Файл: Особенности взаимодействия оперативных и следственных подразделений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
- Согласованность взаимодействия имеет особое значение, поэтому принцип планирования, то есть осуществление работы на плановой основе.
Планирование позволяет эффективно расходовать силы и средства на проведение расследования, а так же составить порядок взаимодействия. План расследования может быть единым или раздельным в случае конфиденциального использования оперативно розыскных мер.
1
Роль руководства в реализации взаимодействия довольно заметна.
Руководитель следственного органа, начальник оперативного подразделения осуществляют надлежащее руководство по следующим вопросам. Постановка целей взаимодействия, отработка тактики и стратегии. Самой же значимой функцией руководства является контроль, который позволяет выявлять недостатки, установленные в процессе осуществления взаимодействия и устранять их путем, как властных предписаний, так и неформального влияния на подчиненных участников расследования.
Таким образом, можно сформировать представление о процессе взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений которое заключается в использовании в основе своей деятельности профессиональных навыков и знаний в различных областях наук и имеющих различную рабочую компетенцию основанную принципе законности и направленную на достижение значимых результатов деятельности состоящей в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений.
Сам процесс взаимодействия происходит в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона и ведомственных нормативных актов под совместным руководством начальников оперативного и следственного подразделения.
1
Журба, О.Л. Принципы взаимодействия следственных и оперативных подразделений при возбуждении уголовных дело торговле людьми // Вестник КРУ МВД России. 2015. №2 (28).

13

1.2. История развития взаимодействия следствия и розыска
Первичный этап развития регламентации группового метода расследования можно связать с Судебной реформой 1864 года, в результате которой были изданы уставы регламентирующие деятельность суда, органов расследования и сыскных органов. Предварительное расследование во времена царской России подразделялось на дознание и судебное следствие.
Соответственно судебные следователи производили расследование наиболее сложных дел. В числе органов дознания значилась полиция на различных уровнях, военное командование, гражданские чиновники, духовенство, жандармерия, сотрудники сыскных отделений. Процесс дознания состоял в получении доказательств для суда, либо помощи судебному следствию в его деятельности, при этом отмечается, что полиция подчинялось судебному следователю. При этом процесс взаимодействия все же имел место быть. К примеру обнаружив следы преступления полицейские сообщали об этом судебному следователю или прокурору. Если это было сделать невозможно, полиция осуществляла процесс дознания для собирания и закрепления найденных следов. Следователь осуществлял свою деятельность единолично для скорейшего разрешения дела, при этом ему оказывалась всесторонняя помощь со стороны органов дознания.
Как видно из обозначенного текста в россии ко времени разделения следственных и оперативных органов наметилась тенденция четкого разграничения полномочий следствия в процессуальное обеспечение расследования, и дознания, в оперативном обеспечении этого процесса.
При этом, нормативное регулирования их взаимодействия выражено довольно скупо. По сравнению указанным периодом современный следователь и оперативный работник хотя и имеет каждый свою специализацию, но их деятельность происходит в едином ключе, с более широким спектром взаимодействия, как нормативно регулируемого, так и вне его.
1 1
Улимаев, Р. Ю.. Следственно-оперативные группы: Правовой статус, организация и деятельность :
Дис. канд. юрид. наук . Москва, 2002 С. 53-55.

14
Процесс складывания организованных форм процесса взаимодействия следователя с органами дознания в советский период. В отличие от единоличного процесса производства следствия в царской России, в России
Советской во всех формах использовался принцип коллегиальности, который являлся одним из основных образующих принципов построения советской власти. В числе первых следственных органов Республики Советов Декретом
Совета Народных комиссаров (СНК) РСФСР «О суде» № 1 от 22 ноября 1917 г. были образованы следственные комиссии. Перед установлением декрета о суде в России действовали революционные следственные комиссии при
Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Именно эти следственные комиссии заложили основу для формирования системы следственных органов. Декрет «О суде» ликвидировал все существующие на тот момент институты судебной власти в Российской Империи прокуратуру, адвокатуру и институт судебных следователей. Вместо этого были сформированы коллегиальные суды с параллельным осуществлением предварительного следствия судьей и революционным трибуналом. В случае революционных трибуналов, то для нах были образованы следственные комиссии, обладающие всей полнотой власти и полномочий в осуществлении предварительного следствия.
15 марта 1918 года ВЦИК РСФСР издал декрет о суде №2, в нем устанавливалась посредственность повышенного уровня, то есть превышающую уровень местного суда, следствие по делам данной посредственности ведется следственной комиссией в составе трех лиц.
Касательно взаимодействия следственных органов пояснялось, что данная комиссия может обратится за содействием к милиции, так и к красной армии.
В 1918 г. Народный Комиссариат Внутренних Дел и Народный
Комиссариат Юстиции принимают инструкцию «Об организации Рабоче- крестьянской милиции», где в нормативном ключе закрепляются основы взаимодействия сыскных и процессуальных органов. Так в обязанности милиции входило производство розыска по уголовным делам, которые были в


