ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Читательская грамотность в содержании учебного предмета «Литературное чтение» (1-4 классы)
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать.
Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели»
Иоганн Гёте
Компетентностная область | Формируемое умение | Содержание: раздел, тема | |||
| | 1 класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Нахождение и извлечение информации | -Определять место, где содержится искомая информация - Находить и извлекать одну единицу информации - Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста - Находить и извлекать несколько единиц информации, находящихся в разных фрагментах текста - Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных текстах - Определять наличие/отсутствие информации | Сказка фольклорная (народная)литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). Произведения о родной природе Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса | Фольклор Сказка - выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке: наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры | Фольклор Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность | О Родине, героические страницы истории. Осознание понятия: поступок, подвиг. Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомствс песнями на тему Великой Отечественной войны. Творчество Л.Н. Толстого Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль Пьеса. Пьеса - произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание. |
Анализ и оценка | - Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора - Понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста - Определять адресата текста - Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов - Понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приема - Оценивать полноту, достоверность информации, содержащейся в одном или нескольких текстах - Оценивать объективность, надежность источника информации - Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах - Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте - Устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами | Сказка фольклорная (народная)литературная (авторская). Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка . Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Произведения о родной природе. . Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.. Произведения о братьях наших меньших Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения.. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими | О нашей Родине. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи. Левитана Шишкина, Поленова). О детях и дружбе Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков. Звуки и краски родной природы в разные времена года Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года в картинах художников. и музыкальных произведениях | О Родине и её истории Роль и особенности заголовка произведения Творчество А.С. Пушкина Лирические произведения А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С. Пушкина Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Творчество Л.Н. Толстого Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения Произведения о взаимоотношениях человека и животных Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения о детях Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение | Творчество А. Пушкина Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Творчество Крылова. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка. Творчество М.Ю. Лермонтова Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Творчество Л.Н. Толстого Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л.Н. Толстого. |
Интерпретация и применение | - Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) - Понимать смысловую структуру текста (определять тему/главную мысль/идею текста) - Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста - Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие, и др.) - Понимать графическую информацию - Соотносить графическую и вербальную информацию - Делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста - Делать выводы на основе сравнения данных - Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов - Понимать чувства, мотивы, характеры героев - Понимать авторскую позицию по отношению к обсуждаемой проблеме - Различать факт и мнение -Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или ситуацию функционирования текста - Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.д.) без привлечения фоновых знаний - Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний - Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста - Предлагать интерпретацию нового явления, | Сказка фольклорная (народная)литературная (авторская). Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Произведения о детях и для детей Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. Произведения о родной природе Настроение, которое рождает поэтическое произведение Произведения о братьях наших меньших Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных. Библиографическая культура (работа с детской книгой).Представление о том, что книга - источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации - элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке | Мир сказок Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. О братьях наших меньших. . Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным Мораль басни как нравственный урок (поучение). Зарубежная литература Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. Библиографическая культура(работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная. | Фольклор Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Творчество И.А. Крылова Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ-ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Литературная сказка. Составление аннотации Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. | Фольклор Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ-ХХ веков. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению Произведения о детях Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев. Юмористические произведения Юмористические произведения в кино и театре. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга - друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати. |
-
выявление буквального смысла (все задания, в которых обучающимся предлагается понять переносное значение слова (фразы), установить многозначность, определить смысл, рожденный в условиях конкретного контекста (конкретной речевой ситуации); -
выявление и анализ противоречий (проблемным для многих учащихся является неодносторонний взгляд на явления, взгляд на них с разных точек зрения, взгляд сквозь призму разнообразных мнений.
-
оценка качества и надежности информации (задания на верификацию).
Иными словами, обучающимся необходимо приобрести умения видеть в текстах знаки, сигналы, посылы, позволяющие сделать вполне однозначные выводы о качестве и надежности анализируемого информационного источника (веб-страницы, форума, чата и т. д.).
На уроках литературы необходимо работать над следующими видами заданий:
1. Задания на извлечение фактологической информации на уроках литературы
Поиск и извлечение информации из текста является первым этапом работы с текстом и предопределяет следующие читательские умения:
1.1. Выявлять место, где содержится искомая информация.
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц явной информации, расположенных в одном фрагменте текста.
1.3. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
1.4. Определять наличие-отсутствие информации.
2. Задания на интеграцию и интерпретацию информации
Читательские умения
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Задания на осмысление, оценку содержания и формы текста
Читательские умения
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Систематическая целенаправленная работа учителя русского языка и литературы, направленная на формирование и развитие читательской грамотности обучающихся, позволит обучающимся овладеть следующими универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Важнейшими составляющими ЧГ являются читательские действия, или читательские умения.
1-я группа читательских действий связана с нахождением и извлечением информации. Уч-ся должны уметь извлекать текстовую информацию, данную в явном, и (что сложнее) в неявном виде.
2-я группа – читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Толкование, или интерпретация, предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое, иногда осмыслить подтекст.
3-я группа действий связана с осмыслением и оценкой текста. Такие читательские действия предполагают опору на знания, идеи, известные читателю до знакомства с текстом, т.е.опора на внетекстовое знание.
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
-
выделять главную мысль всего текста или его частей; -
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
-
применять информацию из текста в изменённой ситуации; -
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации. -
Существует множество приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Написание творческих работ», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы». -
С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала: «Драматизация», «Моделирование» и «Древо мудрости».
Итак, читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь:
-
определять вид и назначение информации; -
понимать тексты научного, художественного и делового характера; -
выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.
Также позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста Поиск Извлечение это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например,
страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Читательские умения 1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 5. Определять наличие/отсутстви Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста Толкование или интерпретация Интеграция или связывание предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую (установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст) свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте. 1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) 5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом 6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев 8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) Читательские умения ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 9 Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом Способность осмыслить и оценить форму текста 1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3. Понимать назначение структурной единицы текста 4. Оценивать полноту, достоверность информации 5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте Читательские умения ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 10 Читательские действия, связанные с использованием информации из текста умение применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач 1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний 2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний 3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) 4.6 Выявлять связь между прочитанным и совреме - понимать содержание прочитанных текстов и воспроизводить их в различной форме в соответствии с ситуацией общения; - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; - использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной й Читательская грамотностьнной реальностью