Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Социальное обслуживание населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения

курсовая работа

по дисциплине

«Право социального обеспечения»
на тему

«Социальное обслуживание населения»


Работу выполнил студент

группы

ОКП-22009КРС

Направление подготовки:

Право и ОСО




Цыбульский Иван Сергеевич





Красноярск

2022
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 5

1.1.Понятие социального обслуживания 5

1.2.Принципы социального обслуживания 8

ГЛАВА 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 12

2.1 Материальная помощь 12

2.2Социальное обслуживание на дому 14

2.3Социальное обслуживание в стационарных учреждениях 16

2.4Предоставление временного приюта 18

2.5Консультативная помощь 19

2.6Реабилитационные услуги 21

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Список использованной литературы: 29



ВВЕДЕНИЕ

Каждое общество на протяжении всей истории человечества, имевшее, в силу развития, даже минимальные внутренние взаимосвязи между своими членами, ставило перед собой задачи о решении судьбы лиц, которые в силу болезни, возраста или еще каких-либо причин не имели возможности обустраивать свою жизнь и заботиться о себе и своих потребностях самостоятельно. Пути решения и «программы помощи» каждое общество в разные исторические отрезки реализовывало по-разному. Современные государства в своем большинстве имеют отдельные механизмы – четкие, сформированные, работоспособные системы, позволяющие поддерживать своих нуждающихся граждан.

Такие граждане, нуждающиеся в поддержке общества и государства, - это отдельная категория людей в правовом и социальном отношении. Существует статистика численности незащищенных групп населения и существует статистика прироста. На последнюю в разной степени влияет множество различных факторов (объективных и субъективных, влияющих прямо и косвенно): рост количества и качества патологий здоровья в различных возрастных группах, негативные экономические явления, ухудшение экологии, степень социальной защищенности здорового населения, доступность медицинской помощи, в том числе, высокотехнологичной, климатические характеристики региона, природные катаклизмы, уровень криминогенности, степень доступности населению наркотических веществ, алкоголя, наличие, отсутствие и степень развития социальных проектов, направленных на разрешение острых социальных проблем в том числе, наличие социальной рекламы. Этот далеко не полный перечень позволяет предположить масштаб деятельности государства и созданных им специальных служб, чьей задачей является влияние на те или иные обстоятельства жизни общества, контроль за отдельными процессами и работу с последствиями реализации объективных факторов и обстоятельств.


Чем выше степень развития государства, чем ближе оно к писаным и неписаным стандартам, заявляемым ведущими европейскими государствами, чем глубже и пристальнее следит власть за соблюдением прав, охраной интересов граждан, тем более сложными и объемными становятся требования к социальному обслуживанию незащищенных граждан. Тем больше ресурсов – кадровых, временных и финансовых – требуется соответствующим службам, тем выше (в идеале) качество обслуживания указанных граждан.

По отношению государства к своим нуждающимся в помощи гражданам можно судить об уровне развития общества, экономики, культуры, о состоятельности властных структур и институтов. В какой-то мере отношение к социально слабым членам общества – визитная карточка самого общества.

Россия – не последнее государство на политической арене, а, кроме прочего, она имеет еще и хорошую базу для решения социальных задач, унаследованную от СССР, соответственно, стремясь поддерживать свой уровень, репутацию и реноме, РФ также достаточно времени уделяет вопросам помощи и поддержки социально слабых граждан. В России создана (скорее, оптимизирована полученная в наследство) система учреждений и социальных работников, которые решают такие задачи с привлечением средств бюджета, а их действия и мероприятия базируются на соответствующем законодательстве1. Однако, несмотря на опыт, базу – финансовую, кадровую, законодательную, - механизмы, назвать российскую систему помощи социально незащищенным категориям граждан идеальной невозможно.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ системы социального обслуживания граждан, его видов для оценки сильных и слабых составляющих указанной системы.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

    1. Понятие социального обслуживания

Социальное обслуживание является составной частью многокомпонентной системы социальной защиты населения. Существует два определения этого механизма – теоретическое и закрепленное соответствующим нормативно-правовым актом:

  1. социальное обслуживание – это процесс предоставления социальных услуг населению, деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения2;

  2. социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ
    «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» - далее Закон 195-ФЗ).


