Файл: Ловушки при выполнении второго задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.

5. Сильвио стал в меня прицеливаться.

6. Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь.

7. Я могу просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.

8. Дождь начал тарабанить ещё сильнее

9. От высоких гор продолжало тянуть зноем.

10. Я стал рассказывать эту историю многим.

(Проверьте себя: принялся объяснять, решил заштопать, должен был зажмурить, перестал вмешиваться, стал прицеливаться, продолжала петь, могу просиживать, продолжало тянуть, начал тарабанить, стал рассказывать).

Обратите внимание на инфинитив. Во всех этих предложениях инфинитив ведёт себя безобидно. Он входит в состав составного глагольного сказуемого и заключает в себе его основное лексическое значение. Но инфинитив не так-то прост!

«Ловушка» четвёртая. Инфинитив.

Инфинитив многолик. У него не два, не три, а несколько лиц! Он может быть и подлежащим, и сказуемым, и частью составного глагольного сказуемого, и определением, и обстоятельством, и дополнением! Вот где путаница.

Что же делать? Думать!

Обратимся к следующему предложению:

Все просили её спеть что-нибудь.

Ах, как хочется выделить сказуемое – просили спеть! Но это будет ошибкой, за которую можно поплатиться баллом. Хитрый инфинитив отвечает на вопрос дополнения – просили о чём? спеть.

Я умолял его (о чём?) приехать в гости.

Вот ещё сложный случай:

Саша пришёл (с какой целью?) узнать информацию об экзаменах.

В данном предложении инфинитив является обстоятельством.

Будьте внимательнее, помните о том, что инфинитив может быть и частью сказуемого, и обстоятельством, и дополнением, и определением:

Я прошу вас (о чём?) говорить по существу дела.

Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом.

Царь изволил приказать (что?) нам тебя к нему позвать.

Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу.

Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей

Итак, постарайтесь запомнить:

Без инфинитива, который выражает лексическое значение составного глагольного сказуемого, грамматическая основа предложения будет лишена смысла.

Тот же самый инфинитив может быть и другим членом предложения:


1)дополнением (если инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Тренер посоветовал(что?) заниматься волейболом);

2) определением (если инфинитив относится к подлежащему: Желание (какое?) учиться привело меня в Казань);

3) обстоятельством( если инфинитив относится к глаголу движения: Ребята пришли в музей(зачем?) посмотреть новую экспозицию). Чтобы избежать ошибки, задайте к нему вопрос.

Теперь обратимся к составному именному сказуемому. Именным сказуемое называется потому, что в его состав входит именная часть – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие. Именная часть несёт в себе основную лексическую нагрузку сказуемого.

А составным оно называется, чтобы запутать тебя, ученик. Потому что хоть в сказуемом и выделяют две части – глагол связку и именную часть, – в настоящем времени связка может быть нулевой.

Начнём по порядку. Самая распространённая ошибка – глагол-связку видим, именную часть – нет. Поэтому неверно определяем границы именного сказуемого. Как же верно определить эти границы?

Нас должны насторожить глаголы быть, казаться, являться, служить, стать. Эти глаголы, как правило, требуют «продолжения» - именной части.

Ночь была тихой и тёплой. (Именная часть – имя прилагательное).

Лиственница является хвойным деревом. (Именная часть – имя существительное).

Старик казался одиноким. (Именная часть – имя прилагательное).

Тетради были проверены. (Именная часть – краткое причастие).

Вода служит хорошим проводником. (Именная часть – имя существительное).

Попробуйте прочитать эти грамматические основы без именной части сказуемого – ночь была, лиственница является, старик казался, тетради были, вода служит. Без именной части получается нелепица. Вода служить никак не может – она же не солдат! Слова «служит» «проводником», объединившись в сказуемое, несут смысловую нагрузку вместе. А что значит «старик казался»? Мерещился что ли?

При разборе предложения нужно обратить внимание ещё на одну небольшую деталь, которая тоже может стать подсказкой. Вам прекрасно известно, что имя прилагательное зависит от имени существительного. Догадки (какие?) правильные.

Если же, разбирая предложение, вы видите, что к прилагательному задаётся вопрос от глагола, это будет именная часть сказуемого.


Догадки мои оказались (какими?) правильными.

Брат пришёл домой весёлый.

Осень наступила дождливая.

Только её слёзы были лёгкие.

Совсем стал белый дедушка.

Сюжет комедии оказался оригинальным.

Задания для самопроверки

Подчеркните составное именное сказуемое в предложениях:

1. Подходы к заграждениям и окопам были заминированы.

2. Предположения сына оказались правильными.

3. После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.

4. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.

5. Путешествие из-за моей болезни было прервано.

6. Пушкин является полным реформатором языка.

