастия, создающей атмосферу заботы о социальных потребностях работников, соответствующую по возможностям реализации ими жизненных намерений и вовле­чения (инкорпорированности) в процессы планирования и при­нятия управленческих решений: а) участие в собственности и прибылях; б) коллективные договоры и совместные решения; в) комитеты (комиссии) на предприятиях и совместные консультации. Подобного рода причастность работника к делам фирмы фор­мирует чувство преданности (лояльности) ей и стимулирует рост от­дачи. Особо необходимо отметить, что решение вопросов «соуча­стия» предусматривает реализацию принципа: работая на увеличение богатства корпорации (страны, общества), люди-работники сами должны жить богаче на основе высокой зарплаты, дохода и т.п. По­этому корпорация должна обогащать тех, кто с нею связан, а рабо­тающие в ней получать удовольствие от своего дела.

Превращение наемного работника в сохозяина своего произ­водства на основе акционирования, системы мотивирования, когда он попадает в прямую зависимость от результатов своего труда, ка­чества продукции и роста прибыли производственной деятельно­сти: работа «для себя» а не «для дяди». Производители-собствен­ники (Япония - 90%, США - 70 % и т.д.) меняют ментальность наемника на менталитет хозяина (сохозяина), заинтересованного в настоящей работе, высоких технологиях и качестве жизни.

Предоставление производственным подразделениям опреде­ленной автономности, локальной самостоятельности: делегирова­ния полномочий на возможно более низкий уровень организацион­ной иерархии. Данная инкорпорированность персонала в механизм принятия управленческих решений способствует также и передачи ответственности на максимально низкий уровень управления. В ре­зультате в современной корпорации персонал обладает достаточной свободой участия в управленческом процессе. При этом, чтобы у управляемых (подчиненных) возникало желание активно участво­вать в управленческих процессах , они должны быть уверены
, что их положение и роль в корпорации не подвергнуться нежелательному изменению из-за их высказывания (или образа мыслей).

5) Возникновение нового типа организации ассоциативного типа деятельности — команды, разделяющей кодекс (соглашения, нормы, правила) поведения ее членов. Она предстает как форма взаимодействия, коллективного действия творческих личностей, обеспечива­ющая мотивационные ориентации, этические ценности, лежащие в основе единства, взаимного доверия между членами команды (в единении сила). Команды могут формироваться на разных уровнях и их иерархия может быть спроектированной

6) Повышение творческого потенциала работников и их социальной мобильности в обеспечении рыночного успеха: совершенство­вание персонала как одна из корпоративных целей руководства.

2 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ.
2.1. Влияние корпоративизма на качество трудовой жизни.
Современное представление о корпоративизме отражает много­гранность его проявлений, которую можно классифицировать ис­пользуя критерий его продуктивности-антипродуктивности. На этой основе правомерно выделить два типа корпоративизма - позитив­ный (продуктивный) и негативный (антипродуктивный), которые в свою очередь имеют соответствующие разновидности.


Рис. 1.1. Типы «корпоративизма»1
1. Негативный корпоративизм — это форма корпоративных отно­шений, ориентированная на принудительное объединение групп ин­тересов и навязывания другим (сообществу, обществу) сугубо эгои­стических интересов какой-либо социальной группы, организации под видом общих или общенациональных. Он выступает насильст­венным средством формирования корпоративных антипродуктив­ных порядков авторитарного (тоталитарного) и олигархического толка. Отсюда вытекает жесткий дискредитационный смысл нега­тивного типа корпоративизма и вопрос проявления в нем культуры является дискуссионным, связанным с проблемой антикультуры.

Тоталитарный корпоративизм — это форма принудительного представительства интересов субъектов социально-экономических отношений при решающей (монопольной) роли государственных (партийно-государственных) структур, способствующая установле­