Файл: Занятие 4 Обучающийся Старовойтова Наталья Викторовна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Старовойтова Наталья Викторовна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

 

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Пред дошкольная педагогика

 

  Изучает закономерности и условия воспитания детей до 3 лет.

 Дети ясельного возраста до 3-х лет

2.

Дошкольная педагогика

 

 Изучает закономерности воспитания и элементы форм обучения детей в дошкольном возрасте

  Ребенок дошкольник от момента рождения до поступления в школу

3.

Специальная педагогика

 

 Изучает сущность управления процессом развития индивидуальности и личности детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в индивидуальном подходе обучения

 Дети с отклонениями в психическом развитии, связанном врожденными и приобретенными дефектами формирования и функционирования НС

4.

Социальная педагогика

 

 Изучает воспитательный процесс во всех возрастных группах и в различных условиях социума

 Ребенок в социуме и его социальное взаимодействие и окружение

5.

Коррекционная педагогика

 

  Изучает процессы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии психики и отклонение в поведении

  Дети имеющие отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонение в поведении, затруднение школьной адаптации и адекватной социализации

6.

Дефектология:

6.1 Сурдопедагогика

 

 Изучает процессы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха

 Дети стойким нарушением слуха

6.2 Тифлопедагогика

 

  Изучает процесс воспитания обучения лиц с нарушением зрения

  Слепые и слабовидящие дети

6.3 Олигофренопедагогика

 

  Изучает проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и их социальную реабилитацию

  Дети с умственной отсталостью и нарушением интеллекта

6.4        Логопедия

 

  Изучает процесс обучения о нарушении речи, способах их предупреждения и устранения, с помощью специального обучения и воспитания

 Дети с нарушением речи




Задание 2.

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

 

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения     

           умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных

           связей;

6.     проверка, оценка изменений в облучённости и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих  

           проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;

14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса



п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых

1.

  Ознакомление обучаемых с новыми знаниями

1.

  Восприятие новых знаний и получение умений

2.

  Разъяснение целей и задач обучения

2.

 Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

3.

 Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков

3.

  Анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация

4.

  Управление процессом познания научных закономерностей и законов

4.

  Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

5.

 Управление процессом перехода от теории к практике

5.

  Приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6.

  Организация эвристической и исследовательской деятельности

Проверка, оценка изменений в обучаемости и развитии объектов обучения

6.

 Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

Самоконтроль, самодиагностика достижений



 Задание 3.
Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике

п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы,

Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1.

 

 

Воспитание на основе потребностей человека

В.П. Созонов

 Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и само реализоваться, быть нужным в социальном обществе

Происходит воздействие на эмоциональную сферу личности и на сознание ребенка

 -Организация разнообразной творческой деятельности

-Формирование благоприятного нравственно-психического климата

-Создание условий для укрепления и сохранения здоровья

-Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы

-Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации

-Стать примером для воспитанников

2.

 

 

Системное построение процесса воспитания

 В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова

Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм

 -Воздействие на личность и сознание

-Эффективен только при системном процессе воспитания

-Формирование патриотизма

-Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям

-Развитие личности и творческой самореализации

3.

 

 

 Воспитание ребенка как человека культуры

 Е.В. Бондаревская

Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей

Индивидуальный подход

-Воздействие на личность и сознание

-Формирование и психологической и культуры личности

-Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей




В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной

     и перспективной? Что является основанием для этого?      

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное

     предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и

     примеров.

Современные подходы и концепции воспитания.

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития личности. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики, образовался специальный раздел под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций.

 Концепция воспитания – система взглядов отдельного педагога или группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Чаще всего воспитательная деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию воспитательной деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей). Благодаря ей формируется качественное своеобразие почерка педагога в организации воспитательной работы.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:

1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;

2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;

3) приемы и методы построения процесса воспитания.


.

Необходимость создания новых по содержанию концептуальных подходов и концепций воспитания была вызвана политическими, экономическими, социальными переменами в стране.

Анализ практически всех созданных в последние годы концепций воспитания, показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями в них являются следующие:

      реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

      создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

      всестороннее и гармоничное развитие личности;

      социализация личности гражданина России;

      формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;

      становление социально-активной жизнестойкой личности;

      формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе

      формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;

      возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству;

      сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития – самовоспитании;

      актуализация проблемы социально-психологической защищенности человека.
Наиболее популярные и значимые современные российские концепции воспитания:

  концепция системного построения процесса воспитания;

      концепция формирования образа жизни, достойной Человека;

      концепция воспитания ребенка как человека культуры;

      системно-ролевая теория формирования личности ребенка;

      концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития;

      концепция воспитания на основе потребностей человека;

      концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка;
Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.