7. Геленджик был тогда пыльным и жарким.

8. Восточная часть неба была темнее западной.

9. Все делается светлее, веселее от первого снега.

10. Висящее в углу комнаты пальто в сумерках показалось человеком.

(Правильно: были заминированы; оказались правильными; была мутной; сделались веселые, рыхлые, сытые, белые; было прервано; является реформатором; был пыльным, жарким; была темнее; делается светлее, веселее; показалось человеком).

Буду искренне рада, если в 10 предложении вы правильно увидели грамматическую основу – пальто показалось человеком. А не «пальто показалось».

Обратите внимание на то, что части сказуемого могут разделять другие слова. Но теперь-то вас не проведут!

«Ловушка» пятая. Глагол быть.

Глагол быть – великий актёр! Он играет разные роли в разных предложениях. Вот он выступает в роли глагола-связки в составном сказуемом – глагольном или именном. А вот он – в роли простого глагольного сказуемого. Попробуем различить.

Все лето я был в деревне. В этом предложении глагол был легко заменить глаголом находился. Значит, это простое глагольное сказуемое.

Буду с утра. – Появлюсь с утра. (Простое глагольное сказуемое).

Небобыло пасмурным. Глагол было в этом предложении несет только грамматическую нагрузку (ср.род, пр. время, ед.ч), а смысловую нагрузку несѐт имя прилагательное пасмурным. В этом предложении сказуемое является составным именным.

Отличительной особенностью учителя былалюбовь к предмету.

В этом предложении сказуемое тоже
составное именное. А глагол была – это глагол-связка. Найти сказуемое этого предложения сложно ещѐ и потому, что части его разделены словом.

Казалось бы, зачем столько внимания этому глаголу? А затем, что он маленький, незаметный. Его легко потерять из виду, а вместе с ним потерять и такой важный для каждого из нас балл за тестовое задание.

Ловушка шестая. Сложное предложение.

Обратите внимание на то, что в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего могут выступать союзные слова который, которая, которое, которые, кто, что.

Туча, котораянабежала на небо, вылилась дождем.

Я помню счастье, что когда-то было.

Кто не работает, тот не ест.

Ловушка седьмая. Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения и, следовательно, не могут быть грамматической основой предложения. Например:

1). Надеюсь, мы летом поедем в лагерь. Надеюсь – вводное слово, мы поедем– грамматическая основа).

2). Я думаю, наша команда победит. (Я думаю – вводное предложение, команда победит – грамматическая основа). Сравните: Я думаю, что наша команда победит – это сложноподчинённое предложение: Я думаю – это главное предложение, что наша команда победит – это придаточное изъяснительное.

Задания для самопроверки, формат ОГЭ

1. Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1) Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. (2) В приметах заключено много точного знания и поэзии. (3) Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. (4) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (5) Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) приметы связаны (предложение1)

2) заключено в приметах (предложение2)

3) можно определённо сказать (предложение3)

4) роса предсказывает (предложение4)

5) она бывает (предложение5)

2. Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.


(1)Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы. (2)Иногда высокие камыши перегораживают каналы сплошными плотинами. (3)По берегам растет белокрыльник. (4)Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные цветы. (5)Папоротник, ежевика, хвощи и мох наклоняются с берегов. (6)Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна. (7)Розовый кипрей цветет невысокими стенами.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) запах смешан (предложение 1)

2) каналы перегораживают (предложение 2)

3) листья похожи (предложение 4)

4) задеть рукой (предложение 6)

5) кипрей цветет (предложение 7)

Здесь можно ошибиться!

Обратите внимание на то, что, записывая ответ, нужно выписать не номер предложения, в котором верно определена грамматическая основа, а вариант ответа. Будь внимательнее!

3.Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Чуть не каждый день Анфиса ходила в городскую библиотеку менять книги. (2)Библиотека помещалась на главной улице городка, рядом с новым кино. (3)Она занимала нижний этаж кирпичного дома. (4) Здесь пахло чернилами. (5)Крашеные полы были тусклы, истерты. (6)На стене висели правила для посетителей и стенная газета, раскрашенная цветными карандашами. (7)Все это наводило скуку, но впечатление это было обманчивым.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Анфиса ходила менять (предложение 1)

2) библиотека помещалась (предложение 2)

3) пахло чернилами (предложение 4)

4) полы были (предложение 5)

5) впечатление было обманчивым (предложение 7)

Это задание может быть сформулировано и по-другому.

Например, так:

4.Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Николай Никитич был старый садовод, человек, как он думал сам о себе, "практической складки". (2)Ему хотелось уберечь Анфису от всего легковесного в жизни. (3)А легковесным он считал ее стремление стать актрисой и увлечение стихами и романами. (4)Все это казалось ему слишком пестрым