Файл: Строительство отрасль материального производства, обеспечивающая получение строительной продукции в результате реализации комплекса производственных процессов строительномонтажных работ (смр), выполняемых непосредственно на строительной площадке..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1. Строительные машины – техническая составляющая строительно-технологических процессов. 

 

Строительство – отрасль материального производства, обеспечивающая получение строительной продукции в результате реализации комплекса производственных процессов строительно-монтажных работ (СМР), выполняемых непосредственно на строительной площадке. 

 

Производственный процесс – совокупность ряда строительных и организационных процессов, реализуемых при выполнении СМР.

 

Строительные процессы разделяют на подготовительные, транспортные, монтажные, технологические.

 

Строительно-технологический процесс (СТП) – процесс непосредственного получения строительной продукции или её элементов в результате реализации технологий строительного производства по переработке, монтажу, транспортированию исходных материалов или изделий с помощью систем строительных машин.

 

Технология строительного производства представляет собой обоснованную совокупность методов выполнения СМР.

 

Реализация процессов современного строительства осуществляется с помощью различных совокупностей (систем) строительных машин (СМ) и носит название механизация.

 

Система машин, требуемая для выполнения годовой программы СМР строительной организации, называют парком СМ.

Строительные машины (СМ) являются технической  составляющей строительно-технологических процессов(СТП), включающей также строительные материалы, технологии и людей, участвующих в их реализации.

 

Комплект (комплекс) СМ – совокупность взаимосвязанных СМ с учетом резервной техники, согласованная по видам реализуемых технологических (рабочих) операций, их интенсивности (производительности) и ряду других характеристик, обеспечивающих возможность  комплексного выполнения конкретного СТП.


 

В составе комплекта выделяют ведущую СМ во многих случаях определяющую его производительность.

 

Комплектами СМ выполняются как основные операции СТП (технологические и транспортные) так и большинство вспомогательных. При этом обеспечивается их высокая производительность и качество. Уровень механизации таких СТП называют комплексно-механизированным. Люди, участвующие в их выполнении в основном являются операторами СМ (рис.1.1) 

 



 

Рис. 1.1. Технология бестраншейной замены трубопровода:

1 – лебедка пневматическая, 2 – анкер, 3 – трос лебедки, 4 – заменяемый

трубопровод, 5 – шланг воздухопроводящий, 6 – расширитель, 7 – пневмомолот,

8 – секция нового трубопровода, 9 – колодец приемный,

10 – колодец рабочий, 11 – компрессор

 



Показатели

Значения

Примечание

1

Материал заменяемых трубопроводов

Чугун, бетон, керамика, асбоцемент

 

2

Диаметр прокладываемых трубопроводов, мм

100-400

Диаметр прокладываемых трубопроводов может быть меньше, равен или больше заменяемых

3

Длина прокладываемых трубопроводов, мм

до 50

 

4

Габаритная длина рабочего органа в сборе, мм

1400-1800

В зависимости от типоразмера

5

Минимальный диаметр рабочего колодца, мм

800

6

Расход сжатого воздуха, м3/мин

5-10

7

Масса комплекта, кг

330-690

8

Техническая производительность, п.м./мес

200-220

9

Гарантийный срок службы, год

2

 

10

Срок окупаемости, год

2-3

 


 

Ряд СТП, выстроенных по строговыверенным пооперационным технологиям, выполняются автоматизированными комплектами СМ, с участием лишь одного оператора. Степень автоматизации каждой машины такова, что требует лишь контроля и эпизодического участия со стороны оператора.

Между составляющими СТП существует тесная взаимосвязь (взаимозависимость), при которой изменение одной приводит к изменению других. Так, появление новых строительных материалов приводит к изменению технологии.

 

Доставка СМ на объекты строительства в общем случае осуществляется автомобильным, железнодорожным, а в ряде случаев авиа и плавтранспортом. Самоходные СМ самостоятельно прибывают к местам эксплуатации в радиусе нескольких сот километров. Передвижные машины на пневмоколесном ходу могут доставляться на объекты эксплуатации с использованием буксира на расстояние до 100 км. Доставка габаритной техники проводится отдельными модулями и требует проведения монтажно-демонтажных работ в соответствии с положениями эксплуатационной документации.

