Файл: Особенности взаимодействия оперативных и следственных подразделений.pdf
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
3. Варианты взаимодействия следователя и оперативных
сотрудников при расследовании различных категорий преступлений
3.1.Взаимодействие при расследовании экономических преступлений.
В случае расследования преступлений экономической направленности основным подразделением, осуществляющим оперативное обеспечение дела, будет подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции – ЭБиПК. Взаимодействие следователя и оперативных сотрудников данного подразделения должно начинаться незамедлительно с момента начала
ОРМ по признакам преступления, продолжатся с момента возбуждения уголовного дела и не заканчиваться в случае окончания основных мероприятий оперативного и следственного характера, а действовать процесс совместной работы должен до момента вынесения приговора.
При исследовании материалов уголовных дел отнесенных к экономическим, можно выявить отсутствие взаимодействия оперативных частей и следователя на начальном этапе расследования. При этом в данный период взаимодействие приобретает особую важность вследствие возможности получения вещественный доказательств в короткие сроки и подтверждения некоторых элементов состава преступления. После возбуждения уголовного дела, а в некоторых случаях даже с момента регистрации сообщения о наличии данных о готовящемся или совершаемом преступлении в КУСП, лица, имеющие особую важность для ведущегося уголовного дела, начинают скрывать следы своей деятельности либо иным способом выставляют препятствия для процесса расследования, что в существенной мере замедляет расследование и уменьшает качество проводимых
ОРМ.
Данное противодействие может выражаться в двух формах; активной, и пассивной.
Либо они перестают общаться на темы близкие к теме расследования, перестают открыто встречаться друг с другом, проявляют общую бдительность,
32 пользуются помощью профессиональных адвокатов и других квалифицированных юристов и пр.
1
Зачастую о факте преступления следователь узнает от оперативных сотрудников в случае донесения ему сведений о рапорте, об обнаружении признаков преступления. И из-за того что за ходом оперативной разработки этой информации он никак не следит и никак не контролирует, то ему может быть неизвестно множество важных для следствия фактов. К тому же он не может каким либо образом провести координацию сбора первичных материалов, и в этом случае следователю приходится работать с тем что есть.
Следователи могут в данном случае проконсультировать оперативного сотрудника по теме отбора необходимых для будущего расследования предметов и документов, а так же сбора интересующих следствие сведений, из- за лучшего понимания следователем структуры доказывания по различным частям состава преступления. Но как-либо в большей степени повлиять на оперативный аппарат следователь не может из за секретного характера работы оперативных подразделений.
При этом работа механизмов взаимодействия без нарушения режима секретности вполне возможна. Подзаконные акты в данном случае ведомственные инструкции описывают возможность знакомства начальника органа осуществляющего следствие с материалами полученными в результате
ОРД для увеличения качества используемого материала в расследовании.
Сам же следователь на начальном этапе крайне редко знакомится с данными материалами, что является известной в науке проблемой и требует решения.
Явно назрела необходимость в проведении на постоянной основе встречи участников СОГ в целях обеспечения эффективного взаимодействия и обмена информацией по расследуемому делу и постановке и выполнений целей на
1
Туяков, Е.Е. взаимодействие между службами и подразделениями следственно-оперативной группы в системе МВД // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1058-1059.
33 данном этапе расследования и доклады о проделанной работе на следующих встречах.
На то, как часто будут проходить подобного рода совещания будет зависеть специфика протекания расследования уголовного дела а так же сложность и объем порученных участникам следственно оперативной группы в особых случаях при необходимости централизованного координирования какой либо важной общей задачи данные совещания могут происходить до двух раз в день. Первый раз утром - когда задачи на этот день ставятся, второй раз вечером когда о выполненных или по какой-либо причине не выполненных задачах производится доклад. При повышенной организационной нагрузке данный способ совместной организации деятельности давал реальный результат.
В соответствии с текущей правовой основой работы следственных органов возможности по организации вышеуказанных собраний находятся в руках начальника следственного отдела, но в целях оптимизации организационного процесса данную возможность следует делегировать руководителю СОГ. А обязанности членов СОГ в отношении участия в деятельности собрания отразить во внутренних нормативных документах.