Для наиболее полного понимания сути работы описываемого механизма необходимо обратиться к определениям и других составляющих. В соответствии с нормами Закона 195-ФЗ социальная служба представляет собой систему предприятий и учреждений независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги; в систему входят также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица –индивидуальные предприниматели (то есть данная деятельность может быть коммерческой). Социальные услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ, клиентам социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом. Клиентом социальной службы в соответствии с нормами Закона 195-ФЗ является гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги. И наконец, ключевое определение, которое призвано разделить категории граждан, исключив тех, кто имеет возможность обойтись без помощи указанных выше учреждений и предприятий: трудная жизненная ситуация. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона 195-ФЗ это такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Таким образом, социальное обслуживание – это комплекс мер и действий, направленных на материальное обеспечение, поддержку, в том числе медицинскую, адаптацию, реабилитацию граждан, а также на разрешение бытовых вопросов разной степени сложности.

Социальное обслуживание выполняет важные функции:

  1. сущностно-деятельная функция заключается в мероприятиях, направленных на достижение физического результата: адаптационные, профилактические, уходовые меры, позволяющие улучшить, облегчить и разрешить проблемы физического лица;

  2. нравственно-гуманистическая функция. Поскольку законом отдельно указано на трудные ситуации граждан, эмоциональная сфера личности страдает в некоторых ситуациях значительно больше, чем физическое здоровье, соответственно, невозможно оказывать услуги социального обслуживания пострадавшим гражданам, исключая задачи снятия эмоционального напряжения. В рамках реализации данной функции деятельность осуществляют психологи, социологи, педагоги. Нравственно-гуманистическую можно условно разделить на личностно-гуманистическую и социально-гуманистическую.


Характеристики ситуаций, которые требуют работы сотрудников сферы социального обслуживания, также могут способствовать раскрытию понятия социального обслуживания. Укрупнённо такие ситуации можно разделить на длительно-текущие («хронические») и острые3. К первой категории относятся постоянно и естественно присутствующие в жизни общества проблемы, связанные с тяжелыми заболеваниями, преклонным возрастом, сиротством, разрывом значимых социальных связей. К острым ситуациям относятся катастрофы, теракты, случайные смерти, тяжелые травмы – то есть обстоятельства, содержащие в себе обязательный компонент внезапности, непредсказуемости.

Учитывая масштабы и степень сложности или тяжести обстоятельств и ситуаций, с которыми работают социальные службы, особо остро стоит кадровый вопрос. Закон 195-ФЗ регулирует его нормами ст. 25, которые предписывают принимать на должности социальных работников специалистов, имеющих профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонных по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. То есть в соответствии с законом претенденты должны проходить специфический отбор, в противном случае их работа окажется неэффективной. Насколько работает этот принцип на практике, судить сложно, хотя, безусловно, соответствующая статистика по ротации кадров ведется. Однако, необходимо понимать, что законодатель заложил все условиях и механизмы для возможности формирования эффективной службы. В качестве компенсации за тяжелую работу законом для сотрудников социальных служб предусмотрены меры социальной поддержки.

Понятие социального обслуживания также включает в себя виды помощи, методы и формы ее оказания, отдельные процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания, результат предоставления социальных услуг4.

Учреждения и предприятия, оказывающие данные услуги, относятся к 14 различным отраслям сферы: дома ночного пребывания, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры психолого-педагогической помощи населению, специальные дома для одиноких престарелых, центры экстренной психологической помощи по телефону и пр. (п. 1 ст.17 Закона 195-ФЗ).


Таким образом, социальное обслуживание – это широкий спектр мер, осуществляемых специально подготовленными кадрами в целях разрешения острых и хронических социальных проблем, разовой или постоянной помощи гражданам.

    1. Принципы социального обслуживания

Рассмотрение этой части вопроса уместно начать с обращения к базовому нормативно-правовому акту – Закону 195-ФЗ. Ст. 5 называет принципы, на которых основывается деятельность учреждений и предприятий социального обслуживания:

  1. Адресность. Безусловно, данный принцип можно отнести к ключевым ввиду непосредственно специфики, объектов, целей и задач работы социальных специалистов. Индивидуализация помощи имеет весьма важное значение для достижения высоких показателей эффективности и работы и, в конечном счете, для ее результата. Несоблюдение этого принципа или нестрогое следование ему аннулирует возможность получения результата, а в отдельных ситуациях наносит тяжелый вред – конкретным лицам, устойчивым социальным связям и отношениям.

