Файл: А. П. Лопанова Рекомендованокизданиюредакционноиздательскимсоветомфедеральногогосударственногобюджетногообразовательногоучреждениявысшегообразования Оренбургскийгосударственныйуниверситет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание №1

Теоретический вопрос:

Учет закономерностей памяти при подготовке и проведении предъявления для опознания, приемы ее активизации следователем.

Задание №2

При расследовании кражи со взломом из магазина № 6 ООО «Ампир» Н-ского завода следователь произвел осмотр места происшествия. Обнаруженные следы разрушения он описал в протоколе, сфотографировал по правилам судебно-оперативной фотографии, нанес на схему места происшествия. Оставшиеся в раме окна крупные осколки были пронумерованы слева по часовой стрелке карандашом-стеклографом, а расположение их было зарисовано на отдельном листе бумаги с соответствующим его процессуальным оформлением. При осмотре было установлено, что стекло выдавлено с помощью «пластыря» — клейкого вещества, нанесенного на газету «Российская газета». На использованной ее части имелась дата выпуска. Следователь собрал осколки, соблюдая рекомендованные для подобных случаев правила обращения с ними: осторожно, чтобы не вымазать клейким веществом обратные стороны и боковые поверхности, они были переложены полиэтиленовыми пленками с целью предохранения от повреждений и разрушений, упакованы в бумагу и оформлены процессуально. Материал, был направлен на экспертизу.

Как следует понимать проблемный характер деятельности следователя при осмотре места происшествия?

Какие мыслительные задачи, связанные с оценкой имеющейся информации, нужно решить следователю по организации следственных действий и оперативно-розыскных мер, вытекающих из результатов осмотра места происшествия?

Задание №3

В развалинах дома были обнаружены части расчлененного трупа. Внимание следователя привлек К. Он наблюдал за поисками, живо интересовался ходом следствия, пытался выяснить, что известно работникам милиции о преступнике. Проверкой установлено, что К. – преступник, которого разыскивает полиция.

По делу об убийстве и ограблении кассира и водителя автомобиля, в котором перевозились полученные в банке деньги, проводилась проверка работников автопредприятия, в день преступления не вышедших на работу. Установлено, что водитель Б. на следующий день находился в необычном состоянии: бледный, взволнованный, он не находил себе места. Как оказалось, Б. имел судимость за кражу, по характеру скрытен, жаден к деньгам, использовал любые источники наживы (спекулировал семечками, убивал собак и из их шкур шил на продажу шапки и куртки). Впоследствии удалось доказать, что Б. – участник нападения.


Среди лиц, возможно причастных к преступлению, внимание следователя привлек Л., который проявлял в связи с расследованием заметное беспокойство, расспрашивал свидетелей, о чем с ними беседовали, кого подозревают, интересовался, зачем следователь и работники полиции осматривают у подозреваемых одежду. Именно Л. и оказался разыскиваемым преступником.

Какие действия получили названия «улик поведения»? Какие вы можете назвать виды «улик поведения» с учетом особенностей их появления?

Какое значение имеет своевременное выявление «улик поведения» в тактике допроса?
Вариант № 10 (У, Ф, Д, Ц)

Задание №1

Теоретический вопрос:

Посттравматические стрессовые состояния и расстройства. Их влияние на поведение, психику людей, на их способность к осознанно-волевому регулированию своего поведения в экстремальных условиях.

Задание №2

В протоколе осмотра места происшествия имеется следующая запись: «Следов торможения на месте нет, следовательно, водитель перед наездом на потерпевшего даже не тормозил». Следователь пояснил, что на месте происшествия он не увидел следов «юза», поэтому и произвел вышеприведенную запись в протоколе. На фотоснимке, приложенном к протоколу, были хорошо видны четко выраженные отпечатки рисунка протекторат

Водитель утверждал, что если бы он не тормозил, то пострадавший погиб бы, так как перед торможением автобус ехал со скоростью 45—50 км/ч, а наезд произошел, когда скорость была погашена, в конце тормозного пути.

Оцените запись, произведенную в протоколе осмотра места происшествия, соотнеся ее с содержанием объяснения следователя, водителя и объективными данными, запечатленными на фотоснимке.

Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверительной деятельности следователя.

Задание №3

Допрошенный в качестве свидетеля начальник ремонтного цеха депо характеризовал обвиняемого – слесаря Колопяна – как недисциплинированного человека, который совершает частые прогулы, появляется на работе в нетрезвом виде, грубит окружающим, часто не выполняет порученных заданий. Колопян, ознакомившись с этими показаниями, заявил, что его характеризуют необъективно, что начальник цеха «сводит с ним счеты». При этом Колопян сообщил, что план работы он последние несколько лет не только выполняет, но и перевыполняет. Более того, за хорошие показатели в работе Колопян, по его словам, имел благодарность. При этом он передал следователю грамоты, которыми был награжден. В то же время Колопян подтвердил, что за появление на работе в нетрезвом виде на него действительно было наложено дисциплинарное взыскание, но подобный случай имел место только один раз.


Впоследствии, когда следователь проверил все факты, изложенные в показаниях начальника цеха и сообщенные на допросе Колопяном, он пришел к выводу, что хотя Колопян был груб со служащими и администрацией депо, но к работе относился хорошо и был достаточно квалифицированным слесарем, в коллективе пользовался авторитетом и уважением.

