Файл: Ловушки при выполнении второго задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛОВУШКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВТОРОГО ЗАДАНИЯ

ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вафина Хамиря Няимовна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Камско-Устьинская КШИ имени Героя Советского Союза Чиркова М.А»
Второе задание – синтаксический анализ предложений текста.

Это задание включает в себя следующие темы:

• грамматическая основа предложения;

• сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное);

• осложнённое простое предложение;

• сложное предложение (бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчиненное);

• сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (последовательное, однородное, неоднородное подчинение).

Обратим внимание на формулировку задания:

2. Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, – Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни (предложение 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5) они безжизненны (предложение 5)

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. Тот самый материал, который мы начинаем изучать уже в начальной школе. Казалось бы, какие тут могут быть «ловушки» и сложности?

«Нужно помнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и правильно выделить грамматическую основу в указанных предложениях. Всё просто», – скажет кто-то.

Однако это не совсем так! Для того чтобы успешно выполнить второе задание, нужно в обозначенных предложениях выделить грамматические основы и посмотреть совпадения с предложенными ответами.


Разберём задание, предложенное в демоверсии.

Первое предложение:

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции.

На первый взгляд кажется, что грамматическая основа в одном из частей сложного предложения определена правильно: появление стало. В данном предложении сказуемое является составным именным, важно «не потерять» именную часть! Не «появление стало», а «появление стало вершиной».

Второе предложение проще.

(2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена.

Составители КИМа предлагают вариант – «проблема возникновения жизни». Понятно, что он никуда не годится, потому что слова «возникновения» и «жизни» являются дополнениями.

Третье предложение тоже не такое сложное.

(3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет.

В предложенной основе – следы жизни обнаружены – «потерян» глагол-связка «были», а существительное «жизни» является дополнением.

Рассмотрим четвёртое предложение:

(4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера.

В этом предложении грамматическая основа «имелись атмосфера и гидросфера» совпадает с предложенной в задании.

Грамматическая основа одной из частей сложного предложения пятого предложения тоже совпадает с предложенной.

(5) А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, – Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Правильный ответ: 45

Важно обратить внимание на подсказку: нужно найти варианты ответов. Значит, их, по крайней мере, два. Три первых предложения мы исключили, остаются два последних.

Ловушка первая.

1. Выделяя в предложении подлежащее, необходимо помнить, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и может быть выражено:

а) словом с количественным значением (много, мало, несколько, большинство, часть, числительным) + именем существительным в родительном падеже: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. Часть класса не справилась с заданием.

б) словом в именительном падеже + ИЗ+ слово в родительном падеже: Каждый из нас мечтал о победе в «Живой классике».

в) словом в именительном падеже + С+ слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного числа): Базаров с Аркадием
уехали на другой день.

г) неделимым словосочетанием: Чёрное море привлекает туристов.

д) словами, имеющими значение фазы (начало, середина, конец)+ существительное в род. падеже: Наступило начало августа.

2. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим: Друзья, прекрасен наш союз.

3. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением: Наша Катюша, отличница и волонтёр, удостоена правительственной награды.

Ловушка вторая.

Односоставные предложения. Тема, которую мы изучаем в 8 классе.

Среди односоставных предложений выделяют назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения. Объединяет эти предложения то, что в них есть только подлежащее или только сказуемое..
Справочная таблица


Определённо-

личные

Подлежащего в определённо-личных предложениях нет, однако тот, кто совершает действие, в них легко угадывается – «лицо определено». Сказуемое в таких предложениях выражается глаголами 1, 2 лица единственного и множественного числа. Проще говоря, к сказуемому в определённо- личном предложении можно подставить личные местоимения: я, ты, мы, вы

(Я) Иду по улице.

(Мы) Поём песню.

(Ты) Пойдёшь на концерт?

(Вы) Скажите, пожалуйста.

Неопределённо-личные

В неопределённо - личных предложениях «лицо не определено» – тот, кто производит действие, неизвестен говорящему или пишущему. Тем не менее, действие кем-то совершается, производящее его» «лицо» существует. Сказуемые в таких предложениях выражены формой 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени.

Сказуемое в неопределённо - личном предложении всегда стоит во множественном числе.

В газетах пишут о погоде. В дверь постучали.

Об этом будут говорить.

Обобщённо-личные

Обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица

На чужой роток не накинешь платок. Цыплят по осени считают.

Безличные

Если в неопределённо - личном предложении «лицо», производящее действие неизвестно, то в безличном предложении его просто нет. Действие совершается само по себе, без участия субъекта. Разновидностей безличных предложений много.

В безличном предложении может выражаться, например, состояние человека или природы.

Сказуемое в безличном предложении может выражаться словами нет, не было (не будет), (не)нужно, нельзя.

Сказуемое в безличном предложении часто выражается инфинитивом

На дворе светает.

В декабре похолодало.

Зимой дом занесёт гом.

Мне нездоровится.

У меня нет проблем.

Никого не видать.




Самые «ошибкоопасные» предложения – это предложения, где есть местоимения. Многие, выполняя это задание, попадают в «ловушки» – за подлежащее принимают дополнения «мне», «тебе», «ей», «нам», «вам», «ему», «им», не догадываясь о коварстве инфинитива, могут его принять за сказуемое. Да мало ли что ещё может произойти по незнанию!