 

СМР оценивают по степени их механизации и использовании в них рабочих по следующим показателям:

-                   степени комплексной механизации, в процентах, представляющей отношение объема работ в денежном исчислении, выполненных механизированным способом к их общему объему;

-                   механовооруженности строительства, в процентах, представляющей отношение стоимости парка СМ к годовому объему СМР;

-                   механовооруженности труда, определяющей в денежном исчислении стоимость парка СМ на одного рабочего, занятого в строительстве;

-                   энерговооруженностью труда, определяющей мощность, кВ, парка СМ на одного рабочего, занятого в строительстве, (кВт/чел).
1.2. Производительность строительных машин.

 

Производительностью машины называют количество продукции, произведенное ею в единицу времени при выполнении рабочего процесса.

 

В зависимости от вида работ она может быть массовой (т/час) или объемной (м3/час), а также измеряется м2/часм/часштуками/час.


 

Различают три категории производительности: конструктивную (теоретическую), техническую и эксплуатационную. Конструктивная (теоретическая) производительность используется на стадиях создания машины и является отражением ее технических возможностей применительно к расчетным режимам и условиям работы. Ее рассчитывают за час непрерывной работы с учетом характера рабочего процесса, реализуемого СМ.

Для СМ цикличного действия, обеспечивающих порционную за цикл продолжительностью Тц, с выработку продукции Q, м, м2, м3, т, шт, она определяется по формуле:

 

 

Пк = 3600 Q/Тц = 60Q пц,

 

(1.1)

 

       

где пц – число циклов в минуту.

Для СМ непрерывного действия при непрерывно-выдаваемом потоке продукции со скоростью V, м/с с погонным значением количества продукции на 1 метр потока q, - по формуле

 

 

Пк = 3600 q V.

 

(1.2)

 

         

Для СМ непрерывного действия при пошаговой S, м выдачи продукции с числом разгрузок в минуту: пц = V/S, по формуле (1.1).

 

Техническая производительность – максимально возможная производительность, реализуемая машиной в производственных условиях, обычно так же за час непрерывной работы.

 

Учет этих условий в общем случае определяется коэффициентом технологичности

 

 

Кт = Птк.

 

(1.3)

 

       

Техническая производительность входит в число основных показателей (параметров) СМ, и для многих машин непрерывного действия является главным.

 

Категория эксплуатационной производительности не является показателем только СМ, в виду того, что кроме технических возможностей машины она отражает степень организации и производства работ на строительном объекте. Учет этих факторов реализуют коэффициентами использования машины по времени (К
в), отражающим в совокупности степень надежности машины и организацию работ при ее эксплуатации и коэффициентом управления(Ку), отражающим степень квалификации оператора по управлению машиной (Ку). Расчет эксплуатационной производительности (Пэ) проводят для различной продолжительности эксплуатации: за час, смену, месяц, год.

Связь между эксплуатационной и технической производительностями выражается так:

 

 

Пэ = ПтКуКв.

 

(1.4)

 

 

При эксплуатации СМ категория технической производительности используется при формировании комплектов СМ, а производственной – при взаиморасчете заказчика с подрядчиком.

 

Помимо приведенных выражений для оценки различных категорий производительности используют также методы их анализа, позволяющие определять максимальное значение производительности для конкретных условий эксплуатации СМ. В этом случае выражение для производительности, представленное в зависимости от ряда эксплуатационных характеристик рабочего процесса, называют математической моделью производительности.

 

Математическая модель производительности СМ является обобщенной формой выражения, отражающей её технологические возможности по интенсивности получения продукции, в зависимости от основных характеристик подсистемы «СМ-среда обработки».

 

Рассмотрим математическую модель производительности на примере бурения шпуров бурильными машинами вращательного типа, используемыми в буровзрывных технологиях, при разрыхлении мёрзлых грунтов и отделении пород. В этих технологиях предусмотрены разбуривание системы шпуров, закладка в часть из них взрывчатого вещества (ВВ), в результате последующего взрыва которого происходит отделение породы от массива. Указанные технологии выполняются с помощью комплектов СМ: бурильных установок, зарядчиков шпуров, погрузочно-транспортных машин (рис. 1.2).