Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Социальное обслуживание населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, возможно сделать вывод о том, что четкое соблюдение закона, правильный выбор приоритетов и применение имеющихся инструментов с целью реализации этих принципов, позволит системе социального обслуживания планомерно повышать свою эффективность, практически и успешно разрешать многие социальные проблемы (достигать целей своей деятельности), снижать затраты, экономить ресурсы и устанавливать адекватную нагрузку для своих сотрудников.


ГЛАВА 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

2.1 Материальная помощь
Социальное обслуживание ориентировано на разные ситуации и должно учитывать различные обстоятельства жизни гражданина, имеющие значение для целей оказания ему помощи. Законодатель систематизирует виды социального обслуживания, выстраивая структуру, удобную в управлении и контроле, способную учесть любую специфику потребности различных категорий слабозащищенных граждан.

Общий анализ предлагаемых видов социального обслуживания и механизмов оказания социальной помощи и предоставления услуг социального обслуживания позволяет определить характер помощи государства как социально-алиментарный. Услуги могут быть оказаны как на возмездной основе – на основании договора, который, в свою очередь, основан на законе и отражает его принципы, а также тарифы, условия оказания помощи и пр., так и на безвозмездной.

При анализе этой составляющей сферы социального обслуживания в основном использовался также первоисточник – Закон 195-ФЗ. Остальные документы и литература, посвященная данному вопросу, использовалась как дополнительные материалы.

В соответствии с нормами Закона 195-ФЗ к видам социального обслуживания относится: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги. На федеральном уровне регулируются вопросы, касающиеся перечня видов социального обслуживания и помощи, к задачам субъекта относятся: разработка и реализация собственных программ помощи и поддержки соответствующих категорий граждан, установление размеров, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, одиноким пожилым гражданам. Обязательным условием для оказания социальной помощи является решение органа, ведающего вопросами социальной защиты. Такое решение - это юридический факт в фактическом составе: основании возникновения материального правоотношения по социальной помощи и обслуживанию5.


В соответствии со ст. 8 Закона 195-ФЗ материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления данного вида помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Ключевое условие для получения материальной помощи – пребывание в трудной жизненной ситуации. Разумеется, оценка наличия такой ситуации и степени ее тяжести не может быть субъективной. В отношении фактического положения гражданина, обратившегося за такой помощью (или нуждающегося в такой помощи) до принятия решения о ее необходимости, будет проведена оценка по соответствующим параметрам. Стихийные бедствия, катастрофы, произошедшие без вмешательства воли человека и приведшие к потере жилья, имущества, здоровья и пр. – являются основаниями для принятия решения об оказании материальной помощи со стороны государства. Если речь о «хронической» (постоянной) трудной ситуации, то здесь будут играть роль другие признаки: старость, бедность, одиночество, отсутствие источников дохода или наличие незначительного дохода, невозможность вести трудовую деятельность, тяжелое заболевание и прочие причины, устранить которые невозможно или для их устранения требуется достаточное количество времени, за которое тяжелая ситуация усугубится.


2.2Социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому регулируется нормами ст. 9 Закона 195-ФЗ. Под социальным обслуживанием на дому понимается предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Оказание таких услуг носит длящийся характер, имеет следующие признаки: возраст гражданина, ограничение дееспособности и возможность в силу определенных обстоятельств находиться у себя дома. Организация и осуществление механизма надомного социального обслуживания является задачей исполнительной власти субъекта РФ

Обслуживание на дому имеет очень значимую социальную функцию, поскольку позволяет нездоровому или пожилому гражданину вести достойную жизнь, быть обеспеченным необходимыми медикаментами, продуктами питания и пр.

Оказание таких услуг регулируется, кроме того, ст. 17 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее Закон 122-ФЗ). Закон 122-ФЗ дает более полную информацию о целях услуги и функции государства в данном правоотношении. Социальное обслуживание на дому - одна из основных форм социального обслуживания. Основная цель оказания таких услуг: на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защита их прав и законных интересов. Государство гарантирует оказание надомных услуг гражданам, признанным нуждающимся в них. Гарантированные услуги включают в себя: организацию питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные социальные услуги.


Кроме того, в случае, если нуждающийся гражданин проживает в жилом помещении без центрального отопления и (или) водоснабжения, гарантированное социальное обслуживание на дому будет включать также и обеспечение топливом и (или) водой. Гарантированные государством услуги оказываются на безвозмездной основе. В случае, если гражданин проявляет инициативу для получения более широкого спектра услуг (из категории дополнительных), их оказание возможно на возмездной основе.

Нормы Закона 122-ФЗ расширяют перечень видов социального обслуживания, включенных в нормы Закона 195-ФЗ. В соответствии с нормами Закона 122-ФЗ социальное обслуживание на дому может носить социально-медицинский характер. Данные услуги осуществляются в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, при которых показано лечение в специализированных стационарных медицинских учреждениях (вирусные, бактериальные, инфекционные заболевания, хронический алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, тяжелые психические расстройства, венерические и другие заболевания, требующие оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях – далее стандартные противопоказания).

Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, надомное социальное обслуживание – это выполнение важнейшей социальной функции государства по отношению к своим гражданам, имеющим тяжелые заболевания или находящимся в преклонном возрасте, вследствие чего они лишены возможности самостоятельно заботиться о себе.

2.3Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

Данный вид социальной поддержки также регулируется Законом 195-ФЗ и более подробно Законом 122-ФЗ.

Учитывая принципы регулирования вопросов социального обслуживания отдельных категорий граждан, для целей данной работы уместно будет разделить обслуживание в стационарных учреждениях на два вида: полустационарное социальное обслуживание (дневное или ночное пребывание в стационаре) и стационарное социальное обслуживание.


Указанные услуги ориентированы на граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также лицам, в том числе несовершеннолетним, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Такое обслуживание доступно нуждающиеся в нем гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим стандартных противопоказаний к зачислению на полустационарное социальное обслуживание.

Данный вид услуги не связан с круглосуточным пребыванием в стационаре и ориентирован на лиц, чья сложная жизненная ситуация не исключает наличие места для проживания, но исключает возможность заботиться об удовлетворении жизненно важных потребностей. К таким ситуациям относятся ситуации психологически тяжелые (происшествия, катастрофы, стихийные бедствия и пр.), в том числе в жизни несовершеннолетних, временная безработица с потерей дохода, уровень дохода ниже прожиточного минимума, отсутствие родственников и лиц, которые могут оказать помощь. Пребывать в данных учреждениях гражданин может на безвозмездной основе, с частичной оплатой, с полной оплатой. Тарификацию, а также иные задачи, связанные с деятельностью учреждений, регулирует субъект РФ. Основой для принятия решения о зачислении гражданина в учреждение является его заявление, направляемое руководителю соответствующего учреждения с подтверждением отсутствия у него противопоказаний для получения таких услуг. На основании полученного заявления принимается решение о предоставлении услуг.

Стационарное соцобслуживание предполагает оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оказание услуг производится в специализированных стационарных учреждениях (отделениях), профилированных в соответствии с возрастом гражданина, состоянием здоровья и социальным положением. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.