Файл: Особенности взаимодействия оперативных и следственных подразделений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также налаженный психологический контакт со спецконтингентом
1
Именно на оперативных работниках ФСИН России лежит основная ответственность за целостность и сохранность места происшествия, в том числе до момента проведения (в случае необходимости) повторного осмотра. В ходе следственной работы автора статьи в органах СК РФ иногда возникали вопросы, связанные с несогласованностью действий различных подразделений
ФСИН России. Так, при рассмотрении материала проверки по факту пожара в одном из учреждений место происшествия (возгорания) после первого осмотра было очищено, то есть все поврежденные предметы были вывезены на свалку, и повторный осмотр был проведен уже не в полном объеме, не- смотря на указание по сохранению места происшествия. Во втором случае с опечатанного помещения, которое подлежало осмотру, были вскрыты пломбы, что могло свидетельствовать о проникновении в помещение посторонних лиц, возможно, с целью сокрытия предметов и следов, имеющих значение для органов предварительного следствия. Положительным моментом в данных ситуациях было то, что они не по- влияли на результат следственной работы. Указанных обстоятельств можно было бы избежать при наличии четкой системы взаимодействия между следствием и оперативными службами. Большую активность необходимо проявлять оперативным подразделениям ФСИН России и в раскрытии должностных преступлений, совершенных сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Основную часть работы берут на себя оперативные сотрудники подразделений отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, ФСБ России, а деятельность оперативных работников ФСИН России часто сводится к сбору характеризующих материалов и служебной документации на лицо, совершившее преступление. В этой связи следует упомянуть о значительном
1
Волков, Д.Ю. некоторые вопросы взаимодействия органов следственного комитета российской федерации с оперативными подразделениями ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 54.

50 законодательном ограничении компетенции должностных лиц ФСИН России при расследовании преступлений6. Отсутствие навыков взаимодействия приводит к недопониманию в совместной работе, допущению процессуальных ошибок, которые могут привести к тому, что виновное лицо не будет привлечено к уголовной ответственности. Так, оперативные подразделения
ФСИН России иногда сталкиваются с тем, что по наработанным материалам выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, поскольку оперативные сотрудники не всегда правильно оценивают доказательственную базу и не в полном объеме проводят оперативно-розыскные мероприятия, чего можно было бы избежать при налаженных контактах со следствием. Вопросы возникают и из-за неумения отстаивать оперативными сотрудниками ФСИН
России свою позицию, когда речь идет о принятии следователем процессуального решения.
Необходимо отметить, что на уровне СИЗО взаимодействие не должно ограничиваться только оперативным подразделением, и тут следует указать на важность взаимодействия следователя с администрацией ИУ. По его мнению, помощь администрации при подготовке к допросу может выражаться в следующем: а) предоставление следователю раз- личной информации, полученной как в ходе повседневной работы служб ИУ, так и в ходе специально организуемых администрацией мероприятий; б) принятие режимных и иных непроцессуальных мер по устранению отрицательного влияния отдельных осужденных на допрашиваемого, а также в проведении воспитательных и других мероприятий по склонению обвиняемых и свидетелей из числа осужденных к даче правдивых показаний на допросе; в) оказание организационно- технической помощи (выделение помещений, обеспечение явки, установление надзора для предотвращения эксцессов и т. д.); г) выполнение отдельных следственных действий по поручению следователя.
Согласно результатам проведенного нами опроса, большая часть следователей
(93 % респондентов) при подготовке к допросу в рамках расследования убийств