Какое значение для установления коммуникативного контакта с допрашиваемым имеет предварительное изучение его личности?

Вариант № 11 (Ч, Ш, Щ)

Задание №1

Теоретический вопрос:

Соотношение понятий стресса в психологии и беспомощного состояния (психической беспомощности) в уголовном праве.

Задание №2

В одном из районов Н-ской области на дороге были обнаружены трупы двух велосипедистов. При анализе следов на месте происшествия сотрудник ЭКО обратил внимание следователя на вмятину, расположенную на заднем грязевом щитке одного из велосипедов. Положение трупов, обломки велосипеда, механизм образования следов с несомненностью свидетельствовали, что наезд совершен машиной, двигавшейся с велосипедистами в одном направлении. Измерение высоты от земли до грязевого щитка давало основание предполагать, что вмятина оставлена буфером машины ГАЗ-51, что и было успешно использовано при розыске.

Какова специфика оценочной деятельности следователя при осмотре места происшествия и чем она определяется?

Приведите пример доказательственной информации, которая может быть использована следователем сразу, в процессе осмотра места происшествия, в целях организации оперативно-розыскных действий.

Какое значение для анализа обстановки на месте происшествия имеет участие специалиста в осмотре?

Задание №3

Уголовное дело, в котором, кажется, все посвящено обвиняемым, содержит характеристику следователя. Это он формулирует вопросы, даже если они не записаны, а остаются между строк – в ответах свидетелей, обвиняемых. Следователь формирует дело в соответствии с собственными представлениями об объеме, полноте, объективности, этому дело, которое он расследует, несет на себе печать его индивидуальности. Смените следователя – и то же самое дело, те же эпизоды будут представляться чуть иными; следователь придает ему неуловимую особенность. Так в спектаклях актеры, занятые в разных составах, произносящие одни и те же реплики, играющие одни и те же роли, даже самые второстепенные, все же делают спектакли непохожими один на другой. Что же говорить о главных действующих лицах


Голос следователя звучит в деле, которое он расследует, участники уголовного дела невольно, чуть-чуть, говорят его языком, повторяют интонации. Следователь ведет их за собой, он может первым подавать пример прямоты, открытости, доверия. Через много лет отбывшие наказание обвиняемые пишут следователям, благодарят их за помощь. Чтобы составить представление о следователе, проверяющие из прокуратуры читают расследованные им дела».

Проанализируйте психологические аспекты приведенного фрагмента. Приведите положительный и отрицательный примеры психологического влияния личности следователя на позицию допрашиваемого.
Вариант № 12 (Э, Ю, Я)

Задание №1

Теоретический вопрос:

Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки» в проблемных ситуациях, требующих активизации мыслительных процессов юриста.

Задание №2

21 апреля в отдел полиции поступило сообщение рабочего совхоза об обнаружении им в лесу за деревней трупа неизвестного мужчины. На место обнаружения трупа выехали следователь, работники полиции и судебно-медицинский эксперт. Сообщивший об обнаружении трупа Е. участвовал в осмотре места происшествия в качестве понятого. Между тем на данном этапе исключить его причастность к убийству не представлялось возможным.

Охарактеризуйте зависимость значения результатов осмотра места происшествия для эффективности дальнейшего расследования от правильного выбора лиц, выступающих в качестве понятых при производстве этого следственного действия.

Охарактеризуйте психологию лица, виновно причастного к событию преступления и избравшего в качестве тактической линии поведения сообщение соответствующим органам о факте преступления, совершенного якобы неизвестными лицами. Какова психологическая характеристика поведения этого лица, участвующего в осмотре места происшествия?

Задание №3

Г. завел в помещение для хранения овощей 12-летнюю дочь своей соседки и там ее изнасиловал. Чтобы скрыть следы преступления, он решил убить девочку, для чего запер ее в этом хранилище, в ведре лежали недогоревшие угли, выделявшие в большом количестве угарный газ. В результате длительного пребывания в этом помещении девочка умерла.

На первоначальных допросах Г. не признал себя виновным.

В распоряжении следователя имелись: заключение эксперта о сходстве крови потерпевшей с кровью, обнаруженной на брюках Г.; заключение эксперта об обнаруженной на белье Г. сперме; показания его жены о том, что половой жизнью в период совершения преступления она с мужем не жила; заключение эксперта о том, что целостность девственной плевы потерпевшей нарушена; записки Г. к жене, перехваченные работниками милиции, когда тот пытался их передать из КПЗ, и заключение эксперта о том, что записки написаны обвиняемым. В них Г. учил жену, какие показания ей следует давать. Используя эти доказательства, следователь так построил допрос, что он достиг кульминационного момента, когда Г. должен был признать себя виновным. Но он попросил следователя отложить допрос, пообещав на следующий день рассказать правду. И следователь, поддавшись на это, допустил непоправимую ошибку, прервал допрос. Утром Г. в собственноручных показаниях признался только в попытке совершить половой акт с несовершеннолетней и повреждении девственной плевы пальцем, но отрицал ее изнасилование и убийство. Ошибка следователя не могла быть исправлена ни в процессе дальнейшего следствия, ни в судебном разбирательстве.


Проанализируйте с психологической точки зрения ошибку, допущенную следователем.