Файл: В живую и неживую природу с человека d космос, Вселенную е бога Что частопо дразумевают под микромиром.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


A. VIIIII в. до н.э.;

B. VIII – VI в. до н.э

C. III – X вв.

D. VII – VI в. до н.э.;

E. VI – V в. до н.э.;

173. Назовите основные национальные философские учения Древнего Китая:

A. конфуцианство, даосизм

B. джайнизм

C. синтоизм , натурфилософская школа (инь-ян цзя)

D. натурфилософская школа (инь-ян цзя),буддизм

E. буддизм

174. Определите содержание важнейшего философского понятия древнекитайской философии – дао:

A. всеобщий космический закон, естественный ход вещей

B. гуманность, милосердие, человечность

C. «недеяние»

D. совершенный, благородный человек

E. ритуал, церемония, этикет

175. Определите содержание важнейшего философского понятия древнекитайской философии – сяо:

A. сыновняя почтительность и почитание старшего брата

B. гуманность, милосердие, человечность

C. совершенный, благородный человек

D. ритуал, церемония, этикет

E. мудрость, знание, ум

176.Осноная идея философско-теологической поэмы А.Яссауи « Дивани хикмет»:

A. духовное постижение Бога и слияние с ним

B. объективное познание природы

C. противостояние Богу

D. критика шариата

E. рациональное доказательство существования Бога

177.Выдающийся казахский мыслитель, представитель акынов и жырау XV в.:

A. Асан Кайгы

B. Бухар Жырау

C. Шортанбай.

D. Шалкииз.

E. Актамберды.

178.Казахский мыслитель XVII-XVIII вв., представитель искусства жырау:

A. Ахтамберды

B. Асан-кайгы

C. Шалкииз

D. Шакарим

E. Яссауи

179. Начало формирования идеологии Просвещения в Казахстане:

A. вторая половина XIX в.

B. начало XX в.

C. XV в.

D. начало XIX в.

E. XVIII в

180. Родоначальник философии казахского Просвещения:

A. Ч.Валиханов

B. А.Байтурсынов

C. А. Кунанбаев

D. Д.Бабатаев

E. Ш.Кудайбердиев

181. Казахский просветитель XIX в., автор произведений: «О мусульманстве в степи», «Записки о судебной реформе», «Предания и легенды киргиз-кайсацской орды» и др.:

A. Ч. Валиханов.

B. Дулат Бабатаев.

C. Мустафа Шорманов.

D. И. Алтынсарин.

E. АбайКунанбаев.

182. Наиболее разработанная часть философских воззрений Ч.Валиханова:

A. философия религии

B. аксиология

C. логика

D. теория познания

E. онтология

183. Первый казахский мыслитель, мировоззрение которого основано на демократических идеях:


A. Ч.Валиханов

B. М.Дулатов

C. С.Торайгыров

D. А.Байтурсынов

E. Ш.Кудайбердиев

184.Сфера философских исканий, в которую внес свой основной вклад И.Алтынсарин:

A. философия образования;

B. философия истории

C. философия природы;

D. философия религии;

E. философия методологии;

185.Философская позиция И.Алтынсарина была близка…

A. деизму

B. пантеизму

C. атеизму

D. теизму

E. генотеизму

186..Великий казахский поэт и философ-просветитель конца XIX - начала ХХ в.в., автор «Слов назидания»:

A. А. Кунанбаев

B. Ш.Кудайбердиев

C. С. Торайгыров.

D. М. Дулатов.

E. М. Жумабаев.

187. Главная проблема в философии Абая:

A. проблема человека.

B. проблема природы.

C. проблема прекрасного.

D. проблема познания.

E. проблема экологии.

188.Основной этический принцип в философии Абая Кунанбаева:

A. гуманизм (Адам бол!)

B. коллективизм.

C. индивидуализм

D. гедонизм.

E. альтруизм.

189. Понимание Бога-Аллаха в философии Абая:

A. творец мира, основа нравственности

B. неподвижный перводвигатель

C. абстрактный мировой разум

D. идея, созданная человеком

E. демиург-«ремесленник», создающий мир сообразно идеям

190. Общая позиция Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева по вопросу о соотношении Бога и мира:

A. деизм

B. натуралистический пантеизм

C. атеизм

D. теизм

E. мистический пантеизм

191. Казахский мыслитель, оказавший наибольшее влияние на мировоззрение Шакарима Кудайбердиева:

A. А. Кунанбаев

B. Ю.Баласагунский

C. Бухар-Жырау

D. С.Торайгыров

E. А.Байтурсынов

192.Автор философского произведения «Три истины»:

A. Ш. Кудайбердиев.

B. И. Алтынсарин.

C. А. Кунанбаев.

D. А. Байтурсынов.

E. С. Торайгыров.

193. «Три истины», о которых писал в одноименном произведении Шакарим Кудайбердиев:

A. истина веры, истина науки, истина души

B. истина материализма, истина идеализма, истина дуализма

C. истина жизни, истина познания, истина любви

D. истина ислама, истина христианства, истина иудаизма

E. истина религии, истина философии, истина науки

194.Шакарим Кудайбердиев считал необходимым ввести в систему образования:

A. науку о совести


B. науку о нравственности

C. науку о человеке

D. науку о будущем

E. науку о прошлом

195. Выдающийся поэт, философ,автор произведения «Каноны мусульманства»:

A. С. Торайгыров.

B. М. Дулатов.

C. М. Жумабаев

D. А. Байтурсынов.

E. Ш. Кудайбердиев.

196. Наиболее фундаментальное качество человека, согласно учению Шакарима Кудайбердиева:

A. чистая совесть

B. трудолюбие

C. храбрость

D. доброта

E. целеустремленность

197.Выдающийся представитель казахской демократической интеллигенции начала ХХ в., произведения которого содержат просветительскую критику религии:

A. С.Торайгыров

B. Ш.Кудайбердиев

C. Ч.Валиханов

D. И.Алтынсарин

E. АЯссауи

198. Выдающийся казахский мыслитель начала ХХ века, автор романа-поэмы «Камар-сулу», стихов философско-мировоззренческого характера:

A. С. Торайгыров.

B. А. Букейханов.

C. А. Байтурсынов.

D. М-Ж. Копеев.

E. Ж. Аймауытов.

199. Выдающийся казахский общественный деятель, писатель, внесший вклад в изучение философских проблем языка:

A. А. Байтурсынов

B. А. Букейханов.

C. М. Дулатов.

D. М.Ж. Копеев.

E. С. Сейфуллин.

200. Известный поэт, писатель, философ-просветитель, автор первого учебника по психологии на казахском языке:

A. Ж. Аймаутов.

B. М. Жумабаев.

C. М. Сералин.

D. М-Ж. Копеев.

E. М. Дулатов

201.Выдающийся казахский общественный деятель, писатель и историк, автор знаменитой поэмы « Проснись, казах!», внесший вклад в развитие философии истории:

A. М.Дулатов

B. А.Байтурсынов

C. Ф.Букейханов

D. С.Торайгыров

E. Ш.Кудайбердиев

202. В начале ХХ века наибольший вклад в развитие философии истории в Казахстане внес:

A. М.Дулатов

B. Ж.Аймаутов

C. А.Байтурсынов

D. А.Кунанбаев

E. Ч.Валиханов

203. Наибольшую известность в советское время получили исследования казахстанских философов в области:

A. диалектической логики

B. научного атеизма.

C. философии истории.

D. социальной философии.

E. формальной логики.

204. Проблемы национальной истории и сохранения народных традиций с наибольшей полнотой изложены Н.А. Назарбаевым в книге:

A. В потоке истории.

B. Казахстан - .

C. Казахстан на пороге XXI в.

D. В ежегодных посланиях Президента народу.

E. В Конституции РК.

205. Духи предков у казахов

A. Аруак

B. Баксы

C. Уджан

D. Дахрит

E. Таррикат

206. Специфика казахской философии до XIX-XX вв.


A. Деизм

B. Материализм

C. Атеизм

D. Синкретизм

E. Сциентизм

207.Русский поэт А. Майков назвал этого ученого первым философом Казахстана

A. Ч. Валиханов

B. А. Кунанбаев

C. М. Дулатов

D. Ш. Кудайбердиев

E. А. Букейханов

208.М. Ауэзов писал «Большинство философских взглядов Абая упирается в проблему»…

A. Человечности

B. Познания мира

C. Космоса

D. Смысла жизни

E. Бытия мира

209.Идеал «совершенного», «подлинного» человека – это вершина этического учения

A. Абая Кунанбаева

B. Хаджи Ахмеда Яссауи

C. Юсуфа Баласагуни D

D. Асана Кайгы

E. МахмудаКашгари

210. Как характеризует Абай современное ему состояние общества

A. Критически, как требующее преобразований

B. Как «золотой век»

C. Как этап на пути к определенной цели

D. Как обусловленный религией процесс

E. Как порядок Вселенной

211. Основополагающий принцип мирового сообщества у Абая – это

A. Всечеловеческое единство и братство

B. Экономическое сотрудничество

C. Политический договор

D. Правовые нормы

E. Интеграция культур

212. В книге «Кутадгу билиг» Юсуф Баласагуни выделяет четыре высоких и дорогих понятий. Определите, какое из нижеприведенных понятий нет у автора

A. Довольство

B. Счастье

C. Ум

D. Труд

E. Справедливость

213. Казахский мыслитель считавший что для изживания в человеке нравственного уродства, в процессе воспитания человека необходимо ввести «науку совести» разработать должную теорию как дисциплину, обязательную для всех

A. Ш. Кудайбердиев

B. И. Алтынсарин

C. М. Дулатов

D. М. Ауэзов

E. Абай Кунанбаев

214. «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве», - писал казахский мыслитель Шакарим, - я называю мусульманским словом «уждан», русским словом…

A. Совесть

B. Разум

C. Душа

D. Мораль

E. Великодушие

215.Казахский мыслитель Шакарим утверждал, что основой для хорошей жизни должен стать честный труд, совестливый разум и

A. Искреннее сердце

B. Вера в бога

C. Интеллектуальная интуиция

D. Справедливые законы

E. Рациональный ум

216. Философию истории казахского народа разрабатывал

A. М. Дулатов

B. С. Торайгыров

C. Ч. Валиханов

D. А. Байтурсынов

E. Ы. Алтынсарин

217.Автор поэмы «Заблудившаяся жизнь», где рассматривается этико – философское мировоззрение человека


A. С. Торайгыров

B. А. Байтурсынов

C. М. Дулатов

D. Ш. Кудайбердиев

E. А. Кунанбаев

218.Наибольший вклад в разработку философских проблем казахского языка и языкознания внес

A. А. Байтурсынов

B. Ч. Валиханов

C. М. Дулатов

D. С. Торайгыров

E. Ы. Алтынсарин

219. Какой философ внес большой вклад в развитие медицины?

A. Ибн Сина

B. аль Газали

C. Ибн-Халдун

D. Ибн-Рушд

E. Ибн-Араби

220.Животный тотем древних тюрков

A. волк

B. барс

C. лошадь

D. корова

E. овца (баран)

221.Кто искал всю жизнь «землю обетованную»?

A. Асан-Кайгы

B. Шалкииз-жырау

C. Бухар-жырау

D. Доспамбет-жырау

E. Сыпыра

222. Кто впервые литературно изложил знаменитый эпос «Манас»?