15 ведении народных судей и следственных комиссий, а так же осуществлять задержание и доставление подозреваемых и обвиняемых в суд, а так же осуществлять некоторые процессуальные действия по поручению следственных комиссий и судей, такие как обыск и осмотр. При этом в случаях, не терпящих отлагательств, сотрудники милиции могли проводить подобные действия по собственной инициативе, с последующим извещением следственной комиссии или суда.
В 1918 году среди следственных органов наметилось разделение на 3 специфические структуры, это следственные комиссии по ревтрибуналам, комиссии по окружным судам, и следственные структуры в ВЧК. Все эти органы осуществляли тесное взаимодействие со всеми органами власти, милицией, наркоматом внутренних дел и наркоматом юстиции.
В 1920 году коллегиальность как руководящий принцип построения следственной системы был упразднен, вместе с ним упразднены следственные комиссии, взамен которых был создан институт единоличных следователей.
Можно сказать, что следственные комиссии явились прообразом следственных бригад.
28 мая 1922 года была воссоздана прокуратура, которой отводилась основная роль в организации взаимодействия между правоохранительными органами, в частности милицией и следственными органами, перешедшими под единый контроль прокуратуры. Тогда же было отмечено увеличение эффективности работы следственных органов при прикреплении к ним оперативных работников. Именно в подобной форме будут действовать созданные в будущем следственно-оперативные группы
В пятидесятых годах двадцатого века в опыте работы следственных органов окончательно установились межведомственные следственные структуры, состоящие из следователя и нескольких оперуполномоченных.
Таким образом, позволяя следователю работать не только с процессуальной, но и с оперативной информацией. Стоит при этом отметить, что в таких группах роль следователя была вторична, по сути он только осуществлял

16 процессуальное закрепление доказательств полученных оперативным путем, к тому же руководителем данной группы был оперативный сотрудник.
В уголовно-процессуальный кодексе РСФСР 1960 года закреплялось право следователя давать поручения оперативным органам о производстве розыскных и следственных действий и использовать их для обеспечения содействия в процессе расследования. При сотрудники оперативных органов были обязаны исполнить выданные им указания и поручения. Сотрудники оперативных подразделений имеющие полномочия проводить дознание имели право возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия, а потом передать дело следователю в случае если предварительное следствие по данному делу обязательно, при этом продолжая исполнять оперативно-розыскное сопровождение расследования.
В 80 годах стали создаваться следственно оперативные группы которые несли дежурство, период которого составлял 24 часа. При получении сведений о совершенном преступлении группа оперативно выдвигалась на место пришествия в полном составе, что позволило значительно сократить время фиксации первичных доказательств. Такая форма взаимодействия существует и в современной системе взаимодействия подразделений органов внутренних дел.
1
1.3. Виды взаимодействия следственных и оперативных
подразделений
На сегодняшний день можно четко определить объективно существующий способ взаимодействия оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел, как следственно оперативная группа
(далее СОГ). При том что УПК не указывает прямо на наличие такой формы
1
Улимаев, Р. Ю.. Следственно-оперативные группы: Правовой статус, организация и деятельность :
Дис. ... канд. юрид. наук :. Москва, 2002 С. 57-60


17 взаимодействия и не определяет процессуальный статус такой группы в целом.
Тем не менее, такой способ взаимодействия является основным на первоначальном этапе расследования.
Для формулирования наиболее точного определения такого вида содействия. Необходимо установить его признаки. Таковыми являются:
1 Организованность. Следственно оперативная группа, это созданное в соответствии с нормативными документами формирование имеющее четко организованный план работы и централизованное направление деятельности.
2 Временный характер деятельности. СОГ формируется на период дежурства и не закрепляется постоянным штатом, и не отражается в долгосрочном плане расстановки сил и средств.
3 Участие различных подразделений и служб в работе СОГ. Кроме следователя в дежурстве СОГ принимают участие представители других служб, к примеру, эксперты криминалисты или участковые уполномоченные.
4 Приоритет процессуального руководства. Начальником СОГ является лицо обеспечивающие процессуальное оформление работы СОГ и несущее ответственность за результаты его конечной работы. Таким может быть следователь, руководитель следственного органа или дознаватель и начальник органа дознания, в соответствии с подследственностью и масштабом дела.
Исход из этих признаков можно сформулировать определение следственно оперативной группы.
Это временно организованное формирование, объединенное под руководством сотрудника осуществляющего процессуальное обеспечение процесса предварительного расследования, а так же состоящее из сотрудников правоохранительных органов, а так же необходимых специалистов, согласованно выполняющих работу по раскрытию и расследованию преступлений.
1 1
Бастрыгин, А.С. Организационно-управленческая деятельность руководителя следственно- оперативной группы и руководителя оперативно-розыскной (поисковой) группы при планировании деятельности следственно-оперативной группы // Политематический сетевой электронный научный журнал
Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 119. С. 1292-1294.