51 не осуществляет взаимодействия с какими-либо службами и подразделениями
СИЗО.
Можно найти несколько объяснений данному факту. В первую очередь
— это наличие минимальной практики взаимодействия и, как следствие, отсутствие положительного опыта, который можно было бы перенимать в дальнейшем. Работа по большей части уголовных дел, подследственных органам Следственного комитета РФ, осуществляется при оперативном сопровождении подразделениями полиции на постоянной основе, как при работе по поручениям, так и при проведении ОРМ. В их совместной деятельности видится общая цель — раскрытие и расследование совершенного преступления. В то же время приходится констатировать, что сотрудничество между следователями
Следственного комитета
РФ, оперативными уполномоченными полиции, с одной стороны, и оперативными подразделениями СИЗО, с другой, ведется не на должном уровне. Среди основных причин указанного явления можно выделить:
1) постоянно изменяющееся законодательство, не способствующее выработке единого подхода к организации взаимодействия;
2) снижение численности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей; 3) уменьшение поступивших в СИЗО заданий на оперативную разработку лиц, представляющих оперативный интерес;
4) отсутствие должного взаимодействия между оперативными подразделениями, осуществляющими раскрытие преступлений;
5) неотработанность системы оперативной передачи информации, недостаточный уровень профессиональной квалификации руководителей и оперативных сотрудников СИЗО по раскрытию преступлений.
1
Одной из проблем взаимодействия является также незнание следователем информационных, административных и оперативных ресурсов подразделений
СИЗО. Как правило, это связано с тем, что большая часть следователей СК РФ
1
Волков Д.Ю. некоторые вопросы взаимодействия органов следственного комитета российской федерации с оперативными подразделениями ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 56.

52 являются выпускниками общегражданских вузов, где недостаточное внимание уделяется изучению уголовно- исполнительного права, а дисциплина
«Оперативно-розыскная деятельность» не преподается из-за невозможности оформления допуска к государственной тайне. В дальнейшем отсутствие допуска у большинства следователей СК не дает возможности в полной мере иметь представление о проведении ряда оперативно- розыскных мероприятий, а также о ресурсах оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.
В то же время имеет место и положительный опыт взаимодействия. Так, например, в соответствии с приказом СК РФ от 31.07.2014 г. № 65 «Об организации работы в Следственном комитете Российской Феде- рации по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы»7 в ряде субъектов
Российской Федерации были созданы аналитические группы по раскрытию преступлений прошлых лет, в которые были включены наиболее опытные сотрудники СК РФ, ФСИН России и МВД России. Подобная организация взаимодействия приносит положительные результаты. Таким образом, оперативные подразделения ФСИН России обладают значительным ресурсом, который обязан способствовать эффективному расследованию преступлений, совершаемых в местах лишения свободы. Иногда даже работники следственных органов не в силе дать правильную оценку результатам, которые могут быть получены в ходе совместной работы. Залогом успешной деятельности, направленной на раскрытие преступлений оперативными сотрудниками ФСИН России, должна стать реализация основополагающего принципа оперативно-розыск- ной деятельности – наступательного характера этой деятельности. Своевременно и качественно проведенные оперативно- розыскные мероприятия и полученная информация позволяют создать доказательственную базу, которая будет закреплена в ходе следствия по


53 уголовному делу и благоприятно повлияет на его исход – вынесение обвинительного приговора в отношении виновного лица.
1 1
Волков Д.Ю. некоторые вопросы взаимодействия органов следственного комитета российской федерации с оперативными подразделениями ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 57.

54
1   2   3   4   5

Заключение
На основании проделанной работы и изученных данных можно сделать вывод о том процесс взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел является необходимостью для успешного раскрытия и расследования преступлений.
Целью взаимодействия служит максимальное объединение сил и средств органов следствия и дознания в борьбе с преступностью за счет правильного использования в ходе расследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-розыскных функций, получение таким путем наиболее эффективных результатов в осуществлении задач уголовного судопроизводства.
Взаимодействие оперативных сотрудников и следователя имеет теоретические и правовые основания. Разработка теоретических оснований взаимодействия следователя и органов дознания позволяет ответить на вопросы: 1) в каких целях осуществляется взаимодействие; 2) почему оно возможно; 3) чем вызвана его необходимость. Правовыми основаниями взаимодействия следователей и органов дознания являются положения законов и подзаконных нормативных актов, определяющие задачи, принципы и порядок взаимодействия, его организацию, права и обязанности следователей и органов дознания при его осуществлении.
Эффективность данного взаимодействия зависит от множества факторов, в том числе и от выбора формы взаимодействия.
Одной из основных форм взаимодействия следователей и оперативных работников твердо зарекомендовавших себя на практике и паказавшихсвою эффективность является следственно оперативная группа.
Следственно-оперативные группы (СОГ) создаются, как правило, для раскрытия и расследования особо тяжких, многоэпизодных и имеющих большой общественный резонанс преступлений. Это позволяет решить ряд задач, от чего зависит быстрота, объективность и всесторонность