Например, нужно выписать грамматическую основу предложения:

Мне необходимо выполнить упражнение.

Слово мне не является подлежащим, потому что отвечает на вопрос ( кому?), а не на вопрос кто? Грамматическая основа – необходимо выполнить.

То же самое касается и следующего предложения:

Нам пришлось ехать поездом.

Нам – это дополнение, потому что отвечает на вопрос кому?

Вопросы для самопроверки

Подчеркните грамматические основы односоставных предложений:

В палате ещё долго вспоминали его рассказы.

Ждут только приезда главврача.

Его схватят и унесут куда-нибудь.

Тянуло вечерней прохладой.

Недели через три мне случилось проходить мимо этой заводи.

Над вашим предложением стоит подумать.

И опять мне приходится налегать на вёсла.

Стало трудно дышать в гуще ливня.

У меня нет линейки и циркуля.

Стоять на месте!

Мне постелили в комнате рядом с братом.

Морозило сильнее, чем с утра.

Не слышалось никакого шума.

Тебе не решить этого уравнения.

(Проверьте себя: вспоминали, ждут, схватят и унесут, тянуло, случилось проходить, стоит подумать, приходится налегать, стало трудно дышать, нет, стоять, постелили, морозило, не слышалось, не решить).

«Ловушка» третья. Сказуемые, особенно составные.

Нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного или составного именного сказуемого и вместо всего сказуемого видят только одну его часть, то есть «теряют» одну из частей сказуемого, Это приводит к ошибке.
Справочная таблица



Простое глагольное

сказуемое


Простое глагольное сказуемое выражается а) глаголом любого наклонения;


б) фразеологизмом
в) неделимым сочетанием

Она прочитала бы книгу, если бы принесли. Давайте жить дружно! Завтра все будут выступать.

Весь день бил баклуши.

Командир дал приказ.



Составное глагольное

сказуемое


Составное глагольное сказуемое содержит а)вспомогательный глагол (начать, стать, перестать, продолжить, прекратить, хотеть, мочь, любить..+ начальная форма глагола;

б)краткие прилагательные(намерен, готов, согласен, рад, способен, должен обязан, вынужден )+нач. ф. гл.
в) неделимое сочетание +нач. ф. гл.
г) слова категории состояния +нач. ф. гл.

Она стала готовиться к переезду. Они опять начали рассуждать о тяготах современной жизни.Ребята желают спеть эту песню.

Я обязан помочь.

Он начал делать наблюдения.
Нельзя пропускать уроки.


Составное именное

сказуемое

Именное сказуемое содержит две составляющие: связку-глагол в спрягаемой форме и именную часть – имя, наречие, причастие.

СИС=глагол-связка(нулевая, быть, есть,)+именная часть


Искусство – это талант.

Вечер как вечер.

Бабушка была медсестрой.

Он казался одиноким.

Осень стояла тѐплая.

Брат бывает невыносим.

Фонари уже были зажжены.

Идея «Ревизора» была подсказана Гоголю

Пушкиным.

Воспоминание это было некстати.



Как избежать «ловушек» и правильно выделить сказуемое? Универсальных рецептов здесь, конечно, нет. Нужно быть внимательнее. Помнить о том, что экзамен – это сложный вид работы и проверяет он базовые знания. Конечно, можно и на экзамене встретить предложение: Петяпошёл за картошкой, – грамматическая основа которого вызовет только улыбку. Но это – увы! – редкий подарок.

Итак, поговорим о непростой жизни составных глагольных сказуемых.

Слово составные говорит само за себя – сказуемые состоят из двух частей. Это вспомогательный глагол и инфинитив. Со вспомогательными глаголами всё просто: они несут в себе основное грамматическое значение сказуемого, грамматическую информацию о времени, лице, числе, роде (если он есть).

Это глаголы продолжать, начать, закончить, перестать, бросить, мочь, уметь, хотеть, желать, пытаться, научиться, хотеть и другие. Некоторые прилагательные тоже могут входить во вспомогательную часть – рад, должен, вынужден, способен, готов, обязан.

Иногда ученик вместо того, чтобы выписать оба глагола, выписывает только вспомогательный глагол и теряет балл на этом задании.

Разберём, например, предложение:

Скоро ребята начнут готовиться к соревнованиям.

В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово «начнут». Почему? Потому что оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «ребята». Да и звучит «коряво» – «ребята начнут». Так и хочется спросить – что начнут? Инфинитив «готовиться» выражает лексическое значение составного глагольного сказуемого, поэтому без него грамматическая основа предложения лишена смысла.

Скоро ребята начнут готовиться к соревнованиям.

Таких примеров можно привести много:

Я завтра смогу помочь тебе.

Сестра хочет участвовать в конференции.

Ньютон хотел создать зеркальный телескоп.

Кот не может говорить.

Пианист закончил играть.

Я рад помочь тебе.

Нужно обратить внимание, что без инфинитива грамматическая основа будет лишена смысла – я смогу, сестра хочет, Ньютон хотел, кот не может…

Задания для самопроверки

Подчеркните составное глагольное сказуемое в предложениях:

1. Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее.

2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке.

3. Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.