18
Стоит отметить, что сама СОГ не является однородным понятием. В связи с большим разнообразием стоящих перед группами задач они могут разделятся на насколько видов.
Классификацию следственно оперативных групп следует провести по различным основаниям, для полноты отражения различных видов групп. Стоит отметить, что данная классификация имеет теоретический характер и имеет условное прикладное значение.
По ведомственной принадлежности:
СОГ может включать в себя представителей различных органов,в нее могут входить сотрудники как одного ведомства, так и различных, в зависимости от совершенного преступления и возможностей распределения конкретного правоохранительного органа . При этом объединение множества различных лиц с различными полномочиями и компетенцией под единой целью обеспечивает эффективное решение вопросов стоящих перед СОГ.
По структуре:
1) единая группа с единым руководством
2) следственная и оперативная подгруппы с единым руководством
3) следственная и оперативная подгруппы с различным руководствам, при наличии права окончательного решения у кого либо из руководителей.
4)Более 2 различных подгрупп выполняющих свои задачи.
На практике предпочтение отдается единой группе с единым руководствам, так как в таком случае не происходит разногласия между подгруппами и руководителями, что ускоряет процесс расследования.
По количественной вовлеченности участников состоящие из:
1)одного следователя и одного оперуполномоченного;
2) одного следователя и нескольких оперуполномоченных;
3) нескольких следователей и одного оперуполномоченного;
4) нескольких следователей и нескольких оперуполномоченных.
Наиболее часто используется группы состоящие из одного следователя и нескольких оперуполномоченных.


19
В зависимости от работы сотрудников в различных подразделениях и ведомствах можно разделить виды следственно-оперативной группы на:
1) Ведомственные, осуществляющие свою деятельность внутри одного правоохранительного органа, в такого как ОВД, ФСБ, ФССП и иных органах.
2) Межведомственные, то есть состоящие из сотрудников нескольких ведомств.
По количеству сотрудников или же размеру группы
1) Малые (до пяти человек)
2) Средние(от шести до восьми человек)
3) Большие ( девять человек и более)
Зачастую при формировании группы она почти всегда имеет малую численность, но в зависимости от конкретного преступления и изменения оперативной обстановки она может возрастать.
По функциональному назначению:
1) Одноразовые, создаваемые для решения одной конкретной задачи, зачастую сложной и длительной.
2) Дежурные, создаваемые для несения дежурства и ведения работы в течении времени дежурства.
3)Специализированные, собственно специализирующиеся на определенной категории преступлений.
4) Зональные, закрепляемые для работы на определенной местности или обьекте.
5) Фильтрационное, создаваемые в период ЧП для работы в зонах фильтрации.
По уровню организации:
1) районными;
2) межрайонными;
3) региональными;
4) межрегиональными;
5) федерального уровня;

20 6) межгосударственного уровня (действующие на территории приграничных районов РФ и других соседних государств в случае, если имеется со ответствующее межгосударственное соглашение с этим государством о про ведении расследования на его территории).
1 1
Хусаинов, Р.Р. Формы взаимодействия следственных органов и оперативных подразделений
//Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 5. № -5. С. 25.

21
2. Особенности процесса взаимодействия следователя с
оперативно-розыскным аппаратом
2.1. Правовая основа взаимодействия оперативных подразделений и
следователя
Среди правовых норм напрямую регламентирующих процесс взаимодействия следственных и оперативных подразделений в первую очередь стоит выделить Уголовно Процессуальный Кодекс РФ.
В нормах УПК существуют 2 группы норм касающихся взаимодействия следователя и оперативных сотрудников, это обязывающие и управомачивающие нормы.
В соответствии с первыми оперативные подразделения налагаются процессуальными обязанностями так как те имеют статус органа дознания.
Так орган дознания обязан
1) возбуждать уголовное дело и производить неотложные следственные действия при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно
2) после производства неотложных следственных действий и не позднее
10 суток со дня возбуждения уголовного дела направлять уголовное дела руководителю следственного органа.
3) После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.