55 расследования, обработать большой массив данных и выполнить значительный объем работы в определенные законом сроки:
- на начальном этапе расследования преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, и при выдвижении следственных версий принять во внимание всю информацию, полученную следователем и работниками уголовного розыска;
- согласовывать производство сложных и значительных по объему следственных действий, что отражается как в совместном плане расследования, так и в планах оперативно-розыскных мероприятий;
- значительно облегчить дачу следователем органу дознания поручений и указаний о производстве розыскных и следственных действий, так как уже нет необходимости каждый раз обращаться к начальнику органа дознания, а можно давать поручения сотруднику оперативному уполномоченному, входящему в состав СОГ;
- ускорить процесс взаимного обмена информацией;
- четко разграничить компетенцию следователя и оперативных сотрудников - членов СОГ;
- обеспечить действенный контроль со стороны руководителей следственного и оперативного подразделения за раскрытием и расследованием преступлений путем проверки выполнения совместных, согласованных планов.
В настоящее время набирает силу тенденция формализации взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений. Попытки каждого наделить определенными обязанностями, не учитывая психологические аспекты данной деятельности, которые проявляются в неправовом взаимодействии. Такая позиция может вести к снижению эффективности совместных действий.
Хотелось бы, чтобы в нормативных актах больший акцент уделялся правам каждого участника взаимодействия, а выбор конкретных приемов и способов должен производиться самими сотрудниками. Для повышения эффективности совместных действий большее внимание нужно уделять мотивации


56 сотрудников на достижение высоких результатов служебной деятельности, причем применение императивных приемов следует ограничить необходимым минимумом.
Среди проблем возникающих во время взаимодействия можно выделить:
1. Отсутствие необходимого обсуждения и планирования совместной деятельности
2. Отсутствие должного информирования следователем оперативного сотрудника при выдаче поручения и как следствие посредственное исполнение этого поручения.
3. Нескоординированность механизма обмена информацией между следователем и оперуполномоченным.
4. Проблемы в использовании результатов ОРД в качестве доказательств по делу.
Среди возможных предложений самым главным, на мой взгляд, является необходимость закрепления норм регламентирующих деятельность следственно оперативной группы в УПК РФ. Это унифицирует и облегчит сегодняшнюю систему СОГ при этом важно делать акцент не, сколько на взаимных обязанностях исходящих из полномочий отдельного следователя и оперативного работника сколько на правах которым может воспользоваться как руководитель СОГ так и подчиненные члены группы. Так же необходимо в рамках ведомственных актов обозначить формы непроцессуального взаимодействия следователя и оперативного сотрудника, наглядно показав, таким образом, возможности эффективного выполнения стоящих перед сотрудниками задач.

57
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1.
Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. -
25.12.1993. - № 237.
2.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ, - 24.12.2001 - № 52 (ч. I) - ст.
4921.
3.
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.04.2018)//
Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25, ст. 2954 4.
О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от
07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N 7. - Ст. 900.
5.
Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений: приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 // Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти.- 1996.- № 11.
6.
Об утверждении Положения о совместных следственно- оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп: приказ Генпрокуратуры
России N 32, МВД России N 199, ФСБ России N 73, ДНП России N 278 от 22 мая 1995 г. // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры России. Т. 1. - М.,- 2004.
7.
О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно-действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств: совместное указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД России от 2 июня 1993 г. N 315-16-93; от 2 августа 1993 г. N 1/3452 // Российская газета. -
01.09.1993 - № 218