Следует предусмотреть введение автоматической записи процесса проведения собрания с целью фиксирования раздачи и принятия поручений в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения, которых, запись может явиться доказательством при привлечении сотрудника к дисциплинарному взысканию.
1
Реальная возможность довести дело экономического характера до обвинительного заключения с отправлением дела в суд зависит, прежде всего от действий оперуполномоченных на стадии проверки признаков преступления в частности добычи сведений представляющих следственных и оперативный
1
Кислый, О.А. некоторые правовые аспекты взаимодействия оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 3. С. 51-53.
34 интерес, пока злоумышленник не начал производить действия по сокрытию или уничтожению этих сведений.
В данном случае возникают две противоположные позиции, связанные с качеством и полнотой собираемых сведений оперативными сотрудниками.
Часть следователей считает, что материалы собранные оперуполномоченными на предварительном этапе работы фрагментарны и зачастую не могут быть закреплены как полноценные доказательства, что приводит к затягиванию дела или даже его прекращению, при наличии основательной убежденности следователя в причастности лиц к совершению преступления.
Естественно оперуполномоченные сотрудники считают свою работу выполняемой на высоком профессиональном уровне и достаточной для возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Статистика, к сожалению, говорит далеко не в пользу оперативных сотрудников, значительное число отказов в возбуждении уголовных дел происходит из-за недостаточности собранного оперативного материала, иногда в отношении одного лица производится несколько попыток сбора оперативного материала и возбуждения уголовного дела, что тоже говорит о недостаточной глубине оперативной работы.
Так же разделено мнение и о взаимодействии оперативных сотрудников и следователей по вопросам консультирования оперативных сотрудников о поставленных перед ним задачах и квалификации предметов и документов полученных оперативным путем в качестве доказательств по делу.
Описанные выше проблемы во взаимодействии субъектов расследования указывают на очевидный психологический барьер во взаимоотношениях следователя и оперативных сотрудников и отсутствие у них осведомленности о возможностях взаимодействия в процессе осуществления расследования, как следствие отсутствие совместного планирования деятельности как в рамках
СОГ, так и вне его.
35
Вторая проблема заключается в неосновательном подходе следователей при подготовке поручений и полное отсутствие инструктирования оперативных сотрудников касательно особенностей дела и выполняемого поручения и соответственное выполнение этих поручений при отсутствии внятности требований следователя. Таким образом оперативное обеспечение процесса расследования выполняется на недостаточном уровне частично из за действий, а в данном случае бездействия следователя, ведущего дело но не следящего как за качеством поступающих от него поручений, так и за результатами выполняемых требований.
Третья проблема объединяет собой недостаточность получаемых сведений по делу, как оперуполномоченного от следователя при консультации в процессе знакомства с материалами дела, так и следователя от оперативного работника в процессе раскрытия оперативных материалов.
Причиной данной проблемы может быть пробелы в методической подготовке сотрудников и отсутствие реализации в материалах дела и самом процессе расследования данных полученных ходе ОРД или незнание механизма такой реализации оперативной информации.
Четвертой проблемой будут являться проблемы организационного характера связанные с неполным охватом производства уголовных дел оперативным сопровождением и отсутствие обмена информацией между следственными и оперативными подразделениями и неправильное понимание ими основ взаимодействия.
1
Со стороны оперативных сотрудников причина отсутствия основательного подхода в оперативном обеспечении уголовных дел кроется в плановом характере отчетности за проделанную оперативником работу, соответственно его работа не фокусируется на одном или возможно нескольких ведущихся делах, а на всех возможных зацепках для наиболее широкого охвата деятельности при текущей оперативной ситуации, тем самым максимизируя
1
Чичерин, Ю.С Теоретические основы и проблемные вопросы взаимодействия следователей и сотрудников оперативных подразделений в раскрытии и расследовании преступлений Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 1 (36). С. 107.
36 показатели своей деятельности, при этом жертвуя глубиной и качеством оперативной разработки текущих дел.