  2. Доступность. Учитывая особенности обстоятельств, ситуаций и происшествий, в рамках которых возникает потребность в данных услугах, необходимо принимать во внимание тот факт, что сам гражданин (или окружающие его лица) не всегда могут сами обратиться за помощь и потратить силы на ее поиск. Таким образом, реализация принципа доступности ведет к возникновению у государства и социальных служб такой функции как контроль и мониторинг. Полноценная реализация такой связки «принцип-функция» позволит в значительной степени повысить качество работы и качество достигнутых результатов, в том числе, и предотвращение различных ситуаций негативного характера. Понятие доступного социального обслуживания включает в себя как физическую доступность (возможность привлечь к решению своих проблем специалиста), так и финансовую (возможность получить квалифицированную помощь бесплатно или за посильную плату). Для реализации такого принципа, кроме соответствующего мониторинга, необходима активная деятельность по информированию населения о возможности получить различные виды помощи, создания пунктов, офисов, открытие кабинетов, расположенных в местах, доступных для посещения гражданами.

  3. Добровольность. Принуждение в данном случае – противоестественная мера, причем как для нуждающегося, так и для оказывающего помощь. Каждый человек должен иметь возможность решать самостоятельно вопрос о возможности получения помощи, кроме случаев, когда лицо не способно в силу объективных обстоятельств адекватно оценивать ситуацию и при этом остро нуждается в помощи.

  4. Гуманность. Деятельность социального работника направлена на человека, причем пребывающего в тяжелом эмоциональном состоянии. Уязвимость и повышенная чувствительность – неотъемлемые составляющие такого состояния. По этой причине оказание помощи должно осуществляться в условиях психологически максимально мягких и гибких. Гуманность – это незыблемая основа деятельности социальных служб.

  5. Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Дети и подростки заведомо более уязвимы, чем взрослый в аналогичной ситуации. Законодательство РФ изначально определяет несовершеннолетних как отдельную категорию граждан, и вне тяжелых жизненных ситуаций нуждающихся в индивидуальном подходе, контроле и заботе. Степень сложности обстоятельств усиливает требования к созданию специалистами мягкого и ровного психологического фона. Кроме того, исключительно медицинские характеристики психики и физиологии несовершеннолетних указывают на более низкую степень выносливости, способности к восприятию, анализу, осознанию, чем у взрослых. Сотрудник социальной службы должен быть готов к взаимодействию не только с ребенком, но и проблемным подростком, а также иметь четкое представление о ценностях и приоритетах общества.

  6. Конфиденциальность. Принцип, свойственный практически любой сфере жизни современного человека и реализуемый во множестве механизмов и систем. Чем тяжелее и труднее ситуация в жизни физического лица, тем выше его потребность защититься. Кроме того, с точки зрения этики несоблюдение принципа конфиденциальности в деятельности соцработника недопустимо.

  7. Принцип профилактической направленности. Известно, что предотвращение требует меньшего напряжения сил и вложения ресурсов, чем работа с последствиями фактически произошедшего. Функция выявления проблемы на стадии ее зарождения позволит не допустить ее развития со всеми вытекающими последствиями. В качестве примера можно привести такие тяжелые ситуации, когда одинокие и покинутые старики становятся жертвами мошенников, оставаясь без средств к существованию, а нередко и без жилья. Четкая и своевременная деятельность специалистов по выявлению одиноких стариков, налаживание контактов с ними, оказание психологической, финансовой поддержки смогла бы исключить такие беды. Однако для полноценной реализации этого принципа необходимы отдельные специалисты и собственные программы, поскольку очевидны принципиальные различия в деятельности направления по работе с уже совершившимся ситуациями и направления по профилактической работе. Совмещение задач обоих направлений в качестве одной задачи для конкретного сотрудника приведет к невозможности получения положительного эффекта от работы.