Следователь же требует в деятельности оперуполномоченного максимальной отчетности и документирования проводимых им оперативно розыскных мероприятий, зачастую это приводит к негативным последствиям когда при наличии реальных поводов к возбуждению уголовного дела недостаточно принявших процессуальную форму со стороны оперуполномоченного следователь решив перестраховаться отказывает в возбуждении уголовного дела, тем самым создавая конфликт между следователем и оперуполномоченным, что не может не сказаться на их взаимной работе по расследованию преступлений
Само по себе это взаимодействие может обретать разные формы и характеризоваться различной деятельностью. Они могут зависеть как от стадии: предварительной, первичной, последующей, заключительной, каждая из которых обладает своими особенностями и влияет на совместную деятельность следователя и оперативных сотрудников.
Важным аспектом взаимодействия является работа с лицами активно препятствующими проведению расследования, это может проявляться в помехах при сборе вещественных доказательств, сокрытие или уничтожение оперативно-важной информации и прямое влияние на участников расследования и последующего проведения процесса. Таким образом, возникает реальная необходимость в координации действий между оперативными сотрудниками и следователем в деле обеспечения сохранности оперативно значимой информации и вещественных доказательств, а так же обеспечения безопасности всех участников процесса от постороннего влияния и прямых посягательств.
Специфика взаимодействия в борьбе с экономический преступностью имеет разносторонний характер, как процессуальный, так и непроцессуальный.
Одним из критериев такого разграничения деятельности является указание в уголовно - процессуальном законе на конкретные способы извлечения
37 информации из определенного носителя и соблюдение порядка, условий и последовательности применения этого способа в ряде процессуальных действий.
1
Каждой отрасли права соответствует свой процесс, а значит, и особенности феномена «процессуальное». При этом «процессуальное» определяется двумя обязательными условиями: 1) наличием действующих правовых средств конкретной отрасли права; 2) предметом регулирования должен выступать некий порядок (процедура) производства каких-либо действий или принятия решений. При этом не следует напрямую связывать наличие процессуальной формы процесса получения доказательств в уголовном праве с самим процессом получением таковых. Процедура получения вспомогательной информации, имеющей значение для уголовного дела, также может быть облечена в нечто «процессуальное». Так, например, получение объяснения на стадии возбуждения уголовного дела имеет процессуальную форму, которая определяется аналогией, допустимой в некоторой степени в уголовно-процессуальном праве. Оперативно-розыскной деятельности присущ собственный процесс. В литературе этому вопросу все больше уделяется внимания. Прежде всего, это касается порядка производства оперативно- розыскных мероприятий и получения раз- решения для их проведения.
«Процессуальное», кроме отраслевого, может иметь межотраслевой характер.
Примерами тому могут служить следующие формы взаимодействия:
– представление результатов оперативно- розыскной деятельности следователю, дознавателю или прокурору;
– проведение проверки информации о преступлении, поступившей в качестве повода к возбуждению уголовного дела, в составе следственно- оперативной группы. Указанные действия определяются ведомственными нормативными актами, регламентирующими уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность.
1
Булыгин, Д.А. Вопросы взаимодействия следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании экономических преступлений // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-1. С. 166.
38
«Процессуальное» может иметь переходящий характер. Это обусловлено сменой задействованных правовых средств сменяющих друг друга отраслей права. В уголовном процессе и оперативно-розыскной деятельности это имеет отношение к следующим формам взаимодействия:
Проведение ОРМ по отдельному поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело
– уведомление следователя о результатах применения оперативно- розыскных и розыскных мер по установлению лица, совершившего преступление (
– получение разрешения следователя, дознавателя или прокурора, в производстве которых находится уголовное дело, на встречу сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, для проведения ОРМ
– производство следственного действия с участием сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164 УПК РФ; ч.
1 ст. 11 Федерального закона «Об ОРД»); – задержание лиц на месте совершения преступления или непосредственно после его совер- шения в результате проведения ОРМ
– применение мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства
– ознакомление следователя с материалами оперативной работы
(регулируется ведомственными нормативными актами ограниченного доступа).
Таким образом,
«процессуальное» может быть отраслевым, межотраслевым, переходящим.
Применительно к противодействию организованной преступности следователи и оперативные работники взаимодействуют между собой и в непроцессуальных формах, к которым можно отнести, например:
– личные контакты следователей и оперативных работников для обмена необходимой информацией
39
– планирование применения уголовно- процессуальных и оперативно- розыскных средств по одному уголовному делу или в отношении конкретного организованного преступного формирования.
1
1 2 3 4 5